ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова»
Факультет довузовского образования
ДМШ имени С. М. Старикова
Ольшевская Татьяна Владимировна
Самородова Марина Павловна
Сафьянникова Галина Николаевна
Адаптированная рабочая программа
инклюзивного образования
по предмету ПО.01.УП.01 «Специальный инструмент»
по дополнительной общеразвивающей программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»
(4 года обучения)
Тамбов 2021
Адаптированная рабочая программа инклюзивного образования по предмету «Специальный инструмент» по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Фортепиано» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 12.03.2012 г. Приказ №164, а также в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 263-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, гл.1, ст.2, п.28»
СОДЕРЖАНИЕ
- Выписка из учебного плана………………………………………………4
- Рабочая программа дисциплины…………………………………………4
2.1. Пояснительная записка………………………………………………4
2.1.1. Цель дисциплины
2.1.2. Задачи дисциплины
2.1.3. Место курса в профессиональной подготовке
2.1.4. Перечень формируемых компетенций
2.1.5. Требования к уровню освоения содержания курса.
2.1.6. Объем курса, виды учебной работы и отчетности
- Содержание дисциплины……………………………………………………8
3.1. Структура учебного плана дисциплины
3.2. Содержание учебной дисциплины.
3.3. Образовательные технологии.
- Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний………………………………………………………………20
4.1. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
4.1.1. Организация текущего контроля знаний
4.1.2. Организация промежуточного контроля знаний.
4.1.3. Организация итогового контроля знаний
4.2. Критерии выставления оценок
- Учебно-методическое и информационное обеспечение курса…………23
5.1. Основная литература
5.2. Дополнительная литература
5.3. Интернет-ресурсы (Электронные ресурсы)
5.4. Перечень аудиозаписей, кино- и телефильмов, мультимедиа
- Материально-техническое обеспечение дисциплины………………… 26
- Методические рекомендации для преподавателей………………………26
- Методические указания для учащихся…………………………………….27
- Выписка из учебного плана
Индекс
предмета |
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Макс.
учебн нагр |
Самосто-
ятельная работа |
Аудитор-
ные занятия |
Про-
Межуточная атт-ция |
Итоговая аттестация | Распределение по годам обучения | |||
Трудоёмкость
в часах |
Индиви-
дуальные занятия |
Контр
ольные уроки |
Экза
мены |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Обязательная часть | Недельная нагрузка в часах | |||||||||
ПО01 | Музыкальное исполнительство | |||||||||
УП.01 | Специальный
инструмент |
544 | 242 | 242 | 1, 2…-7 | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
- Рабочая программа дисциплины
2.1. Пояснительная записка
Данная инклюзивная программа предназначена для учащихся фортепианного отделения ДМШ им. С. М. Старикова с ОВЗ и соответствует федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения (приказ Приказ №164 Министерства образования и науки РФ от 12.03.2012 г.), а также в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 263-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, гл.1, ст.2, п.28»
Музыкальное образование – необходимый компонент общей культуры. Выявление детей, одаренных в области музыкального искусства, создание условий для их художественного, эстетического образования и духовно-нравственного развития являются неотъемлемой частью воспитания разносторонней личности на высоких эстетических и нравственных ценностях в искусстве. Наряду с обычными здоровыми детьми в музыкальных школах обучаются дети с особенностями развития, с проблемами разной этиологии: физической, психологической, когнетивной. Правда среди них есть учащиеся, успешно осваивающие программу, предназначенную для здоровых детей, но не секрет, что есть и такие, кто начинает заниматься игрой на фортепиано по медицинским показаниям, так как работа мелкой моторики благотворно влияет на развитие мыслительных процессов. В повседневной жизни их часто называют детьми – инвалидами. Но искусство не разделяется на искусство для инвалидов и искусство вообще. И работа педагога в классе фортепиано должна быть направлена на раскрепощение таких детей, социализацию и вовлечение их в процесс инклюзивного образования. Обучение детей с ОВЗ игре на фортепиано дает им возможность развивать свои способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовывать полученные умения и навыки в социуме. Воспитание у некоторых из них устойчивой мотивации к учебной и творческой работе дает направление их профессиональной ориентации на дальнейшее обучение в средних, а возможно и высших специальных учебных заведениях.
2.1.1. Цель дисциплины
Целью дисциплины является комплексное и качественное развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ, их социокультурная адаптация и социальная активность, воспитание у них навыков исполнительства, формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства, профориентация и, по мере возможности, подготовка к поступлению в колледж при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова наиболее одаренных из них.
2.1.2. Задачи дисциплины
Задачами дисциплины являются:
– вовлечение детей с ОВЗ и их родителей в творческий и образовательный процесс;
– развитие у учащихся интереса к занятиям с первых уроков и поддержание этого интереса в дальнейшем;
– формирование навыков игры на фортепиано, умение, по мере возможности, применять их на практике (в том числе и при чтении нот с листа);
– расширение кругозора учащихся, так же и путем самостоятельного изучения музыкального материала;
– знакомство с фортепианным репертуаром на примере лучших образцов музыкальной нотной литературы, написанных в разных жанрах;
– развитие способности к решению технических и аппликатурных задач на своем уровне (учитывая стилистические и фактурные особенности произведения);
– воспитание чувства самообладания и сценической выносливости, особенно у детей с ОВЗ, способности и готовности к публичным выступлениям;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческого мышления.
2.1.3. Место курса
в профессиональной подготовке.
Предмет «Специальный инструмент» является частью музыкально-теоретического цикла предметов, входящих в общий курс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». И большая часть процесса обучения, направленного на развитие творческих способностей в том числе и учащихся с ОВЗ, осуществляется именно на уроках по предмету «Специальность». Одновременно с этим, предмет тесно связан с такой дисциплиной, как «Ансамбль», где прививаются не только начальные навыки ансамблевой игры, но и создается единая линия разностороннего воспитания учащегося.
2.1.4. Перечень формируемых компетенций
В результате освоения программы «Фортепиано» у учащихся с ОВЗ должна сформироваться система знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное общение с музыкой, развитие музыкального самообразования и самовоспитания, а именно:
– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
– знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
– знание музыкальной терминологии;
– умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
– умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
– владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике;
– умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
– умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
– умение аккомпанировать исполнению несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
– навык чтения с листа несложных музыкальных произведений;
– навык подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
– первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
– навык публичных выступлений.
Перечень не должен казаться слишком длинным: он составляет комплекс направлений, работа над которыми проходит на каждом уроке и некоторые из них практически неотделимы друг от друга. То же можно отнести и к требованиям к уровню освоения курса.
2.1.5. Требования к уровню освоения содержания курса
Освоение программы «Фортепиано» по предмету «Специальный инструмент», особенно детьми с ОВЗ, должно быть направлено на воспитание ребёнка, которому понадобится помощь в освоении материала, но не в снижении уровня обучения. Задача педагога – создать условия и эффективные методы индивидуального обучения учащихся, проникнуть во внутренний мир ребёнка и понять его музыкально – образные представления. Процесс должен отражать следующие результаты:
–наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
–сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
–знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
–знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
–знание профессиональной терминологии;
–наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений различных жанров и форм;
–навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
–навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;
– выполнение анализа исполняемых произведений, владение различными видами техники исполнительства, использование художественно оправданных технических приемов;
–наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
–наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
–наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
2.1.6. Объем курса, виды учебной работы и отчетности.
Максимальный объем нагрузки за все время обучения составляет 544 часа;
Самостоятельная работа – 242 часа;
Аудиторная нагрузка – 242 часа.
Основная форма проведения аудиторных занятий – индивидуальный урок продолжительностью 45 минут, который проводится в соответствии с учебным планом два часа в неделю с 1 по 4 классы. Обширный репертуарный список позволяет преподавателю наполнить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. На уроке необходимо создание комфортной доброжелательной обстановки.
Оценка знаний учащихся проводится на контрольных уроках, зачётах и экзаменах, которые могут проходить в виде технических зачетов, зачетов по чтению с листа, академических концертов, исполнения концертных программ. Дети с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану с индивидуальным графиком всех видов отчетности.
Следует учитывать, что из-за плохого самочувствия учащегося все виды отчетности можно переносить или разбивать на 2 этапа.
3.Содержание дисциплины
- Структура учебного плана дисциплины
Учебный план включает в себя кроме объема времени, отведенного на аудиторные занятия, и занятия самостоятельные, внеаудиторные, также отчетность по семестрам. Внеаудиторная работа представлена такими формами, как выполнение домашнего задания, подготовка к концертным выступлениям, слушание записей музыки и просмотр видео. Кроме этого учащиеся могут посильно принимать участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности своего образовательного учреждения.
3.2. Содержание учебной дисциплины.
Учебный материал, распределенный по годам обучения, достаточно разнообразен, имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для его освоения в каждом классе и отражает академическую направленность. Разнообразие представленного списка произведений дает возможность индивидуального подбора репертуара и экзаменационной программы разного уровня трудности для учащихся одного класса. Кроме обязательных по программе произведений, необходимо включать в индивидуальные планы учащихся пьесы для «эскизного», ознакомительного изучения.
Учащиеся всех классов фортепианного отделения ДМШ им. С. М. Старикова, начиная с 1-го, выносят на зачет в I полугодии три произведения:
Этюд,
Произведение крупной формы или полифоническое произведение,
Пьеса
(В 1-ом классе – произведения с элементами крупной формы и с элементами полифонии);
во II-м полугодии – 4 произведения:
Этюд,
Произведение крупной формы,
Полифоническое произведение,
Пьеса.
Технические зачеты проводятся два раза в год в рабочем порядке в течение месяца: со второй половины ноября по первую декаду декабря в I-ом полугодии, и со второй половины апреля до середины мая во II-ом полугодии.
1класс
Основное содержание первых уроков с детьми составляют пение, подбор по слуху и транспонирование песенок и попевок, развивающих ритм и слуховые восприятия. Необходимо на протяжении обучения включать физические упражнения, полезные и нужные для детей с ОВЗ, у которых порой встречаются трудности в двигательном отношении, наблюдается повышенный мышечный тонус. Рекомендуется использовать упражнения из сборника А.Д.Артоболевской «Первая встреча с музыкой», пальчиковые, а также другие упражнения, рекомендуемые для таких детей врачами-специалистами. Слушание музыки в исполнении педагога позволяет ученику накопить определенный музыкально–слушательский багаж, получить первые понятия о жанрах (песня, танец, марш), помогает развитию музыкальности, воспитанию воображения. Освоение нотной грамоты начинается с записи первых слуховых представлений. В области развития игрового аппарата – работа над упражнениями, формирующими правильные двигательные навыки, помогающими освоению основных приемов игры: non legato, legato, staccato. За год учащийся должен пройти не менее 20-30 музыкальных произведений. В репертуар включаются пьесы различного характера: песенные, танцевальные, с элементами полифонии, с элементами крупной формы (для более продвинутых учащихся – легкие произведения крупной формы), ансамбли.
Начальные навыки анализа нотного текста и чтения нот с листа.
Техническое развитие: мажорные гаммы 3–4 (по выбору) в две октавы каждой рукой отдельно, двумя руками в одну октаву; в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре;
Тонические трезвучия аккордами по три звука с обращениями каждой рукой отдельно.
В течение первого года обучения учащийся выступает на зачете в конце I полугодия и на экзамене в конце II полугодия.
I-е полугодие:
Рекомендуется исполнение не менее 3-х разнохарактерных произведений. Учащиеся, поступившие в школу без подготовки, имеют право не выступать на зимнем прослушивании. Учащиеся, имеющие подготовку, в конце I полугодия исполняют:
этюд,
произведение с элементами полифонии,
произведение крупной формы (или с элементами крупной формы).
II-е полугодие:
этюд,
полифоническое произведение,
произведение крупной формы,
пьеса.
Примерный репертуарный список
Сборники:
- Борухзон Л., Волчек Л. «Азбука музыкальной фантазии» (как сочинить мелодию). изд. «Композитор», Санкт-Петербург 2004 г.
- Визная И., Геталова О. «В музыку с радостью». изд. «Композитор», Санкт-Пет. 2006 г.
- Королькова И. «Крохе-музыканту», нотная азбука для самых маленьких, части I и II. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 г.
- Новая школа игры на фортепиано, изд. 4-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Юному пианисту», изд. В. Катанского 2001 г.
Этюды:
Беренс Г. соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав: №№ 1–30.
Гедике А.соч. 32. 40 мелодических этюдов для начинающих;
соч. 36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих, тетр. 1: №№ 13, 14, 22.
Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (по выбору)
Фортепианная азбука (по выбору).
Черни К. Избранные этюды. под редакцией Г. Гермера, ч. 1-я: №№ 1–6.
Полифонические произведения
Гуммель И. Пьесы: фа мажор, До мажор, ре минор.
Кригер И. Менуэт ля минор.
Моцарт Л. Менуэт, Бурре.
Сборник пьес для фортепиано композиторов XVII–XVIII веков под ред. А. Юровского:
Гессе И. Марш
Тюрк Д. «Паузы, паузы, одни только паузы!», Веселый Ганс, Маленький балет, Веселые ребята, Баюшки-баю.
Школа игры на фортепиано под ред. А. Николаева:
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны магдалены Бах: Менуэт ре минор,
Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор.
Произведения крупной формы
Рейнеке К. соч. 136. Аллегро модерато,
соч. 12. Андантино из Сонатины соль мажор,
соч. 127. Сонатина соль мажор, ч. 2
Штейбельт Д. Сонатина До мажор, ч. 1
Назарова Т. Вариации на тему р.н.п. «Пойду ль, я выйду ль, я»
Школа игры на фортепиано. под ред. А. Николаева:
Моцарт В. Аллегро си бемоль мажор
Салютринская Т. Сонатина
Юный пианист. вып. 1. сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона:
Беркович И. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Литкова И. Вариации на тему белорусской нар. песни «Савка и Гришка сделали дуду»
Пьесы
Беркович И. 25 легких пьес: Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка,
Волков В. 30 пьес для фортепиано: Ласковая песенка, р.н.п. «Уж ты, сизенький петух»
10 пьес для фортепиано: По заячьим следам, По волнам, Незабудка, Маленький танец, Шуточка, На беговой дорожке;
Гедике А. соч. 36. 60 легких фортепианных пьес. тетр. 1: Заинька, Колыбельная, Сарабанда, Танец;
Гречанинов А. соч 98. Детский альбом: м\Маленькая сказка, Скучный рассказ, В разлуке, Мазурка;
Жилинский А. Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки, Вальс, Утро в пионерском лагере;
Кабалевский Д. Ночью на реке, «Вроде вальса»;
Майкапар С. соч. 28. Бирюльки: Пастушок, «В садике», Сказочка
соч. 33. Миниатюры: Раздумье
Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради Вольфганга Моцарта: Англэз, Бурлеска, Ария, Менуэт ре мажор.
2 класс
Обучение детей согласно их индивидуальному развитию, продолжение выполнения упражнений (по необходимости) с использованием пальчиковых игр по системе К. Орфа, И. Минц и т.д. Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде выдержанных гармоний в басу.
Развитие умения давать словесную характеристику играемому произведению.
В течение учебного года учащиеся под руководством педагога должны пройти 14–20 различных музыкальных произведений.
2-3 — полифонических произведения.
2 — произведения крупной формы.
4-7 — пьес (включая 2–3 ансамбля).
6-8 — этюдов.
Техническое развитие: мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы; фа мажор двумя руками в прямом движении.
Минорные гаммы ля, ми, ре (все виды) двумя руками в две октавы; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками в пройденных тональностях; хроматические гаммы отдельно каждой рукой от нескольких звуков.
Примерный репертуарный список
Этюды:
Беренс Г. соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав: №№ 31, 33, 43, 44, 47, 48, 50
Беркович И. Альбом «Юный музыкант», разд. 4. Этюды № № 11–21, Маленькие этюды: №№ 15–32
Гедике А. соч. 32. 40 мелодических этюдов для начинающих: №№ 11, 12, 15, 18, 29, 24
соч. 47. 30 легких этюдов: №№ 2, 7, 15
соч. 59. этюд № 14
Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам техники (по выбору)
Гречанинов А. соч. 98, Детский альбом: этюд ми мажор
соч. 123. Бусинки: этюд соль мажор
Лемуан А. соч. 37. этюды: №№ 1, 2, 6, 7, 10, 17, 27
Лешгорн А. соч. 65. Избранные этюды для начинающих: №№ 3, 5–7, 9, 27, 29
Черни К. Избранные фортепианные этюды. под ред. Г. Гермера ч. № 10, 11, 13–18, 20, 21, 23–29, 40
Шитте А. соч. 107. 25 маленьких этюдов: №№ 16, 21–23
соч. 160. 25 легких этюдов: №№23, 24
Полифонические произведения:
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт соль мажор,
Менуэт ре минор,
Волынка,
Полонез соль минор № 2
Гендель Г. Ф. Две сарабанды: фа мажор, ре минор
Павлюченко В. Фугетта
Полифонические пьесы. I – V кл. ДМШ (бюп). сост. В. Натансон:
Беркович И. Украинская песня
Шишаков Ю. Канон
Щуровский Ю. Канон
Юцевич Е. Каноническая имитация
Сборник полифонических пьес. тетр. 1. сост. С. Ляховицкая:
Бем Г. Менуэт
Бланджини Ф. Ариетта
Гендель Г. Ф. Менуэт
Корелли А. Сарабанда
Кригер И. Менуэт
Произведения крупной формы
Андрэ А. Сонатина соль мажор (Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано. ч. 1. сост. С. Ляховицкая)
Бетховен Л. Сонатина соль мажор, ч. 1, 2
Гедике А. соч. 36, Сонатина До мажор
соч. 46. Тема с вариациями
Диабелли А. Сонатина фа мажор (Школа игры на фортепиано для второго года обучения, сост. Н. Кувшинников и Н. Соколов)
Жилинский А. Сонатина соль мажор
Кабалевский Д. соч. 51. Вариации фа мажор
Клементи М. соч. 36. № 1. Сонатина До мажор
Моцарт В. А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Салютринская Т. Сонатина ре мажор
Хаслингер Т. Сонатина До мажор, ч. 1,2 (Школа игры на фортепиано. под ред.
А. Николаева)
Пьесы
Бетховен Л. Экоссезы: ми бемоль мажор, соль мажор
Волков В. 30 пьес для фортепиано: Вечерняя песня
Пьесы для фортепиано: У тихого озера
Гайдн Й. Менуэт соль мажор
Гедике А. соч. 6. пьесы: №№ 5, 8, 15, 19
Гречанинов А. соч. 98, Детский альбом (пьесы по выбору)
соч. 123. Бусинки (по выбору)
Дварионас Б. Маленькая сюита: Прелюдия
Жилинский А. Танец, Дятел и кукушка
Майкапар с. соч. 28. Бирюльки: Маленький командир, Мотылек, Мимолетное видение
Моцарт В. А. Аллегретто
Ребиков В. Дети вокруг ёлки, Кукла в сарафане
Чайковский П. соч. 39. Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песенка
Шостакович Д. Альбом фортепианных пьес: Вальс, Грустная сказка
Шуман Р. соч. 68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата
Школа игры на фортепиано. под ред. А. Николаева: Лютославский В. Купревский вальс, Томази А. Сказка о короле – волшебнике
3 класс
При чтении с листа необходимо вырабатывать навык охватывания зрением всё больших групп нот, с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом; тренировать способность мгновенно улавливать характер движения – плавное постепенное или скачком в верх или вниз. Уметь сыграть группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение первого звука.
В течение учебного года учащиеся под руководством педагога должны освоить 14–17 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления.
2–3 — полифонических произведения.
2 — произведения крупной формы.
5–6 — пьес (включая 2–3 ансамбля)
5–6 — этюдов.
Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си бемоль мажор в прямом движении; в противоположном движении — гаммы с симметричной аппликатурой.
Минорные гаммы (все виды) ля, ми, ре, соль: в прямом движении –двумя руками в две октавы, в противоположном — в одну октаву.
Хроматические гаммы от всех клавиш двумя руками в две октавы.
Тонические трезвучия с обращениями по три звука в пройденных тональностях двумя руками; арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.
Примерный репертуарный список
Этюды
Гедике А. соч. 32. 40 мелодических этюдов для начинающих: №№ 23, 29–32
соч. 47. 30 легких этюдов: №№ 10, 16, 18, 21, 26
соч. 58. 25 легких пьес: №№ 13, 18, 20
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. тетр. 4: №№ 31,
Зиринг В. соч. 36. Этюды: №№ 1, 2
Лемуан А. соч. 37. 50 характерных прогрессивных этюдов: 3№ 4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20–23, 35, 39
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих (по выбору)
Черни К. соч. 821. этюды №№5, 7, 24, 26, 33, 35
Избранные фортепианные этюды. под. ред. Г. Гермера. ч.1: №№ 17, 18, 21–23, 25, 26, 28, 30–32, 34–36, 38, 41–43, 45, 46
Шитте А. соч. 68. 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9
Юный пианист. вып. 2. сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона (по выбору)
Полифонические произведения
Александров Ан. Кума
Арман А. Фугетта До мажор
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах:
Менуэт № 3 До минор,
Менуэт № 12 соль мажор,
Марш № 16,
Полонез № 19,
Маленькие прелюдии и фуги. тетр. 1:
Прелюдия До мажор,
Прелюдия соль мажор.
Бах И. С. Ария соль минор
Бах И. Х. Аллегретто
Бах Ф. Э. Менуэт
Гедике А. соч. 60. 15 небольших пьес для фортепиано: № 9.
Инвенция
Прелюдия ля минор
Гендель Г. Ф. Аллеманда
Корелли А. Сарабанда
Майкапар С. соч 28. Бирюльки: Прелюдии и фуга до-диез минор
Скарлатти Д. Ария
Щуровский Ю. Инвенция.
Произведения крупной формы:
Андрэ А. соч. 34. Сонатина №5 фа мажор, ч. 1
Беркович И. Сонатина До мажор
Бетховен Л. Сонатина фа мажор, ч. 1;
Сонатина для мандолины
Глиэр Р. соч. 43. Рондо
Диабелли А. соч. 152. Сонатина № 1: рондо
Клементи М. соч. 36. Сонатина До мажор, чч. 2,3;
Сонатина соль мажор, чч. 1,2
Кулау Ф. Вариации соль мажор соч. 55, № 1. Сонатина До мажор, чч. 1,2
Любарский Н. Вариации на тему р.н.п. «Коровушка» соль минор
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Моцарт В.А. Сонатина фа мажор, чч. 1,2
Рожавская Ю. Сонатина
Сильванский Н. Легкий концерт соль мажор
Чимароза Д. Сонатина ре минор
Пьесы:
Бетховен Л. Пять шотландских народных песен (по выбору)
Вилла-Лобос Э. Избранные нетрудные пьесы (по выбору)
Волков В. 30 пьес для фортепиано: На коне, Мазурка, Марш
Гайдн Й. Две пьесы: фа мажор, ми бемоль мажор
Гедике А. соч. 6. 20 маленьких пьес для начинающих: №№ 14, 16-20
соч. 58. Прелюдии
Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие
Гречанинов а. соч. 109. День ребенка: Сломанная игрушка
соч. 118. Восточный напев
соч. 123. Бусинки: Грустная песенка
Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс соль минор, Мельница, Прелюдия
Кабалевский Д. соч. 27. Токкатина,
соч. 39. Клоуны
Корещенко а. соч. 22. Жалоба
Косенко В. соч. 15. 24 Детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пионерская песня
Майкапар С. соч. 23. Миниатюры: Тарантелла
соч. 28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною
Моцарт В.А. 14 детских пьес из нотной тетради 8-летнего Моцарта (по выбору)
Ребиков В. соч. 2. Восточный танец
Селиванов В. соч. 3 Шуточка
Терегулов Е. Детский Альбом, Пьесы для фортепиано изд. «Гармония» Москва – 2008 г. (по выбору)
Чайковский П. соч. 39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка
Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец
Шуман Р. соч. 68. Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин.
4 класс
При чтении с листа воспитывается умение воспринимать внутренним слухом мелодию, гармонию, определять ладовую и ритмическую основу, разбираться в простейших элементах музыкальной формы.
В течение учебного года учащиеся под руководством педагога должны пройти 14–18 музыкальных произведений, в том числе, несколько в порядке ознакомления.
2–3 — полифонических произведения.
2 — произведения крупной формы.
3–4 — пьесы.
5–6 — этюдов.
2–3 — ансамбля.
Техническое развитие: мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом и в противоположном движении двумя руками в четыре октавы.
Минорные гаммы (все виды): ля, ми, си, ре, соль, до, фа. В прямом и противоположном движении двумя руками.
Хроматические гаммы от всех клавиш двумя руками в четыре октавы, в противоположном движении — от «ре» и «соль диез».
Тонические трезвучия по три или четыре звука (от возможности руки), арпеджио короткие двумя руками, длинные с обращениями каждой рукой отдельно в гаммах от белых клавиш.
Примерный репертуарный список
Этюды:
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61 и 88; 33 1–3, 24
соч. 8. этюды: 33 5, 7
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№ 4, 5, 9
Гедике А. соч. 8. 10 миниатюр в форме этюдов (по выбору)
соч. 32. 40 мелодических этюдов для начинающих: марево
соч. 47. 30 легких этюдов: №№20, 26
соч. 60. 16 небольших пьес для фортепиано: №2. этюд
Лак Т. соч. 75. этюды для левой руки (по выбору)
соч. 172. этюды: №№ 4, 5,
Лемуан А. соч. 37. этюды: №№ 28–30, 32, 33, 36, 37, 41 ,44, 48, 50
Лешгорн А. соч. 66. этюды: №№1–4
Майкапар С. соч. 31. Прелюдия-стаккато
Парцхаладзе М. Три пьесы: Этюд
Черни К. Избранные фортепианные этюды. под. ред. Г. Гермера, ч. 2: №№ 6, 8, 12
Юный пианист. вып. 2. сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона (по выбору)
Полифонические произведения:
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. тетр. 1: №3 1, 3, 5–8, 11, 12;
тетр. 2: №№ 1, 2, 3, 6
Бах Ф.Э. Фантазия до минор
Гендель Г. Ф. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта
Глинка М. Четыре двухголосные фуги: фуга ля минор
Мясковский Н. соч. 43. Элегическое настроение,
Охотничья перекличка
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. вып. 2. III – IV кл. ДМШ. сост. и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян:
Кирнбергер И. Шалун
Люлли Ж. Б. Гавот соль минор
Моцарт В. А. Жига
Произведения крупной формы:
Беркович И. Концерт соль мажор
Бетховен Л. Сонатина фа мажор, ч. 2
Вебер К. М. Сонатина До мажор ч. 1
Гуммель И. Сонатина До мажор, ч. 1;
Вариации на тирольскую тему
Диабелли А. соч. 151. Сонатина соль мажор
Дюссек И. Сонатина соль мажор
Клементи М. соч. 36. Сонатины: № 3 До мажор,
№ 4 фа мажор,
№ 5 соль мажор
Кулау Ф. соч. 55., № 1. Сонатина До мажор
Майкапар С. соч. 8. Вариации на русскую тему
Медынь Я. Сонатина До мажор
Моцарт В. А. Шесть сонатин: № 1 До мажор,
№4 си бемоль мажор
Рожавская Ю. Сонатина
Чимароза Д. Сонаты: соль минор,
ми бемоль мажор
Шуман Р. соч. 118. Детская сонатина, ч. 1
Щуровский Ю. Украинская сонатина
Пьесы:
Бах Ф. Э. Весна
Бетховен Л. Аллеманда, Элегия
Гайдн Й. Избранные пьесы для фортепиано:
Аллегро фа мажор,
Менуэт фа мажор,
Виваче ре мажор,
Маленькая пьеса си бемоль мажор,
Анданте
Гедике А. соч. 8. Десять миниатюр в форме этюдов: №№ 2, 4, 7, 10
Гладковский А. Детская сюита: Маленькая танцовщица
Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч. 31: № 3. Колыбельная
№ 11. Листок из альбома,
соч. 34: № 15. Русская песня,
соч. 35: № 8. Арлекин,
соч. 43: № 3: Мазурка, № 4. Утро, № 7. Ариэтта;
соч. 47: № 1. Эскиз
Гольденвейзер а. соч. 7. Русская песня
Гречанинов А. соч. 109. Папа и мама, Нянюшкина сказка
соч. 117. Облака плывут
соч. 153. За работой, Русская пляска
Григ Э. соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины
Губайдулина С. Труба в лесу, Песня, Барабанщик
Гуммель И. Скерцо Ля мажор «Анданте», Жига
Зиринг В. соч. 8. В лесу, Русская песня
Кабалевский Д. соч. 27. Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская
Лукомский Л. Десять пьес средней трудности: Колокольчики
Мелартин Э. Пастораль
Прокофьев С. соч. 65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков
Рыбкин Е. «Музыкальная переменка», фортепианные пьесы для детей и юношества, Белгород 2004г. (по выбору)
«Веселый ковбой» пьесы и этюды для фортепиано, Белгород 2007г. (по выбору)
Сигмейстер Э. Новый Лондон
Чайковский П. соч. 39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская, Песня жаворонка, Полька, Вальс
3.3. Образовательные технологии.
Применение современных образовательных технологий значительно оптимизирует процесс обучения, особенно детей с ОВЗ. В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии, цель которых – максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Этому способствует и индивидуальная образовательная программа, основывающаяся на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливающаяся к его возможностям и динамике развития. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Технология исследовательского (проблемного) обучения предполагает создание под руководством педагога условий для активной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Особенностью данного подхода является реализация идеи “обучение через открытие”: ребенок должен сам открыть явление, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.
Практико — ориентированные технологии основаны на восприятии и изучении практического материала, на приобретении навыков применения полученных знаний на практике. В практико-ориентированных технологиях используются такие методы как:
- объяснение учебного материала;
- наглядный показ исполнения произведения;
- анализ исполнительского уровня учащихся;
- репетиционная работа над техникой исполнения;
- закрепление исполнительских навыков.
Технология социокультурной реабилитации – использование учебного материала в доступной форме (увеличение текста, применение звукозаписывающей аппаратуры), установление доверительных отношений педагога с учащимися.
Здоровье сберегающие технологии особенно важны при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и включают в себя чередование различных видов учебной деятельности, создание положительного климата на уроке, контроль наступления утомления учащегося. План занятия варьируется в зависимости от его самочувствия на данный момент. Занятия, по желанию и необходимости, могут включать физкультминутки, проводиться на дому с использованием электронного оборудования и дистанционной образовательной технологии. Предусматривается предоставление наглядных пособий и учебного материала в электронном виде или распечатке с увеличенным шрифтом, а также, по необходимости, организация занятий в аудиториях первого этажа.
Коммуникативные технологии — использование интернет ресурсов, записей видео.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Методы работы с учащимися.
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения, неразрывно связанных с индивидуальным обучением и воспитанием ученика, с учетом его возрастных, психологических особенностей, а также особенностей здоровья, что важно при обучении детей с ОВЗ:
- словесный (объяснение, рассказ главной задачи урока по классу ансамбля);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
- практический – самостоятельная работа над произведениями учебной программы, выступления на концертах и экзаменах;
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой (использование театрализованных пальчиковых игр и различных классных мероприятий).
- Оценочные средства текущего,
промежуточного и итогового контроля знаний.
4.1. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации.
Основными формами контроля по предмету «Специальный инструмент» являются текущий контроль, промежуточный, а также итоговая аттестация.
Текущий контроль происходит на каждом уроке, промежуточные аттестации – ежегодно в конце каждого полугодия в виде зачета, контрольного урока или переводного экзамена, итоговая аттестация – в форме выпускного экзамена в конце 8 или 9 класса.
4.1.1. Организация текущего контроля знаний.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно прогнозирование и предупреждение ситуаций, которые обучающийся самостоятельно не может преодолеть. Поскольку текущий контроль осуществляется на каждом уроке, его условия могут варьироваться: возможно выделение дополнительного времени (вне расписания) для обсуждения и проверки результатов выполненной учебной работы. А также при необходимости увеличение количества времени, отведённого на выполнение учебных, домашних и контрольных заданий, изменение способов подачи информации, проведение дополнительных уроков (по усмотрению педагога или при обращении родителей обучающихся).
- Организация промежуточного контроля знаний.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольного урока, который проводится в конце I и III четвертей, зачетов в конце I полугодия и переводных экзаменов в конце II полугодия.
В качестве средств промежуточного контроля успеваемости используются академические концерты, прослушивания, технические зачеты, а также концерты, фестивали, конкурсы различного уровня.
- Организация итогового контроля знаний
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена в конце учебного года 4 класса. По итогам выступления выставляется оценка «отлично» или «хорошо». Оценку «удовлетворительно» для итоговой аттестации детей с особенными требованиями развития и обучения лучше не применять, Обучающиеся на выпускном экзамене могут продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений. Но если это будет доступно не всем, то рекомендуется оценка «хорошо» с минусом.
- Критерии выставления оценок.
К критериям оценки учащихся с ОВЗ необходимо подходить с осторожностью, исходя из индивидуальных особенностей ребенка и проблем с его здоровьем. И тем не менее, если учащийся успешно осваивает курс наравне с обычными детьми, то и подход к оценке его успехов может быть наиболее объективным.
Оценка выступления учащихся во время текущих, промежуточных и итоговых аттестаций осуществляется по пятибалльной системе. В протокол заносятся выводы комиссии об исполнении программы и ходе развития ученика.
Кроме обязательных выступлений на прослушиваниях и академических концертах, учащиеся могут принимать участие в конкурсах, фестивалях, тематических концертах, проводимых в школе и на других площадках. Участие на конкурсе или фестивале приравнивается к выступлению на академическом концерте. Выступление с полной сольной программой (не менее 4-х произведений) засчитывается как полугодовой зачет или итоговое прослушивание.
Оценки за выступление учащегося выставляются в соответствии со следующими критериями:
«5» (отлично) – точное воспроизведение нотного текста, исполнение ритмического рисунка в соответствии с авторским текстом, грамотная фразировка, грамотная аппликатура;
– соблюдение авторских указаний – штрихов, динамики, нюансировки, педализации;
– знание музыкальных терминов по основным разделам курса, умение своими словами грамотно объяснить содержание понятия, привести конкретные примеры, свободно использовать знания в практической деятельности;
– культура звукоизвлечения (туше), взаимосвязь между качеством звука и приемами звукоизвлечения;
– ровность пассажей; владение различными видами техники, основными приемами игры, беглость, цепкость и четкая артикуляция;
– отличная координация рук;
– качественное освоение педальной техники;
– заинтересованность, собственное отношение, понимание и осмысленность исполнения произведения;
– тембровое разнообразие, интонационная выразительность.
«4» (хорошо) – хорошее знание музыкальных терминов по основным разделам, но недостаточно свободное использование терминологии в практической деятельности;
– наличие отдельных «случайных» нот при исполнении;
– неточность в исполнении ритмического рисунка; незначительные отклонения от авторских рекомендаций в темпе;
– не всегда точное соблюдение штрихов, динамики, нюансировки;
– неубедительная, отличная от авторской, фразировка;
– не всегда точное воспроизведение рекомендуемой автором педализации;
– единичные ошибки в аппликатуре, приводящие к неточности фразировки;
– недостаточно высокая культура звукоизвлечения (туше), использование форсированного звука;
– неровности в исполнении некоторых пассажей, недостаточная беглость, цепкость пальцев и четкость артикуляции, но хорошее владение отдельными видами техники, основными приемами игры;
– хорошая координация рук;
– хорошее освоение педальной техники, но некоторая небрежность при снятии и взятии педали.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.
5.1 Основная литература:
- А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. М. 1961.
- Л. Баренбойм. «За полвека». Очерки, статьи, материалы. Л. Советский композитор. 1989.
- А. Бирмак. О художественной технике пианиста. «Музыка», М. 1962.
- И. Браудо. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе». М. Классика XXI. 2001.
- А. Гольденвейзер. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей. М. Классика XXI. 2005.
- Н. Голубовская. О музыкальном исполнительстве. Л. Музыка. 1985.
- М. Коган. О работе музыканта педагога. М. Классика XXI. 2009.
- Н. Корыхалова. Играем гаммы. М. Музыка. 1995.
- Е. Либерман. Работа над фортепианной техникой. М. Музыка. 1971.
- Л. Маккинон. Игра наизусть. М. Классика XXI. 2005.
- Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М. Музгиз. 1961.
- Е. Сорокина. Фортепианный дуэт. М. Музыка. 1988.
- С. Савшинский. «О работе с музыкально одаренными детьми», «Детская музыкальная педагогика». Сборник «Как научить играть на рояле» М. Классика XXI. 2005.
- Е. Тимакин. Воспитание пианиста. М. Советский композитор. 1989.
- Ансерме Э. Беседы о музыке Л., 1985
- Артобалевская А. Первая встреча с музыкой М., 1985
- Баренбойм Л. Путь к музицированию М.,1973
- Брянская Ф. Формирование развития навыка игры с листа в первые годы
- Обучения пианиста. Классика XXI век, М., 2005 г.
- Гаккель Л. Исполнителю, педагогу, слушателю. С.композитор 1988
- Корто А. О фортепианном искусстве Классика XXI век, 2005
- Крименштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального ф-но М., 1966
- Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. Классика XXI век, 2002
- Меркулов А. (состав) Как исполнять Моцарта. Классика XXI век , 2004
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста
- Носина В. Символика музыки И.С.Баха
- Савшинский С. Пианист и его работа. Классика XXI в. 2002
- Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано Классика XXI век, 2002
- Скудина Г. Рассказы о И.С.Баха М., 1985
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. М., 1992
- Фейгин Г. Индивидуальность ученика и искусство педагога М., 1981 г.
- Шагинян М. О Шостаковиче М., 1979
- Шмидт-Шкловская А.О формировании пианистических навыков. Классика XXI в. 2002
34.«Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенностью образовательного процесса». М.,2015г.
5.2 Дополнительная литература
- О. Брагина. На уроках А. Д. Артоболевской. Сборник «Как научить играть на рояле» М. Классика XXI. 2005.
- Л. Буасье. «Уроки Листа» Композитор. С.-Пет. 2006.
- М. Старчеус. Слух музыканта. МГК им. П. И. Чайковского. М. 2003.
- Б. Кременштейн. Посскриптум. М. Классика XXI. 2009.
- Т. Юдовина-Гальперина. Музыка и вся жизнь. Композитор. С.-Пет. 2007.
- А. Хитрук. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. М. Классика XXI. 2005.
- Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» – Л., 1974
- Николаев А.(ред.) «Очерки по методике обучения игре на фортепиано», вып.2 – М., 1965
- Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975
- Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961
- Коган Г. «У врат мастерства», 4 издание, М., 1977
- Коган Г. «Работа пианиста», 3 издание, М., 1979
- Голубовская Н. «Искусство педализации», 2 издание, Л., 1974
- Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли»- М., 1966
- Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» – М., 1967
- Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» – Классика XXI, М., 2001
- Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта» – М., 1958
- Перельман Н. «В классе рояля» – Классика XXI, М., 2002
- Тимакин Е. «Воспитание пианиста» – М., 1984
- Фейнберг С. «Пианизм как искусство» – Классика XXI, М., 2001
- Кремлёв Ю. «Фортепианные сонаты Бетховена» – Советский композитор, М., 1970
- Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира» – Классика XXI, М., 2002
- Орф К. «Музыка для детей»
- Минц И. «Xello, Piano»
5.3. Интернет-ресурсы (Электронные ресурсы)
1.http://intoclassics.net/news/2009-01-15-2862 («Погружение в классику»)
- http://www.piano.ru/library.html Нотная библиотека (для фортепиано)
3 http://notes.tarakanov.net/ Нотный архив Б. Тараканова
4.http://imslp.org/index.php?title=Category:Composers&from=Josquin+Desprez Нотный архив
5.http://www.classic-online.ru/composers/?l=%CC&type=composer Архив классической музыки (mp3)
6.http://musimp3.spb.ru/genres/2/classical.htm Классическая музыка в формате mp3
- http://www.load.cd/ru/composers/classical/ Каталог нот
- http://nlib.org.ua/parts/piano.html Нотная библиотека
- Фортепианные сонаты Ф. Шуберта в современном педагогическом репертуаре [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — Ростов н/Д : РГК им.С.В. Рахманинова (Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова), 2014. — 98 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=66272 — Загл. с экрана.
5.4. Перечень аудиозаписей, кино и телефильмов, мультимедиа.
Видеоматериалы фонотеки ТГМПИ
- Видеозаписи Международных курсов высшего исполнительского мастерства пианистов им. С.В. Рахманинова (уроки профессоров В.К. Мержанова, Б.А. Львова, А.А. Ведерникова, концерты участников курсов, прослушивания) – ВК 13–17, 19–46,68–77, 79–80, 87–101, 103–105, 110–126, 128–131, 145–147,152.
- Видеозаписи Международного юношеского конкурса им. С.В. Рахманинова в Тамбове – ВК 181, 241.
- Записи концертов в ТГМПИ – ВК 9,82,241.
- Видеозаписи серии «Искусство исполнителей»:
В. Горовиц – ВК 1, 237.
Г. Гульд – ВК 1, 2, 3.
А. Микелланджели – ВК 66.
С. Рихтер – ВК 231
С. Рахманинов – ВК 261.
Е. Кисин – 230.
- Видеозаписи серии «Дирижерское искусство» – ВК 199, DVD 32, DVD 5.
- Видеозаписи по методике, педагогике (открытые уроки, фильмы и т.д.) – ВК 268, 202, 54, 55–59.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» (ДМШ им. С. М. Старикова) ТГМПИ им. С. В. Рахманинова обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.
Материально-техническая база ФДО (ДМШ им. С. М. Старикова) ТГМПИ им. С. В. Рахманинова должна соответствуют санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация предпрофессиональной программы «Фортепиано» ДМШ им. С.М. Старикова обеспечена необходимым перечнем учебных аудиторий, специализированных кабинетов и включает в себя:
- концертный зал с концертными роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,
- библиотеку,
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку).
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Специальный инструмент», оснащаются роялями или пианино.
- Методические рекомендации для преподавателей.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с учетом возрастных и психологических особенностей любого ученика. Индивидуальные занятия позволяют педагогу найти более верный психологический подход к каждому и выбрать подходящий метод обучения.
Процесс освоения навыков игры на фортепиано для детей с ОВЗ предполагает вероятность проблем с координацией движений. Поэтому с самого начала педагогу необходимо подбирать комплексы занимательных упражнений, пальчиковых игр и гимнастики, направленных на появление двигательной свободы и снятие напряжения. В выполнении упражнений на инструменте рекомендуется игру сопровождать сольфеджированием, а при исполнении пьес использовать подтекстовку, т.к. подключение к работе тактильных ощущений с одновременным пропеванием нот способствует снятию напряжения и укрепляет речевые навыки. Общение с учащимися проводить на образно – ассоциативной лексике. На уроке необходима доброжелательная атмосфера. Педагог должен общаться с ребёнком, спрашивать о состоянии здоровья, о тех или иных его проблемах. Необходим контакт с родителями, которых, как и детей, надо вовлекать в инклюзивное музыкальное образование. Занятия проводятся на основе индивидуального плана, который составляется 2 раза в год на каждое полугодие, фиксируется в журнале, утверждается заведующим отделом. В обучении детей-инвалидов необходимо взаимное консультирование преподавателей, проведение открытых уроков и мастер-классов по этому направлению, что позволяет лучше адаптироваться в данном учебном процессе. Необходимо учитывать, что отношение педагога к детям с ОВЗ должно быть таким же, как к обычным детям, без выраженной жалости и сострадания, т.к. это их унижает.
На уроке важна обостренная наблюдательность педагога: необходимо не только предельно ясно слышать игру учащегося, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует. Для помощи при работе дома необходимо привлекать родителей, для этого, по возможности, им лучше присутствовать на уроке.
Разумеется, общий процесс образования детей с подобными проблемами, даже при учитывании всех индивидуальных особенностей, возможен только на должном профессиональном уровне. Работа над техническим развитием, свободой игрового аппарата, навыками звукоизвлечения, полифоническим слышанием сопровождает все годы обучения, на любом тематическом материале.
Но главная задача педагога в классе по специальности при работе с такими детьми — научить постигать творческий процесс, в том числе и через исполнительство. Для решения поставленной задачи важно воспитывать в ученике навыки самостоятельной работы, например, поручить ему выучить и довести до степени законченности доступное для него произведение.
Важнейшим фактором, способствующим положительному результату обучения детей с ОВЗ, является чуткое отношение к учащимся, ясное планирование учебной работы и продуманный выбор репертуара, соответствующий способностям, интересам и уровню восприятия каждого ученика.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.
Продвижение ученика во многом зависит от количества и качества домашних занятий. Для детей-инвалидов в этом неоценимую помощь могут оказать родители. Любые профессиональные навыки требуют долгой кропотливой работы. Поэтому очень важно научить детей самостоятельно работать и рационально использовать крайне ограниченное время, отведенное на домашнюю подготовку к урокам. Тем не менее, занятия должны быть регулярными и систематическими.
Педагог должен акцентировать внимание на первоочередных задачах. Важно помнить, что урок – образец ежедневной самостоятельной работы дома. Необходимо добиваться точного выполнения домашнего задания, нацеливания на результат, что и прививает любовь к работе. А если ребёнок воспринял яркий образ и у него возникает желание передать этот образ собственными силами, то необходимость многократных повторений не будет казаться утомительной и скучной, а станет основой формирования правильной самостоятельной работы. Очень полезно время от времени давать возможность ученику выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы. С самых первых шагов юный музыкант должен «делиться» с окружающими тем, чему научился – в любой доступной ему форме: играть знакомым, родным, на прослушиваниях и концертах, чувствуя максимальную ответственность за качество исполнения.
Приобретая навыки творческой деятельности, дети учатся:
– планировать свою домашнюю работу;
– осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности;
– находить наиболее эффективные способы достижения результата, реализовывать свои музыкальные и творческие способности, самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
– овладевать навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
– развивать свои коммуникативные способности и адаптироваться в социокультурной среде
– научиться объективно оценивать свой труд, анализировать проделанную работу.
В целом, при помощи взрослых (педагогов и родителей) и при создании определенных условий обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья вполне могут успешно осваивать учебный материал, реализовывая свои музыкальные способности, приобретая творческие навыки, а возможно и будущую профессию.