«Система работы по музыкальному развитию, обеспечивающая творческую самореализацию детей дошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
МАДОУ – д/с №6 ст. Калининской,
Краснодарского края
Попова Юлия Алексеевна
С чего все начиналось? Работая с детьми, я обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и с друг другом, самостоятельно исполнять целостные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Столкнулась с проблемой творческой самореализацией воспитанников.
Исходя, из этого я и продумала систему работы по музыкальному развитию, обеспечивающую творческую самореализацию, которая строится на театрализованной деятельности. Это самая сложная, но при этом самая интересная деятельность, в которой участвуют все дети.
Актуальность: Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Музыкально-театрализованная деятельности обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
Цель: Создание системы работы по музыкальному развитию обеспечивающей творческую самореализацию детей дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
- Создать условия развития для творческой самореализации детей дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности.
- Применять на практике систему эффективных методов и приёмов по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – театрализованной деятельности.
Свою работу в данном направлении строила поэтапно.
- Активизация и развитие у детей интереса к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.
- Развитие слухового внимания, воображения, речевого общения, литературной речи, четкость произношения, темп и громкость речи, образной речи.
- Создание из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферы сказки.
- Выбор произведения
- Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.
- Работа над персонажами
- Создание сценического пространства.
- Постановка спектакля
Чтобы, театрализованное действие получилось на высоком уровне – очень важно правильно распределять роли. Для этого я проигрывала фрагменты сказок со всеми детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний. Есть дети, у которых все получается сразу хорошо, другие же должны приобрести определенные знания и умения, понаблюдать за сверстниками. Так как роль Бабы – Яги отрицательная – предложила всей группе поиграть в Бабу – Ягу. Все решили, что на роль Бабы – Яги идеально подходит Полина – «такая веселая Баба – Яга у Полины, как настоящая». Так как персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища.
Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справлялись с мимическим решением образа, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Процесс создания сказки настолько увлекает детей, что они знают слова друг друга, поют песни из спектакля и на прогулке, и в вечернее время, и даже дома с родителями пытаются разыграть фрагмент из постановки какой-либо сказки.
Создать атмосферу настоящего театрального представления помогают декорации и костюмы. Они тщательно продумываются и изготавливаются совместно с родителями детей. В нашем детском саду стало традицией ставить постановки любимых сказок воспитанников, а некоторые сценарии сказок мы сочиняем с детьми вместе. И сейчас я покажу вам процесс нашей театрализованной деятельности Муха-Цокотуха, Царевна-Лягушка, Дюймовочка, Щелкунчик, Снежная королева, Летучий корабль, Волк и семеро козлят, Гуси Лебеди, Двенадцать месяцев, Красная Шапочка, Мойдодыр. Такие театрализованные постановки вызывают восторг и радость, как у самих детей, так и у родителей.
Наш детский сад является Краевой инновационной площадкой по теме: «Приобщение дошкольников к миру профессий» и я со своими воспитанниками естественно не осталась в стороне и подготовили театрализованное представление Добрый доктор Ай-Болит и мы вместе сочинили и показали своим младшим товарищам цикл сказок по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».
Подводя итог проделанной работе, хочется обратить внимание на изменения в отношениях дошкольников. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивных и робких «оживала» и активизировала. Ребята поняли, что результаты работы зависят, прежде всего, от них самих, поэтому старались мобилизовать свои возможности.
Работая в этом направлении, я стараюсь, чтобы ни в коем случае не применять никакого давления на воспитанника, сравнения, осуждения, чтобы дети не боялись ошибиться, выходить на сцену, чтобы робкий ребёнок не остался в стороне. В итоге дети становятся более свободные в общении, подходят со своими пожеланиями, предложениями, а самое главное виден их интерес, желание заниматься этим видом деятельности. Детский голос становится выразительным, жесты и движения более согласованные и ритмичные, соответствующие музыкальной обработке.
И поэтому я считаю, что разработанная мной система работы по музыкальному развитию, обеспечивающая творческую самореализацию детей дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности дала положительный результат.
Планирую продолжить работу по данному направлению. С целью дальнейшего развития представленного опыта работы, считаю, будет целесообразным наладить более тесное взаимодействие с родителями воспитанников по данной проблеме, привлечь их к совместным мероприятиям (танцевальной викторине «Танцуем вместе», музыкальной гостиной, совместным музыкально-театрализованным представлениям).
Практическая значимость опыта в том, что систематизированы методы и приёмы, определены условия для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально–театрализованной деятельности, разработан методический материал и может быть использован в практике музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования.