Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №15» г. Казани

Методическая разработка

«Пути развития музыкальной памяти на групповых и индивидуальных уроках с учащимися младших классов ДМШ»

Автор: Кирюшина Н.Ю, преподаватель 

МБУДО «Детская музыкальная школа №15» г. Казани

2024

 

Содержание:

 

  1. Введение.
  2. Музыкальная память, ее виды.
  3. Формы работы над развитием музыкальной памяти на групповых уроках в ДДМШ
  4. Развитие музыкальной памяти младших школьников на уроках по инструменту.
  5. Список литературы.

 

1.Введение.

Актуальность темы: изучение данной темы необходимо для развития гармонично развитой личности.

Предмет исследования: развитие  музыкальной учащихся младших классов ДМШ.

Цель работы: рассмотреть способы развития музыкальной памяти на уроках в ДМШ.

Задачи:

Рассмотреть понятие музыкальной память, её виды.

Раскрыть формы и методы работы над развитием музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста на различных занятиях в ДМШ.

 

2.Музыкальная память, её виды.

   Важным компонентом, входящим в общее понятие «музыкальность», является музыкальная память.

   Музыкальную память определяют как «способность длительно сохранять в сознании полученные извне музыкальные восприятия» (А. Островский). Благодаря музыкальной памяти мы можем узнавать музыкальные темы и произведения при их повторном исполнении. Помимо этого, память помогает воспроизвести ту или иную тему, музыкальную фразу, целое произведение.

Воспроизведение музыки может быть внутренним («про себя»),т.е. на основе работы внутреннего слуха, а также внешним, т.е. в виде пения или игры на инструменте.

   Музыкальная память имеет много разновидностей: слуховая, зрительная, моторная и др.. В процессе запоминания, например. При заучивания музыкального произведения. Активно работает зрительно- слуховая, а также моторная память, т.е. комбинация разных видов памяти.  Причём, как правило, виды памяти распределены неравномерно: у одних учащихся преобладает слуховая память, у других – зрительная. Часто ученику помогает моторика: привычные движения пальцев по клавиатуре или на грифе музыкального инструмента в какой-то мере способствуют запоминанию музыкального произведения. При этом качество запоминания зависит от разных факторов. В первую очередь от:

   -тренированности собственной музыкальной памяти привычки учить наизусть.

   -качественности и доступности преподносимого материала;

   -установка личности на запоминание.т.е. сознание важности и необходимости запомнить тот или иной материал; при этом надо иметь в виду, что  скучный материал. Не вызывающий у ученика положительных эмоций. Просто непонятный или недоступный запоминается гораздо хуже, чем увлекательный и интересный; именно поэтому необходимо на занятиях в ДМШ постоянно тренировать музыкальную память на высокохудожественном материале (народные песни, темы из классического и современного репертуара).

 

  1. Формы работы над развитием музыкальной памяти на групповых уроках в ДМШ.

   Формы работы над развитием музыкальной памяти на групповых занятиях могут быть следующие:

  1. Заучивание тем, мелодий, напевов народных песен наизусть.
  2. Обработка быстроты заучивания (после 2–3  звучаний).
  3. Запоминание хоровых партий.
  4. Диктант для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию несколько раз подряд. Должны запомнить её и записать сразу целиком.
  5. Запись устных диктантов.
  6. Запись знакомой мелодии по памяти. Учащимся следует предлагать запись знакомой мелодии по памяти (в качестве домашнего задания).
  7. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом.
  8. Сольфеджирование номеров наизусть.
  9. Запись письменных диктантов на уроках сольфеджио.
  10. Заучивание диктантов наизусть.
  11. Подбирание мелодий, выученных наизусть, на инструменте с последующей их записью.

         Музыкальная память воспитывается в систематических постепенно усложняющихся упражнениях.

 

  1. Развитие музыкальной памяти младших школьников на уроках по инструменту.

        Работа над развитием музыкальной памяти должна вестись также и на уроках по инструменту.

        В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью. Другие схватывают «на лету», но запоминают произведение неточно, поверхностно. Третьи продвигаются по этому пути с трудом. В процессе работы. На уроке с некоторыми учениками порой с большим трудом удаётся исправить неверно выученную фразу, аппликатуру. приём. Казалось бы. цель достигнута. Но во время выступления на эстраде ученик неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. В чём причина этого явления? Возникает и ряд других технических вопросов. например, как лучше работать над произведением. «доводить» его, заучив сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется в пальцы», в движения рук.

     Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения. Его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания.

     Обычно в музыкальной памяти исполнителя доминирует какой-то один вид памяти – слуховая, логическая. Двигательная, зрительная с различным сочетанием других её видов – эмоциональной, образной. Причём в различных обстоятельствах у одного и того музыканта в зависимости от установки и цели деятельности выделяется какой-то доминирующий вид памяти.

   К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения. Согласно которой наиболее надёжной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

   Качество музыкальной памяти связано с самим процессом запоминания, продолжительностью сохранения его в сознании.

    Таким образом. музыкальная память характеризуется:

  • быстротой запоминания;
  • точностью воспроизведения;
  • прочностью сохранения;
  • размером памяти.

   Быстрота запоминания определяется числом повторений. Необходимых человеку для запоминания определённого размера информации.

   Точность воспроизведения определяется процентным соотношением правильно воспроизведённого материала ко всему размеру воспроизводимого материала.

    Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Быстроте и прочности запоминания способствует интерес к изучаемому, и сосредоточение на нём внимания.

    Наиболее распространённой формой проверки быстроты и точности восприятия мелодий является воспроизведение их голосом. По количеству проигрываний. необходимому для правильного воспроизведения учащимися данного отрывка, судят о скорости его запоминания.

     Качество памяти характеризуется не только способностью воспроизвести произведение тотчас же после его прослушивания, но и тем временем. В течение которого оно остаётся в нашем сознании (т. е. скоростью его забывания).

     Показанием качества запоминания полное узнавание учащимися слышанной музыки. Если ученики вспомнят сочинение неполно, то, следовательно, они его уже забыли или начали забывать. Значит продолжительность сохранения музыки в их сознании меньше того времени, которое прошло от её запоминания до воспроизведения.

     Качество музыкальной памяти определяется не только быстротой и точностью запоминания музыки, а также длительностью сохранения её в сознании, но и тем, каков размер самой памяти.

     Размер памяти характеризуется, во-первых, количеством сочинений, одновременно сохраняющихся в сознании в течение некоторого времени; во-вторых. Протяжённостью произведения, после однократного его восприятия, Расширение размера памяти по линии увеличения количества одновременно сохраняющихся в течение некоторого времени сочинений происходит в процессе работы как над быстротой и точностью их запоминания, так и над увеличением срока сохранения в сознании.

    Чрезвычайно важно для музыкального воспитания детей младшего школьного возраста создать условия для накопления ими запаса музыкальных впечатлений. Процессом, опосредующим это накопление и использование музыкального материала в различных видах деятельности, является музыкальная память. Музыканты-педагоги прилагают очень большое значение музыкальной памяти в комплексе музыкальности ученика и диагностируют уровень её развития на приёмных испытаниях в учебные заведения.

    Работая преподавателем по классу фортепиано на специальностях «Хоровое пение», «Струнные инструменты», «Народные и духовые инструменты» в музыкальной школе. Я столкнулась с такой проблемой: учащиеся с трудом запоминают музыкальные произведения. Привыкшие играть от начала до конца, не могут повторить и сыграть по памяти отдельный фрагмент произведения. Для того, чтобы помочь учащимся научиться быстро и легко запоминать музыкальные произведения, можно предложить следующие задания, направленные на развитие скорости запоминания музыкального материала, точности воспроизведения. Прочности сохранения, расширения размера музыкальной памяти.

     Задания для развития скорости (быстроты) запоминания музыкального 

материала.

  1. Учащемуся предлагается несложная мелодия. Он внимательно играет её с листа. Затем ноты мелодии педагог убирает.

Задание: а). сыграть данную мелодию по памяти,

б). сыграть данную мелодию на октаву выше,

в). Сыграть данную мелодию от другого звука.

  1. Педагог исполняет на инструменте с пением знакомую для учащегося песню. Учащийся внимательно слушает. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на усвоение ритмической структуры:

а). простучать ритмический рисунок мелодии;

б). воспроизвести ритмический рисунок по фразам: педагог выстукивает первую фразу, ученик – вторую фразу, педагог – третью фразу. Ученик – четвёртую фразу;

в). Воспроизвести ритмический рисунок следующим образом: первую фразу ученик простукивает по столу, вторую фразу «про себя», третью фразу по столу, четвёртую фразу «про себя».

  1. Учащийся внимательно слушает мелодию, которую исполняет педагог. Педагог предлагает выполнить ряд заданий. Направленных на быстроту запоминания.

а). послушай и определи количество музыкальных фраз.

б). послушай и напой повторяющиеся мелодические элементы.

в). послушай и определи направление мелодии.

г). пропой начало и конец мелодии.

д). воспроизведи мелодию полностью.

  1. Учащемуся предлагается зрительно изучить и сыграть мелодию, состоящую из 4 тактов. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на скорость запоминания:

а). учащемуся предлагается спеть мелодию по памяти.

б). из 5 предложенных мелодий, расположенных на карточках. Учащемуся необходимо выбрать нотное изображение услышанной мелодии.

в). Учащемуся необходимо сыграть на инструменте услышанную мелодию.

  1. Учащийся внимательно слушает несложную мелодию. Педагог предлагает выполнить ряд заданий. Направленных на скорость запоминания.

а). учащемуся предлагается сыграть мелодию с листа.

б). педагог играет три мелодии. Среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию.

в). Педагог простукивает ритм четырёх мелодий. Среди которых мелодия. Которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию по ритмическому рисунку.

  1. Педагог предлагает выполнить ряд заданий, направленных на скорость запоминания с помощью метода фотографирования. Учащемуся необходимо выполнить ряд заданий

а). внимательно изучив первые два такта мелодии. Учащийся воспроизводит их на инструменте, без нот.

б). пока ученик играет первые два такта. Он запоминает и воспроизводит без нот следующие два такта мелодии и т. д.

в). в конце работы учащийся играет всю мелодию по памяти.

Задания для развития точности воспроизведения музыкального материала. 1.Учащемуся предлагается прослушать несложную мелодию. Для точного воспроизведения предлагаются следующие задания:

а). пропевание данной мелодии учащимся с преподавателем а капельно;

б). проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по нотам;

в). пение мелодии с одновременным проигрыванием её на инструменте по нотам;

г). простукивание ритмического рисунка мелодии;

д). простукивание сильных долей мелодии с пением;

е). пение мелодии с одновременным простукиванием ритма;

ж). пение мелодии под аккомпанемент преподавателя;

з). проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по памяти.

  1. Учащемуся предлагается несложная мелодия, которую он играет по нотам.

Задание:

а). графически («мозаика») при помощи фишек изобразить движение мелодии.

б). среди трёх «мозаик» найти ту, которая соответствует данной мелодии.

в). воспроизвести данную мелодию на инструменте по памяти.

  1. Учащемуся предлагается проиграть мелодию по нотам.

Задание:

Ученику предлагается поиграть в «пазлы». В записанной мелодии пропущен такт. Задача учащегося найти пропущенный такт из предложенных 4-х вариантов.

  1. Задания для развития прочности (длительности) сохранения музыкального материала.

   Практика показывает, что при выучивании произведения в основном участвует моторно-двигательная память. т. е. учащиеся запоминают, как правило, движения рук. При этом заучивание происходит без осмысления. Учащиеся не в состоянии воспроизвести или пропеть нотный текст. Как правило. Многие учащиеся пытаются запомнить произведение в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Произведение, выученное таким образом, как правило, быстро забывается.

     Для развития прочности (сохраненя0 музыкального материала в памяти учащихся предлагаются следующие задания:

а). пропевание мелодии с одновременным проигрыванием на инструменте;

б). простукивание ритмического рисунка;

в). пропевание мелодии и одновременным простукиванием ритмического рисунка;

г). пропевание мелодии с педагогом;

д). графическое изображение мелодии;

е). целостный анализ мелодии;

ж). пропевание под аккомпанемент педагога;

з). игра без инструмента и без нот на плоскости.

Чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой на инструменте, учащийся может добиться предельно прочного запоминания произведения.

Задание:

Учащемуся предлагается проиграть выученное произведение без нот и без инструмента, т. е. пропевать нотный текст про себя или вслух, и проигрывать на воображаемом инструменте.

Задание:

Самодиктант. Учащемуся предлагается записать выученную мелодию по памяти, при этом не прибегая к помощи инструмента.   

     Задания для расширения памяти:

  1. Угадай мелодию. Педагог проигрывает на музыкальном инструменте несколько мелодий, различных по характеру: быстрых, медленных, лирических, грустных, изящных и т. п. Учащийся воспринимает на слух эти мелодии, запоминая характер исполнения.

Задание: при проигрывании музыкального фрагмента определить по эмоциональной окраске, характеру исполнения из какого произведения этот фрагмент.

2.Учащемуся предлагается на уроке выучить и воспроизвести на инструменте музыкальный фрагмент, состоящий из 4-х тактов. На последующих уроках размер музыкального фрагмента (такты) увеличиваются до окончания музыкального фрагмента. Для улучшения памяти учащегося можно использовать следующий метод: каждую неделю или месяц учащийся выучивает небольшую понравившуюся пьесу, к концу четверти размер памяти учащегося увеличивается за счёт увеличения репертуара.

     Данные задания следует активно применять  на каждом уроке по инструменту. Таким образом. можно сделать вывод. Что использование комплекса специальных заданий в процессе заучивания музыкальных произведений на индивидуальных уроках по инструменту. Направленные на развитие таких навыков. Как скорость запоминания музыкального материала, точность воспроизведения, прочность сохранения музыкального произведения в памяти, размер музыкальной памяти значительно повысит уровень развития музыкальной памяти младших школьников.

 

  1. Список используемой литературы
  2. Григорьев В. «О развитии музыкальной памяти учащегося» из сборника статей «Вопросы музыкальной педагогики», М., 2000
  3. Картавцева М. Сольфеджио XX века. М., «Кифара», 1999
  4. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио, Л.,1954
  5. Петрушин В. Музыкальная психология. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
  6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1947
  7. Цигарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. СПб: «Композитор», 2008