Конспект ОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы на тему: «Кошелёк и его жители»
Сысолятина Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6
г. Калининска Саратовской области».
Цель: Закрепление сущности понятий «монета», «купюра»; наличные деньги.
Задачи:
– воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
– воспитывать понимание важности труда в жизни человека;
– развивать умения находить отличительные и сходные признаки между объектами (монетой, купюрой);
– развивать внимание, память, мышление;
– закрепить сущность понятий «монета», «купюра»;«наличные деньги»; «доход и расход»; знаний обучающихся о внешнем виде современных денег.
– закрепить математические представления о числах 10 и 5, их количественном составе.
Тип ОД: закрепление знаний и способов деятельности.
Форма ОД: комбинированная (сказка, эксперимент)
Связь данного ОД с задачами: у обучающихся идёт закрепление понятий «Монеты», «Купюры». Для дальнейшего применения данных представлений в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений.
Методы обучения: Игровой, проблемный, эксперимент.
Оборудование: телевизор, ноутбук, инвентарь для проведения опытов: ёмкости с водой по количеству детей, бумажные салфетки.
Демонстрационный материал:
– презентация;
– бутафорский кошелёк.
Раздаточный материал:
– листы бумаги с таблицей и карандаши по количеству детей, монеты и банкноты по количеству детей;
– таблицы с кармашками для игры «Определи признак»;
– монеты для рефлексии.
Вводная часть. Организационный момент | ||
– Минутка приветствия: Собрались сегодня снова Все к занятию готовы. Будем весело играть И друг другу помогать.
– Сейчас отгадайте загадку: Беру в руки кошелёк. – А какой другой сосед живёт через стенку в кошельке? – Верно. Какова тема сегодняшнего занятия? Если соединить всё, что мы с вами отгадали? – Правильно. Тема занятия: Кошелёк и его жители (купюры и монеты). А какова тогда будет цель нашего занятия? Что мы будем изучать на занятии? – Молодцы! Цель нашего занятия: закрепить знания о монетах, купюрах, таких понятиях, как, наличные деньги. |
Заходят, садятся на стульчики полукругом
Монеты, деньги. Кошелек. Бумажные деньги, купюры. Ответы детей. Ответы детей. |
|
Основная часть | ||
|
||
– Мы уже знаем, чем монеты отличаются от купюр. Давайте поиграем в игру «Определи признак». Я вам называю признак монеты или купюры, а вы ищите из предложенных вариантов и кладёте в кармашек иллюстрацию. Монета по форме …. , а банкнота … а монета … а банкнота … – А теперь поменяйтесь своими табличками и проверьте, всё ли верно сделал ваш сосед. |
Подходят к столам В кармашек напротив монеты кладут круг В кармашек напротив купюры кладут изображение прямоугольника. Кладут изображение бумаги. Кладут изображение металла. Напротив монеты положили колокольчик. Напротив купюры положили изображение с листьями. Меняются табличками, проверяют ошибки. Возвращаются на стульчики. |
|
2. | ||
– Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). – Итак… Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали… – Для чего открывали кошелек? – Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто. – Я бросаю мячик и называю члена семьи, а вы должны сказать, пополняет он бюджет семьи и чем, или не пополняет бюджет. – Давайте сделаем вывод, за что получают деньги? Может быть, просто так всем их дают? – Что же такое семейный бюджет? – Верно, а ещё все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи, называют доходом. Повторите слово – доход. |
Достать деньги.
В него вкладывали деньги. Примерные варианты ответов: Да, он получает заработную плату. Да, он получает пенсию. Да, он получает стипендию. Нет, они не получают деньги. Да, она получает заработную плату. Да, она получает пенсию. Ответы детей. Из зарплаты Папы и Мамы, пенсии Дедушки и Бабушки, стипендии старшего Брата студента. Все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи. Повторяют. |
|
3. | ||
– Слушайте сказку дальше. В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости. Кошелек с деньгами показать На что можно будет тратить семейный бюджет? (Обыграть, раздать все деньги из кошелька, остается пустым) Мама потратит на… Папа потратит на … Бабушка потратит на… Дедушка потратит на… Студент потратит на … Студентка потратит на … Ребенок потратит на … Ребята, посмотрите, что у нас получилось? А почему деньги закончились? – Послушайте дальше сказку – У всех есть кошельки, и в них есть деньги. – Ребята, сколько стоит мороженое? – А сколько стоит шоколадка? – Ребята, я вам даю 1 минуту, а вы постарайтесь выложить разными способами стоимость по отдельности шоколада и монеты разными способами. Проверка выполненного задания. |
Ответы детей Деньги закончились. Деньги из семейного бюджета тратятся на товары первой необходимости. Мороженое, шоколадка. 5 рублей 10 рублей Шоколадка дороже, мороженое дешевле. Подходят к столам, работают в парах. Возвращаются на стульчики Деньги заканчивались. Плохо. Должны экономить. Нет, расходы должны планировать, отказаться от чего-то. Выполняют упражнения. |
|
4 | ||
А мы слушаем продолжение сказки – Очень часто жители кошелька: монеты и купюры ссорились. Они выясняли, кто из них важнее. И из-за этих споров кошелёк очень расстраивался. Давайте с вами поможем кошельку примерить его жителей. – А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? – Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим? – У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Какова цель нашей работы в лаборатории? – Сначала вспомним правила безопасности при проведении экспериментов. – Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага?
|
– Ответы детей Да Подходят к столам Мы пришли, чтобы узнать, что удобней – монеты или купюры. Не баловаться и не шуметь. Бумага (купюра) мнётся, рвется; монета нет. Монета лучше. Она не мнётся и не рвется. Купюра легче, её может унести ветер. Монета тяжелее. Удобнее хранить купюры, они не выпадают. Она намокает. Она развалится и порвется. Бумага намокает, рвется. Монета не меняется. Дети размышляют. Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь) Нисколько. |
|
Заключительная часть Рефлексия | ||
– – Как можно назвать монеты и купюры одним словом? – Каким словом мы назовём все деньги, которые приносят в общий кошелёк семьи? – Какие основные виды дохода мы вспомнили? – Какие свойства купюр позволяют сказать, что ими удобнее пользоваться, чем монетами? – Где можно применить полученные знания? Предлагаю положить монету в кошелёк или рядом с кошельком, которые соответствуют итогу всего занятия: – Ребята, если вы остались довольными своими знаниями, справились со всеми заданиями без ошибок, положите монетки в кошелёк. – А если вы считаете, что у вас что-то не получилось, есть какие-то пробелы/допустили ошибки, то положите монету рядом с кошельком. Мы обязательно во всем разберёмся. Всё, что мы сейчас узнали, Мы запомнили с тобой. До свидания всем сказали. Отправляемся домой. |
Ответы детей
Выполняют действия. |