ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8
143409 РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, БУЛЬВАР КОСМОНАВТОВ, Д. 3
e-mail: ds8.izumrud@gmail.comтел.: 8 (495)592-70-97
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед 1 кв. категории
Царёва Екатерина Анатольевна
17.05.2024 год
Мастер-класс для родителей на тему:
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
«Учимся, играя!»
Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «речевое дыхание».
- Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.
- Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для занятий с ребенком.
Оборудование: вертушка, бумажные бабочки, вата, трубочки и стакан воды, кораблик и таз с водой, мячик (игра в футбол), свеча, мыльные пузыри
Длительность: 25 минут
Участники семинара: учитель–логопед Царёва Е.А., родители (законные представители) воспитанников групп.
Предварительная работа:
Подготовка к мастер-классу: оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания»
Ход мастер-класса
- Теоретическая часть
- Что такое речевое дыхание?
- Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи.
Вступительная беседа
Добрый день, уважаемые родители!
«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание – основа
Здоровья и долголения»
К.С. Станиславский
Всем нам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека. У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.
Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.
Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания.
Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох – источник образования
звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- сильный вдох через нос
- выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
- щеки НЕ надувать;
- нельзя допускать выхода воздуха через нос (если
ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- Практическая часть
– Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними.
– Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
Параметры правильного ротового выдоха
- Выдоху предшествует сильный вдох через нос – «крылья носа смыкаются»;
- Выдох происходит плавно, а не толчками;
- Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
- Губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; выдыхать следует пока не закончится воздух;
Продолжительность игровых упражнений
- 5 минут в проветриваемом помещении;
- упражнение повторяется 3 – 5 раз;
- дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
- При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
- теперь я хочу познакомить Вас с играми, представленными на выставке, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную целенаправленную струю воздуха.
«Вертушка». Предложите ребенку подуть на вертушку. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает.
«Лети, бабочка». Бабочка сидит на цветке и не может взлететь потому, что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.
«Сдуй снежинку». Для этого необходимо улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек ватки и длительно дуть целенаправленной воздушной струей по центру на кончик языка, должен слышаться звук «Ф», но не «Х»!
Расскажите ребенку, что, если снежинка будет долго лежать на ладошке, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки.
«Буря в стакане». Расскажите ребенку как весело устроить «бурю в стакане». Предложите ребенку с силой подуть через трубочку, опущенную в стакан, наполненный водой! Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
«Плыви, кораблик». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.
Эти упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.
«День рождения», «Свеча». Для упражнения нам понадобится свеча. Сейчас мы выполним это упражнение, которое поможет вашему ребёнку развить длинный плавный экономный выдох и активизировать мышцы губ.
Вам необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло.
По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.
«Погрей руки». Для этого нам понадобятся ладони. Совершить вдох через нос, затем следует пауза и после на ладони направить плавных выдох через рот.
«Футбол», «Загони мяч в ворота».
Эти упражнения помогут выработать длинную направленную воздушную струю. Для этого нам понадобятся ворота, их легко можно сделать из спичечных коробков, кубиков и т.д. Вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик загоняя его в ворота на одном выдохе.
«Кто дальше загонит мяч?» – упражнение, которое поможет выработать плавную, длинную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого необходимо улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительный звук «Ф» сдуть ватку на край стола. Воздушная струя должна быть узкая.
- самое распространенное упражнение «Мельница». Предлагаю взять вдох носом, губы трубочкой и плавный длинный выдох.
«Мыльные пузыри». Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот.
«Трубочка». Для этого нам понадобятся короткие трубочки, ватные шарики, кусочки бумаги. Совершите вдох через нос, подуйте через короткую трубочку на предмет. Выдох должен быть длинным и плавным. Можно усложнить задание, увеличив расстояние от трубочки до предмета.
Как только у ребёнка появляется плавная воздушная струя можно выполнять упражнения с участием голоса
- Заключительная часть
- Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
- Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь
Сегодня я познакомила вас с играми и упражнениями, которые помогут вам в работе с детьми. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка. Тем самым создать условия для успешности своего малыша в развитии речи.
Вы молодцы, хорошо справились с заданиями!
Скажите, пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки?
Что для вас сегодня было новым?
Что было интересным?
Удачи вам на пути формирования и развития речи ваших детей.
Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания»
Список оборудования:
– вертушка
– бумажные бабочки
– вата
– трубочки и стакан воды
– кораблик и таз с водой
– мячик (игра в футбол)
– свеча
– мыльные пузыри
Параметры правильного ротового выдоха:
- Выдоху предшествует сильный вдох через нос – «крылья носа смыкаются»;
- Выдох происходит плавно, а не толчками;
- Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
- Губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; выдыхать следует пока не закончится воздух;
Продолжительность игровых упражнений:
- 5 минут в проветриваемом помещении;
- упражнение повторяется 3 – 5 раз;
- дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
- при проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
«Вертушка». Предложите ребенку подуть на вертушку. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает.
«Лети, бабочка». Бабочка сидит на цветке и не может взлететь потому, что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.
«Сдуй снежинку». Для этого необходимо улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек ватки и длительно дуть целенаправленной воздушной струей по центру на кончик языка, должен слышаться звук «Ф», но не «Х»!
Расскажите ребенку, что, если снежинка будет долго лежать на ладошке, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки.
«Буря в стакане». Расскажите ребенку как весело устроить «бурю в стакане». Предложите ребенку с силой подуть через трубочку, опущенную в стакан, наполненный водой! Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
«Плыви, кораблик». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.
Эти упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.
«День рождения», «Свеча». Для упражнения нам понадобится свеча. Сейчас мы выполним это упражнение, которое поможет вашему ребёнку развить длинный плавный экономный выдох и активизировать мышцы губ.
Вам необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.
«Погрей руки». Для этого нам понадобятся ладони. Совершить вдох через нос, затем следует пауза и после на ладони направить плавных выдох через рот.
«Футбол», «Загони мяч в ворота». Эти упражнения помогут выработать длинную направленную воздушную струю. Для этого нам понадобятся ворота, их легко можно сделать из спичечных коробков, кубиков и т.д. Вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик загоняя его в ворота на одном выдохе.
И самое распространенное упражнение «Мельница». Предлагаю взять вдох носом, губы трубочкой и плавный длинный выдох.
«Мыльные пузыри». Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот.
«Трубочка». Для этого нам понадобятся короткие трубочки, ватные шарики, кусочки бумаги. Совершите вдох через нос, подуйте через короткую трубочку на предмет. Выдох должен быть длинным и плавным. Можно усложнить задание, увеличив расстояние от трубочки до предмета.
Как только у ребёнка появляется плавная воздушная струя можно выполнять упражнения с участием голоса