- Программа «Логоритмика»
- для обучающихся 3-7 лет
- Пояснительная записка,
- Цель и задачи: коррекция нарушений речи и развитие речевого аппарата, развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, развития макромоторных функций, укрепление и развитие опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, развитие эмоционального интеллекта и укрепление здоровья детей;
- Диагностические материалы,
- Тематический план,
- Учебно-тематические планы,
- Предполагаемые результаты.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормальному развитию ребенка присуща повышенная потребность в движении. Начинает ли он ходить, лазать, прыгать, каждое движение доставляет ему удовольствие.
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие организма ребенка тесно связано с формированием ритма пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов и механизмов восприятия. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, математические и архитектурные конструкции, осваивать просторы креативного интеллекта. Поэтому для детей, (и в первую очередь для детей с нарушениями речи) просто необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, также детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы учителя, логопеда, дефектолога, хореографа и музыкального руководителя в работе по коррекции различных нарушений речи.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и двигательные игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной форм музыкотерапии и сказкотерапии.
Логоритмика – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально – волевых качеств личности.
Цель логоритмики: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции;
- развитие фонематического восприятия;
- расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
- развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
- развитие творческой фантазии и воображения;
- структурирование целостного взаимодействия систем восприятия.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.
Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки, воображения и движения.
Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, воображением и музыкой.
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения активируют и деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнений и игр.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками, служит цели нормализации двигательных функций, воображения и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные театрализованные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается двигательная и речевая техника.
В системе логоритмической работы с детьми можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:
- Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во 2-ой половине дня.
- Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью 30 минут
- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность.
- В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук. | Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти. | |
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами. | Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата.
Развитие чувства ритма и пространственного воображения. |
|
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. | Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей. | |
Декламация для автоматизации и дифференциации звуков,
фонопедические упражнения. |
Коррекция звукопроизношения,
укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
|
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения. |
|
Развитие эмоциональной сферы,
ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям. | Развитие мышечно-двигательной и
координационной сферы. |
|
Упражнение на развитие словотворчества. | Расширение активного лингвистического запаса. |
Последовательность коррекционной и компенсаторной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.
Большое значение на логоритмических занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволяет обеспечить музыкальное и видео сопровождение. На занятиях может быть активно использован компьютер, DVD-центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением. Преподавателем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся также под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.
Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут красоту, звучность и выразительность. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Необходимых условие для получения хороших результатов – взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сценическая речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логоритмики могут быть использованы воспитателями, дефектологами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной и эмоциональной координации.
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
- развитие общей моторики – хореографические, динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
- развитие мелкой и крупной моторики – театрализованные хореографические игры и упражнения с речевым сопровождением.
При разработке логоритмического занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.
Логопедическая ритмика, полезна всем детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи и двигательных функций. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, малоподвижность, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы с опорно-двигательным аппаратом и коррекцией речи. Логоритмика с элементами театрализации является наиболее наполненным эмоциональным звеном логопедической и двигательной коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в дисграфии, звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Практическая значимость. Программа предназначена для учителей-логопедов, музыкальных руководителей и педагогов специальных классов (коррекционных, компенсирующих) и ОУ.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
- Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Н.А. Гросс;
по логоритмике:
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Н.В. Нищевой
по оздоровлению детей:
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, преподавателем движения и актерского мастерства, учителями начальных классов. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ОУ на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.
- Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования и коррекции двигательных функций, звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка и характерным закономерностям опорно-двигательного аппарата. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога – соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.
- Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
- Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощию педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
- Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических (театральных) упражнений в движении под музыку.
- Принцип результативности. Получение положительного результата развития в освоении двигательного материала, коррекции речи, оздоровлении каждого ребенка, а также создание театрализованных сценических программ, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, постановок в которых помимо детей участвуют их родители, создавая таким образом мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
- выработка продолжительного речевого выдоха,
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с ВНИ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
ЗАДАЧИ
- Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
- Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
- Проведение активной работы по организации детского коллектива.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Осуществление коррекционной работы:
– закрепить артикуляцию звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
– формировать умения двигаться в соответствии с музыкальным текстом, ориентироваться в пространстве;
– научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
– учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
– развивать музыкальные и творческие способности детей;
– развивать речевую и общую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
– развивать правильное дыхание;
– научить детей основным принципам дыхательной гимнастики (по А. Стрельниковой), развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
– развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
– закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
– развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
– развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
– развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
– развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
– развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание;
– развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.
- Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
№
П/п |
Название занятия | Месяц |
1.
2. 3. 4. |
Цыпленок и его семья
История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали Белая козочка У Кошки день рождения |
Сентябрь |
5.
6. 7. 8. |
Лесные звезды
Зайка-огородник Любимое кушанье Дорога на мельницу |
Октябрь |
9.
10. 11. 12. |
Верные друзья
Сказка про зайцев Круглый год Времена года |
Ноябрь |
13.
14. 15. 16. |
Про Мурочку-Мурысоньку
Мурка в город собирается Как Мурочка Деда Мороза будила Дед Мороз |
Декабрь |
17.
18. 19. 20. |
Снегурочка на новогодней елке в лесу
Волчья песня Петушок Лисичка со скалочкой |
Январь |
21.
22. 23. 24. |
Петух да Собака
Бременские музыканты Возьми меня с собой А что у вас? |
Февраль |
25.
26. 27. 28. |
Вот так мастера!
Как стать большими Даша и Маша Горшочек каши |
Март |
29.
30. 31. 32. |
Как Мыщонок стал трудолюбивым
Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку Чьи это ушки? История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти |
Апрель |
33.
34. 35. 36. |
Красный фонарик
Колесо Бычок-смоляной бочок Коза-обманщица |
Май |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
№
П/п |
Название занятия | Месяц |
1.
2. 3. 4. |
Спор грибов и ягод
Путешествие язычка В гостях у лесного гнома «Яблоко» по мотивам сказки Сутеева В. |
Сентябрь |
5.
6. 7. 8. |
«Пых» по мотивам белорусской народной сказки
Спор овощей «Колосок» по мотивам народной сказки Приключения дождика |
Октябрь |
9.
10. 11. 12. |
Краски осени
«Палочка-выручалочка» «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки |
Ноябрь |
13.
14. 15. 16. |
Теремок-холодок
Дед Мороз построил дом «Отчего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева |
Декабрь |
17.
18. 19. 20. |
Снеговик на елке
Морозята «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского Приключения снежинки |
Январь |
21.
22. 23. 24. |
«Снежная книга» по мотивам рассказов В. Бианки
«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки |
Февраль |
25.
26. 27. 28. |
«Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской
«Кем быть?» «Откуда у носорога шкура» по мотивам сказки Р.Киплинга «Откуда у верблюда горб?» по мотивам сказки Р.Киплинга |
Март |
29.
30. 31. 32. |
«Откуда у кита такая глотка?» по мотивам сказки Р.Киплинга
Космическое путешествие Лекарство от зевоты Пасха |
Апрель |
33.
34. 35. 36. |
Колобок
«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки Как муравьишка дом солнышка искал История о том, как гном построил дом |
Май |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
№
П/п |
Название занятия | Месяц |
1.
2. 3. 4. |
Дядюшка Ау.
Сергиюшко. Медведь и хвост. Магазин «Природа». |
Сентябрь |
5.
6. 7. 8. |
Сивка-Бурка.
Как заяц и дрозд урожай растили. Вершки и корешки. Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка. |
Октябрь |
9.
10. 11. 12. |
Лягушка-путешественница.
Новый каравай. Четыре желания. Разноцветная книга. |
Ноябрь |
13.
14. 15. 16. |
Проказы зимы.
Заяц, косач, медведь и Дед Мороз. Почтовая история. Как ворона Снегурочкой стала. |
Декабрь |
17.
18. 19. 20. |
Двенадцать месяцев.
Серебряное копытце. Зима-пекариха. Госпожа Метелица. |
Январь |
21.
22. 23. 24. |
Каша из топора.
Стойкий оловянный солдатик. Сказ об Иване – крестьянском сыне Звездный мальчик. |
Февраль |
25.
26. 27. 28. |
Заколдованный холм.
Два клена У нас на ярмарке Снегурочка. |
Март |
29.
30. 31. 32. |
Звездный бал.
Космонавтом быть хочу! Робот. Беляночка и Розочка. |
Апрель |
33.
34. 35. 36. |
Сказка рыбаке и рыбке
В гостях у лесных гномов. Подарки гномов. Приключения Буратино. |
Май |
Составлена на основе
Авторской программы по логоритмике Варениной В.Л., книгам «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4- лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5- лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7- лет» Картушиной М.Ю. , Нищевой Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».
Программу составил: учитель-логопед Кочанова В.А.