Алгоритм работы и методические рекомендации по использованию адаптированных книг.

Адаптированные книги – мощный инструмент для развития коммуникативных навыков и понимания окружающего мира.

Цель использования адаптированных книг – научить ребенка инициативе в коммуникации, чтобы он мог понять произведение с информационной, смысловой и идейной сторон, используя различные карточки с изображениями. Символы /карточки альтернативной и дополнительной коммуникации/акцентируют внимание на ключевых моментах.  

Сказки любят все дети! Яркие образы, красочные сказочные иллюстрации привлекают внимание детей, в том числе и детей с ОВЗ. 

А как сделать книгу со сказкой средством развития и коррекции? Так возникла идея создания адаптированных книг. 

Используя в качестве макета традиционную книгу, я убрала из нее текст, сохранив сюжетные и предметные картинки. Дополнительно изготовила предметные картинки/иллюстрации, т.е. картинки всех сказочных персонажей, в разных позах, характеризующих движение, отдельные картинки предметов, которые используют герои, изготовлено отдельно к каждой картинке слово, обозначающее название предмета или объекта, движение, признак.  

Все листы адаптированной книги скреплены, к ним разработаны таблицы и схемы для развития фразовой речи, для составления рассказа по картинке. На каждой странице книги и на таблицах размещены липучки для прикрепления картинок или слов. К каждой картинке и к каждому слову также приклеены липучки, что позволяет выполнять различные действия с картинками. 

Визуально у ребенка закрепляется образ предмета, животного, объекта и образ слова, которое его обозначает. 

При работе с такими книгами необходимо соблюдать определенный алгоритм, что позволяет развивать восприятие, упражнять ребенка в навыках альтернативной коммуникации, познакомить ребенка с различными сказками, сюжетами и персонажами, кроме речевого и познавательного развития, есть возможность решать воспитательные задачи, упражнять ребенка в соблюдении правил, выполнении заданий парами и группой.

Система строится на принципе пирамиды, т. е. на восхождении, от простого к сложному.

Первый этап обучения: осуществляется физический обмен картинки (карточки) на предмет / нажатия на кнопку.

На этом этапе вводятся первые две карточки (коммуникативные кнопки) – «нет» (красная карточка/кнопка) и «да» (зеленая карточка/кнопка), т. к. дети с ограниченными возможностями здоровья часто не умеют копировать и повторять движения, такие как кивок и отрицательный поворот головы.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки/кнопки использовать не нужно.

Второй этап обучения: ребенку проговаривается и указательным жестом показывается, кто нарисован на странице: это лиса. Задается вопрос: Где лиса? Просят показать: покажи, где лиса. Если ребенок не показывает, педагог использует физическую подсказку. Рукой ребенка взрослый показывает на лису, проговаривая «Вот лиса». Так прорабатывается каждая картинка.

Если ребенок говорит, то просим показать и сказать: это лиса.

Третий этап обучения: ребенку задается вопрос: где лиса? Покажи. Ребенок показывает лису на странице книги. Ребенку предлагается найти среди животных картинку лисы: где лиса? Ребенок показывает. Взрослый просит: дай лису. Ребенок дает, взрослый прикрепляет на странице книги. 

Разные картинки с изображением лисы даются ребенку (в 3 вариантах), необходимо найти ее среди других животных.

Так прорабатывается каждая картинка.

Если ребенок говорит, то, после того как он показал, отдает картинку, проговаривает, что это – лиса. 

– Где лиса? (Вот). Покажи. Кто это? Скажи (Лиса).

После отработки на иллюстрциях предлагается найти лису среди игрушек на столе. 

– Где лиса? Покажи. Дай. 

Четвёртый этап обучения: после того как ребенок научился показывать и давать картинки/игрушки, педагог просит прикрепить или открепить картинку, перенести ее из книжки на стол или другую страницу. Дается инструкция: прикрепи, открепи, возьми, крепи сюда.

Пятый этап обучения: соотнесение картинки с табличкой. Когда все картинки/игрушки ребенком проработаны, обращаем внимание на подписи к картинкам. Пока ребенок каждый раз рассматривал героев книги подписи на липучках находились под картинкой. 

Ребенку задается вопрос: где лиса? Покажи. Ребенок показывает лису на странице книги. Ребенку предлагается найти среди животных картинку лисы: где лиса. Ребенок показывает. Открепи лису. Ребенок открепляет. Крепи сюда. 

Где еще лиса? Ребенок показывает на табличку со словом. Взрослый проговаривает: лиса. Открепляй слово. Крепи сюда. Кто это? Лиса.

Шестой этап: после того как проработаны левые страницы книги переходим на правые. 

Этап фразовой речи. Составление фразы из 2-3 знакомых слов. 

К занятиям по составлению фразы с помощью карт-схем из 2 – 3 знакомых слов можно переходить, если ребенок обладает следующими навыками:

  • понимает 50 и более слов;
  • имеет в активном словаре не менее 30 слов, которые он обозначает

доступными ему способами (полное называние слова, слог, жест). 

  • имеет в активном словаре слова-названия и слова-действия;
  • слова, которые взрослый будет использовать для занятий по составлению фразы, знакомы ребенку по занятиям на предыдущих этапах, то есть он узнает табличку с этим словом из нескольких, читает ее;
  • владеет предметной деятельностью, которая лежит в основе формирования фразы).

На страницы книги изображены картинки героя плюс действие или предмет героя. Все картинки подписаны. 

Ребенку задается вопрос: кто это? Ребенок показывает собаку. Взрослый проговаривает: собаку. Педагог показывает на картинку слева: Что делает собака? Показывает на картинки справа: Собака бежит. Ребенок указательным пальцем показывает(проговаривает) подпись: собака бежит. 

Педагог просит встать ребенка и показать: Ваня, вставай. Покажи, как собака бежит. Вот так. Собака бежит. 

Кто это? Показывает педагог на собаку. Ребенок показывает на картинку, потом на подпись и говорит: собака. Педагог задает вопрос: Что у собаки? 

Ребенок указательным пальцем показывает (проговаривает) подпись: ружье. Повтори еще раз. Ребенок показывает (говорит): у собаки ружье.

Встань, покажи, что у собаки ружьё. 

Седьмой этап: для занятий с адаптированной книгой используются, кроме предметных и простых сюжетных картинок для составления фраз, карты-схемы с двумя окошками. В эти окошки вкладываются таблички со знакомыми ребенку картинками (маленькими игрушками, пиктограммами) и словами. Использование таких карт позволяет ребенку увидеть фразу целиком, получить представление о порядке и количестве слов в ней.

Ребенок видит образец как в книге на странице, также располагает на своем листе картинки и подписи. Показывая, проговаривает названия картинки, считывает с таблички слова.

В процессе общения с ребенком не рекомендуется требовать от него коммуникативного ответа. Следуйте модели беседы. Взрослому следует придерживаться следующей установки: «Ребенок показывает то, что он хочет сказать, или я (взрослый) помогаю ему показать то, что он хочет сказать». 

Исключения из этого (когда взрослый может показать жест руками ребенка) могут составлять ситуации: 

ребенок не реагирует на задание/картинку, нет возможности привлечь его внимание другими путями; 

ребенок не может научиться показывать жест через зрительную и тактильную имитацию; 

ребенок слепой, и его руки слишком маленькие, чтобы воспринимать жест от рук взрослого;

ребенка необходимо научить делать жест перед тем, как он научится делать это сам.

Однако, все эти ситуации должны быть временными и не должны становиться постоянным средством общения с ребенком. 

Следует обращать внимание на качество подражания ребенком деятельности взрослого. Имитация не всегда говорит о понимании ребенком того, что он сообщает. Иногда развивается зависимость от взрослого, и ребенок привыкает ждать, что взрослый покажет, что необходимо сказать, не проявляя инициативу для воспроизведения сообщения. Просите ребенка подражать только тогда, когда учите ребенка выражать себя. Еще одним важным фактором эффективности обучения коммуникации ребенка с ОВЗ является терпеливое ожидание реакции ребенка взрослым. Время реакции будет намного больше, чем для обычного ребенка. Если ребенок начинает отталкивать предмет/картинки, закрывать глаза, становиться раздражительным, это может свидетельствовать о наступлении утомления и необходимости сделать перерыв.

Введение и расширение системы коммуникации проходит постепенно.

Для эффективности использования естественных ситуаций в обучении альтернативной и дополнительной коммуникации в адаптированных книгах необходимо соблюдение следующих условий: 

Выбор удобного времени, ситуации для чтения книги (нет спешки, ребенок сможет получить удовольствие от того впечатления, действия, вокруг которого создается обучение коммуникации). 

Комфортное взаимодействие. Важно, чтобы лицо взрослого находилось на уровне глаз ребенка, чтобы ребенок с нарушениями зрения мог протянуть руку и дотронуться до взрослого/книги, а ребенок с нарушением слуха четко видел лицо говорящего. Если ребенку некомфортна предложенная дистанция (отводит взгляд, отодвигается и пр.), то необходимо ее увеличить. Например, для некоторых детей с трудностями использования зрительного контакта в процессе наблюдения становится очевидно, что им удобнее, когда взрослый находится не прямо перед ними, а несколько в стороне. Учитывая, что у многих детей чувствительность может быть измененной (например, отмечается гиперчувствительность к некоторым стимулам), специалисту важно не использовать парфюмерии с выраженными запахами, но в некоторых случаях и определенные запахи могут стать сигналом, «именем» специалиста (например, для незрячего ребенка). 

Чередование активность-ожидание. Пауза — во взаимодействии для возможности ребенка инициировать чтение книги или сделать паузу, снизив свою активность. Это особенно важно, если у ребенка нарастает возбуждение, увеличивается частота импульсивных реакций. 

Смена акцента с «научить» на «поучаствовать в чтении книги».

Несмотря на то, что многим детям с ОВЗ необходимо большое количество повторов для освоения умения, важно сохранять естественность ситуации. Действие, которое осваивает ребенок, при рассматривании/чтении книги может быть включено в совместную деятельность(например, взрослый делает паузу, чтобы ребенок посмотрел на него, с целью повысить ориентированность на близкого в процессе выполнения разных дел. Ответив улыбкой или словами на взгляд ребенка, взрослый помогает ему дальше). 

Важно, чтобы уровень трудности задания был выполнимым для ребенка. Очень часто в обучении детей с ОВЗ используется обучение в совместной деятельности, однако в этих ситуациях следует учитывать интерес ребенка к предлагаемым заданиях в книге, активнее использовать другие подсказки (показать, подождать, начать действие и пр.) — обучение «рука под рукой». 

Требования к речи взрослого. Речь взрослого должна оставаться естественной, так как важно, чтобы ребенок реагировал на обычную речь в привычной среде. Улучшение понимания речи взрослого может достигаться тем, что уменьшается количество слов во фразе, несколько замедляется темп речи при сохранении достаточной четкости.