Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 4-7 лет

«Палочки-стучалочки»

Актуальность:

Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм работы является игра  с клавесами. 

Клавесы или ритмические палочки – простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. 

Клавесы простой и доступный всем перкуссионный инструмент. Обязательно познакомьтесь с ним, кто еще не знает. За этим названием кроется всего лишь пара палочек, ударяя которыми друг о друга, музыканты подчеркивают ритмический рисунок музыкальной композиции. Клавесы – простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, попросту говоря, палочки – стучалочки.
Деревянные музыкальные палочки – это именно то, что доступно для исполнения каждому малышу или взрослому. Причин тому несколько – сделаны из дерева, приятны на слух и на ощупь, можно сопровождать любую мелодию, можно играть в группе или в одиночку, развивают слух и чувство ритма, речь. Никаких музыкальных знаний и нот – только музыка, клавесы и исполнитель! Нужно научиться не сжимать клавесы, а держать свободно в руках для хорошего звука.
Играть на клавесах можно разными способами, и каждый будет благотворно влиять на слух, развитие умственных способностей через чувствительные пальчики малышей.
А игр с использованием клавес очень много, как и пользы от занятий с ними.

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

      Цель:  Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – ритмических способностей посредством музыкальных игр.
      Задачи:

– развитие речевых интонаций голоса,

– развитие чувства ритма,

– развитие координации движений,

– развитие мелкой и крупной моторики,

–  развитие творческих способностей.

      Игры с палочками  дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей.

                         

                     Комплекс ритмических игр с палочками (клавесами)

Игра№1 «Делай как я».

Задача – учить детей реагировать на смену движений.

Варианты игры:

 – шагать палочками по полу «топ-топ»;

 – стучать палочками «тук-тук»;

 – стучать «шляпками» палочек;

 – стучать основаниями палочек;

 – перекатывать в ладошках, «греть» палочки;

 – катать «колбаски» по полу;

 -стучать палочками над головой;

 – прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

                                                 Игра №2 «Эхо».

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Ход Игры:

Дети встают или садятся по кругу. Педагог выстукивает  палочками ритмический рисунок. Дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом: «Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют все дети. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом: «Маша». Маша продолжает игру.

Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Методические рекомендации:

Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и детское творчество: умение создать собственную модель.

                                            Игра №3 «Ножки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Ножки, ножки, вы шагали?                     (задаёт вопрос педагог)

Мы шагали, мы шагали.                 (дети  стучат палочками поочерёдно)

Ножки, ножки, вы бежали?                    (спрашивает педагог)

Мы бежали, мы бежали.                 (дети отвечают и стучат быстрее)

Ножки, ножки, вы плясали?                (спрашивает педагог)

Мы плясали, мы плясали.            (дети вращают палочками в воздухе)

Ножки, ножки, вы устали?               (спрашивает педагог)

Мы устали, мы устали.                (дети  катают палочки в ладошках)

Ножки, ножки, отдыхали?              (спрашивает педагог)

Отдыхали, отдыхали.                  (дети катают палочки по полу)

И опять всё начинали!                (стучат палочками одновременно по полу)

                                  

Игра №4 «Маленькие ушки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Маленькие ушки                   (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки,        (вращать палочками в воздухе)

А потом в лягушки,              (стучать палочками справа – слева по полу)

И в колотушки,                     (стучать палочкой о палочку)

И в топотушки,                     (стучать палочками по полу)

И в потягушки.                     (потянуться руками)

                                Игра №5 «Гвоздь и молоток».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Вот гвоздь, молоток.          (показать палочки поочерёдно)

Мы построили мосток.      (стучать палочкой о палочку)

Мы по мостику пойдём       («шагать» палочками)

И друзей себе найдём.       (стучать палочками по полу одновременно)

Игра №6 «Петушок».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки,        (стучать палочками поочерёдно по полу)

На головке гребешок,             (стучать палочками над головой)

Кто же это?                              (развести руки в стороны)

Петушок!                                 (стучать полочками одновременно по полу)

                                           Игра №6 «Пельмешки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Ручки помыли,                       (перекатывать палочки в ладонях)

Тесто замесили.                      (катать палочки по полу ладонями)

Станем без спешки

Стряпать пельмешки.             (стучать палочками поочерёдно по полу)

Слышишь, баба?                      (стучать у правого уха)

Слышишь, дед?                        (стучать у левого уха)

Приходите на обед!                 (стучать палочками одновременно по полу)

                                               Игра №7 «Буратино».

Задача: развитие координации рук.

Ход игры:

Буратино – длинный нос,           (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос:                    (другой по ней стучать)

-Кто  кричит в лесу «ку-ку»?     (стучать «шляпками» горизонтально)

Кто пасётся на лугу?                   (стучать «шляпками» вертикально)

Кто мяукнул у дверей?               (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей!                    (стучать палочками по полу одновременно)

                                           Игра №8 «Индейцы».

Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми действиями.

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть:

Давайте представим, что наши палочки волшебные.

Сейчас мы поколдуем (дети вращают палочками перед собой), скажем волшебные слова: «умба-юмба»! И вот мы индейцы.

Наступило утро, взошло солнце (дети палочками рисуют в воздухе круг или выкладывают на ковре солнце с помощью палочек). Пора отправляться на охоту. Индейцы  боевым кличем позвали своих коней (дети имитируют боевой клич, прикладывая ладонь ко рту: «А-а-а-а!»), сели верхом на коней и отправились в путь (дети стучат ритмично палочками по полу, имитируя топот копыт, щёлкают язычком).

Скачут индейцы день, скачут ночь, остановились, увидели следы. Чьи же это следы? (дети высказывают предположения: «крокодила, мамонта, носорога»). Посмотрели в подзорную трубу (сложили трубу из палочек) и увидели носорога! Пустились в погоню! (дети быстро стучат палочками). Настигли носорога, метнули копья (дети имитируют метание копья «ух!») и поразили добычу.

Индейцы развели огонь (дети перекатывают палочки в ладонях), сварили еду («помешивают» в котле еду), подкрепились («ам-ам») и устроили праздник.

Методические рекомендации:

Игрой на деревянных палочках можно озвучить увлекательный рассказ, необыкновенную историю.

                                         Игра №9 «Бубен вождя».

Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе.

Ход игры:

Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках.

Педагог передаёт бубен ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает ребёнок. Все идут в заданном ритме. Ребёнок передаёт бубен второму ребёнку. Игра продолжается.

Возможно музыкальное сопровождение.

                                  Игра №10 «Учим палочку танцевать» 

                                                (Играем с одной палочкой)
Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.
Ход игры:

Тише, тише, палка спит.      (палочка лежит на столе, указательный пальчик

Палка – палочка лежит.                                 правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать                                      (хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля       (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Методические рекомендации:

Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

                          Игра №11 «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 
Ход игры:

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом – серенький, зимой – беленький.
(стучать палочками друг о дружку – крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык – тык – тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

                                Игра №12 «Козлик»  (Играем с двумя палочками)
Задача: умение выразительно изобразить образ героя.

Ход игры:

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По – козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове)

                             Игра №13 «Аты-баты»  (Играем с двумя палочками)
Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.
Аты-баты шли солдаты               (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты  на базар         (стучать палочками друг о дружку – крест накрест)
Аты-баты, что купили?                     (стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты самовар.        (стучать палочками друг о дружку – крест на крест)
Игра №15 «Зарядка» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания, мышления.
Ножками затопали: топ, топ, топ!         (стучать торцом палочек поочередно)
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп!      (стучать палочками друг о дружку)
Сели! Встали!                                          (положить палочки на стол, поднять)
Снова сели!                                                  (опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели!             (погладить правой ладошкой себе животик)

                                         Игра №14 «Учим палочку танцевать»

                                              (Играем с одной палочкой)

Цель: учить детей передавать не сложный   ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит.

Палка – палочка лежит.

(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать

(хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля

(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры.

                                          Игра №15 «Веселый мишка»

(Играем с двумя палочками)

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

(положить палочки на стол)

Отряхнулся и сказал: Ух!

(поставить палочки на торец)

 

                                             Игра № 16 «Аты-баты»

(Играем с двумя палочками)

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты

(стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты

(стучать торцом палочек поочередно)

На базар

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

Аты-баты, что купили?

(стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты

(стучать торцом палочек поочередно)

Самовар.

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

                                    Игра № 17 «Палочки и лиса»

Палочки как зайчики Скачут по дорожке, (Стучать поочередно левой и правой палочкой по полу)

 Постучали палочки лисоньке в окошко: (Стучать палочкой о палочку в положении буквы «Т», меняя руки) 

Выходи лисица к нам (Стучать одновременно двумя палочками по полу) 

Тара-тара, тара-рам! (Стучать поочередно левой и правой палочкой по полу)

 

                                      Игра № 18 «Наши палочки» 

Средняя группа Наши палочки идут, топ-топ, топ-топ (стучать поочередно палочками по полу) 

Никогда не устают, топ-топ, топ-топ, (стучать одновременно двумя палочками по полу) 

Только знаем мы всегда (Один раз стукнуть палочкой о палочку, один раз стукнуть двумя палочками по полу) 

Долго им шагать нельзя! (Перекатывать палочки в ладонях)

Игра № 19 « Веселые палочки»

Вы скачите, палочки   Стучат по полу двумя палочками одновременно,

Как солнечные зайчики. Отмечая каждую четверть.

Прыг – прыг, – Стучат палочкой о палочку.

Скок – скок.

Прискакали на лужок. – Стучат по полу палочками по очереди восьмыми.

Правой ножкой топ-топ. – Стучать правой палочкой на каждую четверть.

Левой ножкой топ-топ. – Стучать левой палочкой на каждую четверть.

На головку сели, – Сделать «рожки» и пошевелить ими.

Песенку запели. – Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.

Игра № 20 «С барабаном ходит ёжик»

С барабаном ходит ёжик: Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Игра № 21  «Кто топает?»

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ-

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

– Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

– Может кошек подковали?

Топ-топ-топ.

А) Придумать с детьми игровую ситуацию: «Кто топает?» Если великан, бегемот,

слон…- топают и хлопают громко; если мышки, котик… – топают или хлопают тихо.

Б) Все стоят в кругу. На первую фразу идут к центру, на слова «Топ-топ-топ» топают.

На вторую фразу расширяют круг, на слова «Топ-топ-топ» – топают.

Г) Выбрать инструмент, соответствующий придуманному детьми персонажу.

Слон-барабан, мышка-треугольник, колокольчик, дождик-металлофон и т.п.

Игра № 22 «По дорожке я скачу»

Раз! Два! Три! Четыре! – Ритмичные удары палочкой о палочку.

По дорожке я скачу. – Стучать поочередно об пол.

Раз! Два! Три! Четыре! – Ритмичные удары палочкой о палочку.

Башмачок скакать учу. – Стучать об пол правой палочкой затем левой

Раз! Два! Три! Четыре! – Ритмичные удары палочкой о палочку.

Обломился каблучок. – Держа левую за середину стучать правой то по одному, то по другому концу левой.

Раз! Два! Три! Четыре! – Ритмичные удары палочкой о палочку.

Заблудился башмачок. – Попеременно стучать по полу.

Вариант: (Дети стоят врассыпную или в кругу без палочек)

Раз! Два! Три! Четыре! – Маршировать.

По дорожке я скачу. – Четыре прыжка на двух ногах.

Раз! Два! Три! Четыре! –Маршировать.

Башмачок скакать учу. – Четыре прыжка на двух ногах.

Раз! Два! Три! Четыре! – Маршировать.

Обломился каблучок. – Топнуть одной ногой, затем другой.

Раз! Два! Три! Четыре! – Маршировать.

Заблудился башмачок. – Соединить пятки, разводить и соединять носки.

Игра № 23 «Зашагали ножки»

Зашагали ножки по прямой дорожке, – ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Побежали ножки по прямой дорожке, – быстро ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Поскакали ножки по прямой дорожке, – ударять двумя палочками справа-слева по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Заплясали ножки на прямой дорожке,-ударять по очереди разными концами палочек о пол
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Отдыхают ножки на прямой дорожке, – положить палочки на пол, ручки под щёчки
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.

Игра № 24 «Скачут, скачут две лошадки»

        Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

        Мчаться, мчаться без оглядки, но, но, но!

        Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

        Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

        Вы, лошадки, нас возьмите, да, да, да!

        Быстро в город нас домчите, да, да, да!

        Эй, лошадки, на пригорок, гоп, гоп, гоп!

        Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

Игра № 25 «Пчёлка»

Пчелка полосатая, девочка крылатая (крутим палочками перед собой)

Сядет на ножку (садимся палочками на ножки)

Сядет на дорожку (садимся палочками на пол)

На коленки (садимся палочками на колени,

На ушки (садимся палочками на ушки)

Сядет подружка.

Покружится (кружим палочками перед собой)

Посидит (садимся на любую часть тела)

И обратно улетит (прячем палочки за спину)

        

Игра № 26 «Дождик»

Дождик, дождик (стучим палочками)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На животик (кладем палочки на животик)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На макушку (кладем палочки на голову)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

И на ушки (кладем палочки на на ушки)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

Дождик, дождик

Поливай! (стучим палочками)

Наш малышка вырастай! (тянем вверх ручки с палочками)

Игра № 27 «Пирожок»

Мама приходила, (шагаем палочками по полу)

Капусту порубила (как будто играем на барабане)

Тесто месили (катаем по полу)

Пирожок лепили (стучим палочками)

Дети прибегали (шагаем палочками по полу)

Пирожок съедали (крутим палочками перед собой, как мельница)

Раз-два, Раз-два, (стучим палочками)

Вот и нет пирожка (разводим руки с палочками в стороны)

Игра № 28 «Барабанщик»

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит          

Полтора часа подряд.

Дети ритмично идут по залу в разных направлениях и стучат палочку об палочку.