Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Царства природы. Бактерии. Общее представление

Дидактическая цель: познакомить с царствами живой природы; дать общее представление о бактериях

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: 

образовательные

  • познакомить с царствами живой природы;
  • учить делать самостоятельные выводы по теме;
  • учить формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы;

развивающие

  • расширить знания детей о живой природе;
  • развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
  • развивать умения работать в группах;

воспитательные

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать культуру общения;
  • учить сотрудничать;
  • прививать любовь к родной природе. 

 

Планируемые результаты

Предметные: знать и правильно употреблять понятия (царства живой природы, бактерии, грибы, растения, животные.)

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к представителям живой природы.

Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия с представителями живой природы.

Познавательные: узнавать представителей четырёх царств живой природы.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос); 
  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для групповой работы);  
  • Поисковые (частично-поисковые); 

Приемы: смысловая выборка, кластер.

 

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Оборудование:  карточки для групповой работы, таблички с названиями царств живой природы, компьютер, проектор, экран

 

Этапы урока Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты

УУД

Предметные Метапредметные
I. Мотивация к учебной деятельности 

Цель: 

включение учащихся в деятельность, мотивационный настрой на урок;

Слушают стихотворение. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Представляется

1. Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

Самопроверка готовности к учебной деятельности.  Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала

Слушают сказку.

Предполагают названия царств живой природы

Рассказывает сказку

Помогает вспомнить изученные царства живой природы

Фиксирует карточки с царствами на доске

Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы.

– А вы можете предположить, какие существуют царства живой природы?

Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
III. Постановка учебной задачи

Цель: 

выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Определяют тему урока, ставят задачи. Подводит к неизученному царству бактерий

Организует фиксирование во внешней речи темы урока и постановку задач.

Какова тема нашего урока?

– Какие задачи поставим? О чём вы хотели бы узнать, изучая царства живой природы?

Знакомство с новыми понятиями – царства природы: бактерии, грибы. Уметь определять и формулировать цель, на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
IV. Усвоение детьми нового знания

Цель: 

построение нового знания.

Работают в группах. Выбирают нужную информацию.

Заслушивают выступающих.

Вывешивают на доску ответы

Смотрят видеофрагмент. Оценивают себя

Организует групповую работу. 

Раздает информацию по теме

Анализ существенных характеристик царства бактерий.

– Предлагаю первой группе найти информацию (ответ) на первый вопрос; второй группе- на второй, третья группа работает по третьему вопросу, и четвертая отвечает на последний вопрос.

Дети работают с карточками в группах.

1 группа – что такое бактерии и где они обитают

2-я группа-  какие бывают

3-я группа – бактерии друзья 

4-я группа – бактерии враги;

– Предлагаю посмотреть ВИДЕОФРАГМЕНТ, чтобы проверить правильно ли выбрали нужную информацию по своему вопросу.

Иметь представление о том, кто такие бактерии, где они обитают, какие бывают, бактерии друзья и бактерии враги

Уметь анализировать свою работу

Уметь добывать новые знания (Познавательные УУД)

Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Физминутка. 

Цель: 

здоровьетворение, релаксация, смена вида деятельности.

Определяют правильные и ложные утверждении и выполняют упражнение Читает утверждения – Предлагаю немного отвлечься. Я буду читать утверждения, если оно верное- поднимаем руки вверх, если неверное- руки кладем на плечи. Уметь анализировать Уметь соотносить свои действия с действиями учителя.

(Познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Первичное закрепление и самостоятельная работа.

 

Цель: включение “открытия” в систему знаний 

Представители от 1  2 групп работают у доски

Выполняют тест, сравнивают с эталоном, оценивают себя

Организует работу у доски с блоками

Организация самостоятельной работы

– Соедини соответствующие блоки:

Бактерии- враги и бактерии- друзья. 

Используются в кулинарии; используются при производстве лекарств; являются возбудителями опасных заболеваний; портят продукты питания.

Самостоятельное выполнение теста о царствах живой природы.

Уметь анализировать и применять полученные знания Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД
VI. Итог урока. Рефлексия

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Отвечают на вопросы учителя, Делают самооценку. Организует рефлексию.

Пробуждает интерес к дальнейшему изучению царств живой природы.

– Хорошо. Ребята, давайте вспомним тему урока, наши задачи. Скажите, пожалуйста, мы справились с задачами? 

– Посмотрите на доску. Предлагаю оценить свою работу на уроке, выбрать для себя фразу и закончить ее.

Задание на самооценку. 

* Сегодня я узнал (научился)…

* Мне особенно запомнилось…

* Для меня на уроке было интересным…

* Я еще хотел узнать или прочитать о…

– Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.

Уметь анализировать Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Домашнее задание.

Цель: самостоятельная отработка

Записывают д/з в дневник Предлагает д/з на выбор 1. Найдите дополнительную информацию о царстве бактерий

или

2. Выполнить рисунок бактерии (по своему представлению)

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

(Личностные УУД)