Памятка для родителей и педагогов
«Скорая помощь», если ребёнок злится…».
Данная памятка может быть полезна в консультативной работе с родителями и педагогами, которые обращаются по поводу поведенческих проблем у детей.
В памятке изложен универсальный алгоритм действий взрослого в случае эмоционального срыва у ребёнка. Эмоциональные срывы могут выражаться в виде проявлений ярости, гнева, плача, физической агрессии.
Разберём алгоритм на примере типичной ситуации: мама с ребёнком-дошкольником пришла в магазин за продуктами. Ребёнок увидел прилавок с игрушками и прости купить машинку. Мама говорит «нет», объясняя, что только вчера ему купили новую машинку и продолжает делать покупки. Ребёнок с криками, плачем «налетает» на маму, пытаясь добиться желаемого.
И так, как помочь ребёнку и себе прожить это состояние?
- В состоянии эмоционального срыва ребёнок может начать проявлять физическую агрессию по отношению к другим людям. Остановите проявление агрессии: например, перехватите руку, если ребёнок хочет ударить. Сопроводите это действие коротким запретом «Нельзя бить маму!».
- Озвучьте ребёнку, что он сейчас чувствует: «Ты сердишься и захотел ударить меня, потому что я не купила машинку!».
- Сообщите ему, как он может себе сейчас помочь успокоиться:
например, «Бить маму нельзя. Когда так сильно злишься, то можешь сейчас топать ногами и «рубить» воздух руками».
Познакомьте ребёнка с разными способами самоуспокоения до возникновения проблемных ситуаций (например, когда сильно злишься, то можно рвать бумагу; бить подушку или боксёрскую грушу; рисовать, черкать карандашами на листе бумаги; научиться глубоко дышать (вдох носом, выдох ртом).
Используйте эти способы в повседневной жизни (так дети быстрее перенимают полезный опыт от родителей).
Поначалу выполняйте альтернативные способы эмоциональной разрядки вместе с ребёнком. Затем он научится делать это самостоятельно.
- Когда ребёнок успокоится, сообщите ему об изменении его состояния: «Я вижу снова спокойного ребёнка».
- Дайте установку ребёнку на то, что он может управлять своим состоянием: «Ты успокоился. Я рада, что можешь управлять своим настроением».
- Обсудите с ребёнком ситуацию, которая привела его в такое состояние. Подскажите ребёнку как по-другому он мог поступить: например, «Петя, мы могли бы договориться и выбрать другой день для покупки, когда я получу заработную плату. Тогда такой неприятной ситуации не возникло».
- Проанализируйте собственное поведение, которое могло спровоцировать вспышку гнева у ребёнка. Подумайте о том, как вы могли бы иначе поступить в следующий раз, чтобы ситуация не повторилась (бывает так, что эмоциональный срыв у ребёнка спровоцирован неправильным режимом дня: например, вы пошли гулять по магазинам с ребёнком-дошкольником в 14.00, в то время, когда у него должен был быть тихий час. Истерики не случилось бы, если бы ребёнок в это время мирно спал в своей кровати дома.)