Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Царства природы. Бактерии. Общее представление
Дидактическая цель: познакомить с царствами живой природы; дать общее представление о бактериях
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
образовательные
- познакомить с царствами живой природы;
- учить делать самостоятельные выводы по теме;
- учить формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы;
развивающие
- расширить знания детей о живой природе;
- развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
- развивать умения работать в группах;
воспитательные
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать культуру общения;
- учить сотрудничать;
- прививать любовь к родной природе.
Планируемые результаты
Предметные: знать и правильно употреблять понятия (царства живой природы, бактерии, грибы, растения, животные.)
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к представителям живой природы.
Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия с представителями живой природы.
Познавательные: узнавать представителей четырёх царств живой природы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные (беседа, фронтальный опрос);
- Наглядные (демонстрационный материал, карточки для групповой работы);
- Поисковые (частично-поисковые);
Приемы: смысловая выборка, кластер.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: карточки для групповой работы, таблички с названиями царств живой природы, компьютер, проектор, экран
Этапы урока | Деятельность
учеников |
Деятельность
учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты
УУД |
|
Предметные | Метапредметные | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность, мотивационный настрой на урок; |
Слушают стихотворение. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Представляется |
1. Громко прозвенел звонок.
Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
|
Самопроверка готовности к учебной деятельности. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала |
Слушают сказку.
Предполагают названия царств живой природы |
Рассказывает сказку
Помогает вспомнить изученные царства живой природы Фиксирует карточки с царствами на доске |
Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы.
– А вы можете предположить, какие существуют царства живой природы? |
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
III. Постановка учебной задачи
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. |
Определяют тему урока, ставят задачи. | Подводит к неизученному царству бактерий
Организует фиксирование во внешней речи темы урока и постановку задач. |
– Какова тема нашего урока?
– Какие задачи поставим? О чём вы хотели бы узнать, изучая царства живой природы? |
Знакомство с новыми понятиями – царства природы: бактерии, грибы. | Уметь определять и формулировать цель, на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
IV. Усвоение детьми нового знания
Цель: построение нового знания. |
Работают в группах. Выбирают нужную информацию.
Заслушивают выступающих. Вывешивают на доску ответы Смотрят видеофрагмент. Оценивают себя |
Организует групповую работу.
Раздает информацию по теме Анализ существенных характеристик царства бактерий. |
– Предлагаю первой группе найти информацию (ответ) на первый вопрос; второй группе- на второй, третья группа работает по третьему вопросу, и четвертая отвечает на последний вопрос.
Дети работают с карточками в группах. 1 группа – что такое бактерии и где они обитают 2-я группа- какие бывают 3-я группа – бактерии друзья 4-я группа – бактерии враги; – Предлагаю посмотреть ВИДЕОФРАГМЕНТ, чтобы проверить правильно ли выбрали нужную информацию по своему вопросу. |
Иметь представление о том, кто такие бактерии, где они обитают, какие бывают, бактерии друзья и бактерии враги
Уметь анализировать свою работу |
Уметь добывать новые знания (Познавательные УУД)
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Физминутка.
Цель: здоровьетворение, релаксация, смена вида деятельности. |
Определяют правильные и ложные утверждении и выполняют упражнение | Читает утверждения | – Предлагаю немного отвлечься. Я буду читать утверждения, если оно верное- поднимаем руки вверх, если неверное- руки кладем на плечи. | Уметь анализировать | Уметь соотносить свои действия с действиями учителя.
(Познавательные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
V. Первичное закрепление и самостоятельная работа.
Цель: включение “открытия” в систему знаний |
Представители от 1 2 групп работают у доски
Выполняют тест, сравнивают с эталоном, оценивают себя |
Организует работу у доски с блоками
Организация самостоятельной работы |
– Соедини соответствующие блоки:
Бактерии- враги и бактерии- друзья. Используются в кулинарии; используются при производстве лекарств; являются возбудителями опасных заболеваний; портят продукты питания. Самостоятельное выполнение теста о царствах живой природы. |
Уметь анализировать и применять полученные знания | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД |
VI. Итог урока. Рефлексия
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Отвечают на вопросы учителя, Делают самооценку. | Организует рефлексию.
Пробуждает интерес к дальнейшему изучению царств живой природы. |
– Хорошо. Ребята, давайте вспомним тему урока, наши задачи. Скажите, пожалуйста, мы справились с задачами?
– Посмотрите на доску. Предлагаю оценить свою работу на уроке, выбрать для себя фразу и закончить ее. Задание на самооценку. * Сегодня я узнал (научился)… * Мне особенно запомнилось… * Для меня на уроке было интересным… * Я еще хотел узнать или прочитать о… – Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке. |
Уметь анализировать | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Домашнее задание.
Цель: самостоятельная отработка |
Записывают д/з в дневник | Предлагает д/з на выбор | 1. Найдите дополнительную информацию о царстве бактерий
или 2. Выполнить рисунок бактерии (по своему представлению) |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию
(Личностные УУД) |