Методическая разработка библиотечного урока по теме: “Фольклор и литература народов России”.
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
– технология проблемно-диалогического обучения;
– здоровье сберегающая технология ;
– технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Познакомить с особенностями фольклора, рассмотреть частушку как малый жанр фольклора.
УУД:
Образовательные
— Знать и понимать, что такое частушки, пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Воспитательные:
– воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Познавательные:
– определение темы урока;
– формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
– извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
– применение информации из собственного опыта;
– умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
– проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
– оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
– применяют правила сотрудничества.
План-конспект
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | |
Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся | Подготовка к уроку |
Проверка домашнего задания | |
Проверка домашнего задания (общий опрос, индивидуальная работа на карточках) | Ответ по домашнему заданию (в зависимости от предусмотренной формы работы) |
Мотивационный этап | |
Учитель раздает ученикам карточки с заданием
ФРЛЛКООЬ И РЕУТЛТААРИ НОВАОДР ИИСРСО (Слайд 2) Подведение учащихся к формированию новой темы с помощью разгадывания анаграммы. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Обсуждаем. |
Выполняют задание. Разгадывают анаграмму “Фольклор и литература народов России“.
Предполагают. Записываем тему урока в тетрадь. |
Изучение новой темы | |
Учитель | Ученики |
1.Вы уже знаете, что в нашей стране проживает множество народов. Каждый народ имеет самобытную культуру, которая нашла свое отражение в фольклоре и литературе.
Прежде всего, нам с вами нужно познакомиться с определением «фольклор» (Слайд 3) 2.Элементы фольклора. (Слайд 4) 3.Сегодня мы свами более подробно остановимся на малом жанре фольклора частушке. История возникновения частушки. Слайд 5 Первые частушки были зафиксированы в Центральной России в 50- 60-х годах 19 века. Затем они стали распространяться и других районах страны. Процесс частушечного творчества развивался очень быстро. Если в 50- 60-е годы в отдельных местностях частушки бытовали единицами, то в последующие десятилетия – десятками и сотнями! К концу 19 века частушка становится самым массовым жанром русского песенного фольклора. Частушка – самый юный жанр народного песенного творчества, она сложилась к 70-м годам прошлого века и прочно вошла в обиход города и деревни, стремительно отзываясь на все события, происходящие в жизни, будь то изменения в быту или события эпохальной важности: в них отразилась вся история России последнего столетия. Этот жанр живет, развивается, проявляется новыми гранями. Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляет двухстрочные песенки («страдания», «Семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. 4. Виды частушек: Частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. Лирические миниатюры составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями |
1.Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают
2. Найди правильное определение к картинкам Миф – Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы. Картинка – 3. Песня – Одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов. Картинка – 4. Пословица – Краткое народное изречение с назидательным смыслом. Картинка – 5 Сказка – Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Картинка – 2. Былина – Народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах. Картинка – 1. Частушка – жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Картинка – 6 4.Задание Определить вид частушки. (Слайд 5) |
Закрепление изученного | |
Задание 5. Определите жанр фольклора.
Работа с карточками. |
5. Делают задание.
Сильный победит одного, знающий — тысячу. (Башкирская поговорка) Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея. (Миф.) Раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакивает чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего. И скорым-скоро подъехал богатырь ко городу Чернигову. А под Черниговом стоит вражья сила несметная. (Былина) А у нас во дворе |
Рефлексия | |
Выполняем таблицу.
ТАБЛИЦА ДЕ БОНО «+» — все, что понравилось на уроке «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным «!» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы |
Учащиеся проводят рефлексию с помощью таблицы Де Боно. |
Домашнее задание | |
Написать сообщение о значении фольклора для народов России.
Предложить учащимся, по желанию провести исследовательскую работу на тему: «Возникновение частушки». |
Записывают домашнюю работу. |