«Дидактическая игра – как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

                                                                 Выполнила: Гриценко Олеся Николаевна

            воспитатель  

            МБДОУ Детский сад №4 « Ромашка»

г. Покровск  Хангаласского улуса

Покровск -2023г.

Актуальность: экологическое воспитание детей дошкольного возраста – новое направление педагогики, складывающееся последние годы и сменившие традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Экологическое воспитание – это процесс ознакомления детей с природой , в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основопологающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. 

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления , сознания экологической культуры. 

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Дидактические  игры- наиболее эффективное средство, способствующие более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Новизна: игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность, она основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Ребёнок не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым, 

Таким образом, именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. 

Теоретическое обоснование опыта:

  Впервые термин “экология” (с греческого “эйкос” или “ойкос” – дом; “логос” – знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую “отношения организмов с окружающей средой”. В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

  Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры, некоторые из них я использую в своей работе: программа С.Н.  Николаевой «Юный эколог», О.А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду»

 Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: –  Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

Цель: развитие познавательного интереса к природе , любви , уважительного и заботливого отношения к ней, расширение знаний о природе посредством использования дидактических игр. 

Задачи: 

1.Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи на основе дидактических игр.

  1. Формировать у дошкольников азы экологической безопасности.
  2. Формировать у детей эмоционально-положительное отношение окружающему миру.
  3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной  работы произойдут существенные  положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного  из средств экологического воспитания.   

Экспериментальная работа:


1 этап-выявление уровня экологического воспитания у детей.

2этап-выявление эффективности использования дидактических игр экологической направленности.

Для достижения цели первого этапа были решены следующие задачи:

  1. Подобран диагностический материал.
  2. Выявлен уровень знаний основ экологического воспитания детей.
  3. Анализ полученных данных.

Для проведения диагностики, нами использовалась диагностическая методика, состоящая из трёх блоков:

  • Животный мир. Первый блок включал 5 заданий для определений уровня знаний и представлений дошкольников о животном мире.
  • Растительный мир. Второй блок включал 5 заданий для определения уровня умений, знаний и представлений дошкольников о растительном мире.
  • Неживая природа. Третий блок включает 5 заданий для определения знаний и представлений о неживой природе.

Полученные в ходе диагностики данные были обработаны и размещены в таблицах.

Участие принимали 23 ребёнка.

Далее диагностика показала: 

Высокий уровень развития основ экологической культуры у 10 детей, что составило 43,4%.

Средний уровень показали 11 детей – 47,8% детей.

Низкий уровень выявлен у 2-х детей, что составило – 8,8%.

Далее мы приступили ко второму  этапу эксперимента.

Цель данного этапа: опытно-экспериментальным путём выявить эффективность использования дидактических игр экологической направленности в экологическом воспитании дошкольников.

Разработали 7 дидактических игр экологического содержания, направленных на экологическое воспитание детей.

Апробировали дидактические игры со всеми детьми группы.

Игры объединяются по следующим блокам.

Блок 1. Игры на развитие экологических представлений дошкольников о живой и неживой природе («Кто где живёт?», «Лесные чудеса», Эко-куб «Времена года», «Овощи по баночкам», «Чьи следы?»).

Блок  2.  Игры на развитие эмоционально ценностного отношения в природе. («Что НЕЛЬЗЯ в лесу?»

Блок 3. Игры на развитие умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины возникновения. («Какой мусор бывает?»)

По итогам проделанной работы можно сделать следующий вывод:

Дети в самостоятельной игровой деятельности, хорошо разворачивают сюжет с экологическим содержанием, самостоятельно играют в ранее проигранные с педагогом дидактические игры, с интересом наблюдают за изменениями в природе, задают вопросы.

Работа с родителями:

Чтобы обеспечить системный поход к нравственному и экологическому воспитанию дошкольника, нужно тесное сотрудничество с родителями.

В рамках работы над темой были проведены следующие формы работы:

Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольника»,

Консультация на тему: «Воспитание любви к природе», «Правила поведения в природе».

Акция « Первый цветок весны». 

Акция «Домик для пернатых друзей». 

Выставка «Поделка из природного материала».

Ярмарка «Дары Осени». 

 В теплый период времени года родители с детьми собирали разнообразный   природный материал, разучивают стихи, пословицы с  экологическим содержанием, дома проводят разнообразные опыты с водой, песком, воздухом, активно закрепляют ранее данный материал с детьми дома. По отзывам родителей выявлено, что дети владеют некоторыми знаниями и умениями экологической культуры, у детей имеются представления о сезонных изменениях в неживой природе, о значении солнца и воздуха, правила поведения в лесу.  

Вывод:

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.