Коррекционно – развивающая программа
«Адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями к условиям школьного обучения»
Начальная школа
Педагог-психолог:
Дунайцева В. А.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью и полевыми чертами поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, нужно быть внимательным на всех школьных уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Дети должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей, поступающих в первый класс, жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Особенно это актуально для детей с интеллектуальными нарушениями, так как эти дети испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания воспринимаемой информации, запоминания, воспроизведения и применения полученных знаний на практике, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные ситуации эмоциональные проявления и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения, слабая интеллектуальная регуляция эмоций, их малая дифференцированность, полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию. У первоклассников может наблюдаться: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия. У них нарушена структура волевого действия, недостаточно сформирована интеллектуальная регуляция воли. Все эти психофизические особенности и приводят к возникновению определённых трудностей в адаптационный период.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Рассматривая субъективные признаки дезадаптации, и особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями мы видим, что у таких детей наблюдается низкий уровень мотивации к обучению, и как следствие негативное отношение к школе. У них практически не сформированы элементы и навыки учебной деятельности, они неспособны к произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа, синтеза, сравнения и т.п. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто аффективностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению в условиях реализации ФГОС, СИПР для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и профилактика школьной дезадаптации, с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Задачи:
- Выявление психологических причин, вызывающих затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению.
- Изучение динамической структуры познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развитие.
- Коррекция развития недостатков эмоционально-волевой сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
- Коррекция недостатков развития коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Коррекция недостатков развития познавательных и психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
Планируемые результаты:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
- Повышение уровня познавательной активности, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей.
- Развитие умения подчинять свои действия правилам;
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), с учётом особенностей развития умственно отсталого ребёнка и зон ближайшего развития.
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Программа коррекционно-развивающих занятий направленная преимущественно на процессы адаптации и предполагает безоценочную систему.
Содержание коррекционного курса
Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом. Форма работы подгрупповая и индивидуальная. Продолжительность одного занятия 15-20 минут.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Индивидуальная работа с обучающимися включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце учебного года) диагностику познавательных процессов; эмоционально-волевой и личностной сферы. Результаты диагностики могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из следующих этапов.
- Организационный этап
- Практический этап:
– выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы), крупной и мелкой моторики, двигательной координации;
– формирование навыков; постановки цели и планомерного выполнения задания.
В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
- Заключительный этап:
– подведение итогов занятия.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Ноутбук;
- Аудиовидеотека;
- Мягкие модули;
- Доска;
- Цветные мелки;
- Пластилин;
- Цветная бумага, картон, клей;
- Краски, карандаши, фломастеры;
- Ковёр;
- Бланки с заданиями.
- Методические пособия
Список литературы
- Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
- Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
- Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
- Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (5-6 лет) Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.
- Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
- Чуриков А., Снегирёв. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге.
- «Радостное взросление» Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень.
- Шевченко: «коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом».
- Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники»
- Макарова Т. В. Психотренинг (коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей с отклонениями в психическом развитии).
- Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.)