«Самые сильные в нашей семье»
«Самые мудрые и добрые»
Цель: воспитание уважительного отношения к пожилым членам семьи.
Задачи:
- Формировать понятия «пожилой человек», «пенсионер».
- Развивать знания о семейных связях.
- Воспитывать уважение к самым старшим членам семьи.
- Формировать желание оберегать стариков и заботиться о них.
Материал: фотографии молодых и пожилых людей обоего пола (в идеале – реальных родственников учащихся), условная схема «Дерево семьи», раскраски с изображением человечков на всех детей, цветные карандаши, мультфильм «Сказка о потерянном времени» или «Старость надо уважать!» из серии «Три котенка», загадки о бабушке и дедушке.
Ход занятия
- Орг. Момент. Оздоровительная гимнастика «Старички»
Упражнения выполняются стоя около стульев. «Ребята» – дети стоят прямо, в свободной позиции, «Старички» – ноги чуть согнуты в коленях, плечи вперед, голова чуть опущена. «Черепашки» – спина «круглая», руками обхватить себя за плечи, голову спрятать на груди, «Атлеты» – стойка «смирно», максимально расправить плечи и спину, голову поднять вверх. Педагог называет понятия так, чтобы согнутое положение спины чередовалось с прямым положением.
- Основная часть.
Воспитатель предлагает детям узнать тему занятия, отгадав загадки:
Ароматное варенье, пироги на угощенье, вкусные оладушки у любимой … (бабушки)
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед мой родной, любимый …(дед)
Воспитатель сообщает детям тему занятия и предлагает поиграть в игру
Игра «Поменяемся местами»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Водящий называет условие, если это условие подходит кому – либо из играющих, они встают и занимают любой свободный стул. Водящий тоже пытается занять стул.
Вопросы – условия:
- Поменяются местами ребята, у которых есть бабушка.
- Поменяются местами ребята, у которых есть дедушка
- Поменяются местами ребята, у которых есть две бабушки
- Поменяются местами ребята, у которых есть два дедушки…
«Дерево семьи»
Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «почему мама и папа у каждого только одна или один, а бабушек и дедушек много?». Воспитатель предлагает детям рассмотреть условную схему «Дерево семьи» или презентацию, их которой понятно, что бабушка и дедушка это родители папы или мамы. А , поскольку у каждого человека по два родителя (в идеале), то бабушек и дедушек по 2
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и сравнить фотографии мам и бабушек, пап и дедушек. Найти отличительные признаки людей пожилого возраста.
Возможные ответы: морщины, седые волосы, очки, одежда, замедленные движения, сутулость, болезни.
Чтение рассказа «У старости мудрость»
Обычно на занятия по гимнастике Машеньку водила мама. Но сегодня мама
не смогла из-за какой-то важной работы. Мама сказала: «На гимнастику тебя
отведёт бабушка». Машенька расстроилась: «Не хочу идти с бабушкой!
Не люблю ходить с бабушкой! Она медленно ходит и на одну ногу заваливается». И даже показала, как бабушка ходит. Бабушка это услышала и увидела. И почему-то ушла в другую комнату плакать. А мама сердито сказала Машеньке: «Ты бессердечная и бессовестная. Мне стыдно за твои слова. Сиди в комнате и не показывайся мне на глаза.
Вообще сегодня на гимнастику не пойдёшь».
Обсуждение рассказа по вопросам:
- Почему Маше не хочется ходить с бабушкой?
- Почему бабушка хромает и медленно ходит?
- Может ли бабушка ходить по – другому?
- Почему бабушка заплакала, а мама рассердилась?
- Как вы можете помочь своим пожилым родственникам?
Возможные ответы: не капризничать, одеваться самостоятельно, не забывать благодарить, уступать место в транспорте и т.д.
Просмотр мультфильма «Старость надо уважать!» из серии «Три котенка»
- Самостоятельная работа «Морщинки»
Воспитатель предлагает детям превратить нарисованных человечков в бабушек или дедушек, нарисовав морщины и соответствующую одежду
Вывод: наши бабушки и дедушки прожили длинную жизнь, поэтому их называют «пожилые люди». Они вырастили наших родителей, много работали, не жалея своих сил и здоровья, А теперь помогают нашим родителям воспитывать нас – своих внуков. Они многое знают и умеют, и готовы поделиться своим опытом с нами. Берегите их, любите, заботьтесь о них.
4.Рефлексия «За что я люблю свою бабушку (дедушку).