Методическая разработка  библиотечного урока  по теме: “Фольклор и литература народов России”.

Класс:  5                                                                                                   
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
– технология проблемно-диалогического обучения;
– здоровье сберегающая технология ;
– технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Познакомить с особенностями фольклора, рассмотреть частушку как малый жанр фольклора.

УУД:
Образовательные
—  Знать и понимать, что такое частушки, пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; 

—  понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; 

—  воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; 

—  знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

 —  оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Воспитательные:
   – воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Познавательные:
– определение темы урока;
– формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
– извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
– применение информации из собственного опыта;
– умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
– проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
– оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
– применяют правила сотрудничества.

 

План-конспект

Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент
Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся Подготовка к уроку
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания (общий опрос, индивидуальная работа на карточках) Ответ по домашнему заданию (в зависимости от предусмотренной формы работы)
Мотивационный этап
Учитель раздает ученикам карточки с заданием

ФРЛЛКООЬ  И  РЕУТЛТААРИ  НОВАОДР ИИСРСО (Слайд 2)

Подведение учащихся к формированию новой темы с помощью разгадывания анаграммы.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Обсуждаем.

Выполняют задание. Разгадывают анаграмму  “Фольклор и литература народов России“.

Предполагают.

Записываем тему урока в тетрадь.

Изучение новой темы
Учитель Ученики
1.Вы уже знаете, что в нашей стране проживает множество народов. Каждый народ имеет самобытную культуру, которая нашла свое отражение в фольклоре и литературе.   

Прежде всего, нам с вами нужно познакомиться с определением «фольклор» (Слайд 3)

2.Элементы фольклора.  (Слайд 4)

3.Сегодня мы свами более подробно остановимся на малом жанре фольклора частушке.

История возникновения частушки.

Слайд 5

Первые частушки были зафиксированы в Центральной России в 50- 60-х годах 19 века. Затем они стали распространяться и других районах страны. Процесс частушечного творчества развивался очень быстро. Если в 50- 60-е годы в отдельных местностях частушки бытовали единицами, то в последующие десятилетия – десятками и сотнями! К концу 19 века частушка становится самым массовым жанром русского песенного фольклора.

Частушка – самый юный жанр народного песенного творчества, она сложилась к 70-м годам прошлого века и прочно вошла в обиход города и деревни, стремительно отзываясь на все события, происходящие в жизни, будь то изменения в быту или события эпохальной важности: в них отразилась вся история России последнего столетия. Этот жанр живет, развивается, проявляется новыми гранями.

      Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляет двухстрочные песенки («страдания», «Семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения.

4. Виды частушек:

 Частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. 

Частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. 

Лирические миниатюры составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями 

1.Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают

2. Найди правильное определение к картинкам

Миф – Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

Картинка – 3.

Песня – Одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов.

Картинка – 4.

Пословица – Краткое народное изречение с назидательным смыслом.

Картинка – 5

Сказка – Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

Картинка – 2.

Былина – Народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах.

Картинка – 1.

Частушка – жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам.

Картинка –  6

4.Задание

Определить вид частушки. (Слайд 5)

Закрепление изученного
Задание 5. Определите жанр фольклора.

Работа с карточками.

5. Делают задание.

Сильный победит одного, знающий — тысячу. (Башкирская поговорка)

Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея. (Миф.)

Раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакивает чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего. И скорым-скоро подъехал богатырь ко городу Чернигову. А под Черниговом стоит вражья сила несметная. (Былина)

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки. (Частушка)

Рефлексия
Выполняем таблицу.

ТАБЛИЦА ДЕ БОНО

«+» — все, что понравилось на уроке

«-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным

«!» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы

Учащиеся проводят рефлексию с  помощью таблицы Де Боно. 
Домашнее задание
Написать сообщение о значении фольклора для народов России.

Предложить учащимся, по желанию провести исследовательскую работу на тему: «Возникновение частушки».

Записывают домашнюю работу.