Информационная карта проекта «Умники и умнички»
Тема | «Финансовая грамотность» |
Идея проекта | Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. |
База реализации проекта | МБДОУ № 195, «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово |
Автор – составитель проекта | Кемерова Л.А. Воспитатель высшей категории. |
Участники и адресаты проекта | •Дети старшей группы, 5-6лет, (24 человек: 14 девочек и 10 мальчиков)
•Родители (законные представители) воспитанников старшей группы; •Воспитатели старшей группы |
Сроки реализации проекта | 1 год |
Тип проекта | По времени: долгосрочный.
По характеру: в рамках ДОУ; По числу участников: групповой; По содержанию: •воспитательный; •информационный; •практико-ориентированный; •творческий. |
Проблема проекта | Недостаточные знаний детей о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны (доходы, расходы, экономия, накопления и т.д.) |
Методы и формы проекта | Формы:
занятия, экскурсии, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов). Методы: наблюдение, рассказ, чтение художественной литературы, игры, показ. |
Дидактические принципы, лежащие в основе проекта | •Системность и последовательность
•Доступность •Наглядность •Сознательность и активность •Прочность знаний и умений |
Виды детской деятельности | •Игровая
•Коммуникативная •Музыкальная •Изобразительная •Познавательная |
Интеграция образовательных областей | •Речевое развитие;
•Познавательное развитие; •Художественно-эстетическое развитие; •Социально-коммуникативное развитие; •Физическое развитие. |
Аннотация | Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Проект включает в себя три этапа: диагностико-аналитический, основной, контрольно-оценочный. Предполагает продолжительность реализации 1 год. |
Актуальность | В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги, необходимо развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими
распоряжаться и инвестировать. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. |
Цель разработки и реализации проекта | Создание благоприятных педагогических условий для формирования у детей основ финансовой грамотности. Обобщить и расширить экономический кругозор дошкольников: представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность; о потребностях: учить понимать, чем отличаются потребности от желаний. |
Задачи для разработчиков | •Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.
•Разработать план реализации проекта по этапам. •Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программ основного этапа реализации проекта. •Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации. •Выявить результат реализации проекта на основе использования: метод наблюдения, беседа, игровые методы. •Разработать прогноз, перспективу реализации проекта. •Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; •Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых |
Ожидаемые результаты – эффект (что должно измениться) | Дети. – приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
– контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и самого ребенка. Воспитатели. – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах по формированию у дошкольников финансовой грамотности; – накопление практического материала; – творческая самореализация в профессиональной деятельности (копилка дидактических, подвижных игр, систематизация художественного слова по теме проекта; – апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов проектной деятельности; создание предметно-развивающей среды, способствующей познавательному развитию детей. Родители. – родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»; – сплочение детей и родителей через совместные мероприятия (совместно с детьми походы в магазины, банки и т.д.); – сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка; – повышение воспитательной компетентности родителей в сфере финансового развития дошкольников. |
Ресурсы | Нормативно–правовая база:
•Закон РФ «Об образовании». •Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации»; •ФГОС ДО. •Устав ОУ Кадровое обеспечение: •Квалифицированные педагогические кадры ДОУ. Методические • Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно– методическое пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2005 • Шатова А.Д, Аксѐнова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности (сборник демонстрационных материалов) М: Банк России , 2019 • Дети и деньги • Дети и деньги – курс для детей 6-7 лет http://moneykids.ru/education/course1/ • Дружим с финансами – Национальная программа повышения финансовой грамотности http://finance.instrao.ru/fin/ Технические и материальные ресурсы: •Наличие библиотеки научно – методической и художественной литературы. •Наличие аудиовизуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты, диафильмы, музыкальный центр, ИКТ). •Наглядные материалы; •Материалы для работы с родителями; • Специально оборудованная развивающая среда в группе. •Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.). •Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.). |
Оригинальность проекта | Реализация проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.
Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателей, родителей воспитанников. |
Продукт проекта | 1.Консультации для родителей по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью.
2. Создана картотека дидактических игр, опытов, систематизация художественного слова по теме проекта. 3. Создан уголок «Всё о финансах». 4. Выступление на педагогическом совете, показ презентации, лепбука «Эконом» |
Пояснительная записка.
В современном мире уделяют очень большое внимание формированию
финансовой грамотности у детей. Этот феномен коснулся не только школьников и студентов, но и детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста находятся на начальном этапе жизненного цикла, поэтому закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на их будущее материальное благополучие. Таким образом, на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании финансовой культуры и азов, предпосылок финансовой грамотности. Уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье.
Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких
качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги, необходимо развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться инвестировать. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже,
овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне.
Финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А ведь грамотное отношение к собственным потребностям, деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, способствуют умению правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Проблема низкой финансовой грамотности у населения связана с тем, что обучение Финансовой грамотности не входит в содержание программ образовательных организаций, в том числе и дошкольных. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы», которая касается и дошкольных образовательных учреждений, обязывая преподавать такую дисциплину как «Финансовая грамотность».
Формирование финансовой грамотности у дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
Двигательную – обогащает двигательный опыт детей, формирует у воспитанников потребности в двигательной активности. Игровую – развивает игровую деятельность ребёнка, формирует положительное отношение к себе, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения. Продуктивную (когнитивный компонент) – развивает продуктивную деятельность, развивает детское творчество, приобщает ребенка к изобразительному искусству. Коммуникативную – развивает все компоненты устной речи. Трудовую – воспитывает ценностное отношение к собственной деятельности. Познавательно-исследовательскую – развивает сенсорную культуру, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей. Музыкально-художественную – приобщает к музыкальному искусству. Художественную литературу (чтение) – развивает речевой аппарат ребенка.
Технология проекта и этапы реализации плана проекта.
План реализации проекта.
Этапы | Содержание |
1 этап | Диагностико – аналитический
Цель: Осуществление диагностической деятельности, выявление психолого – педагогических потребностей родителей, анализ отношение родителей к данной проблеме. Анализ программы, создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы; разработка плана – программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума; планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта. |
2 этап | Основной
Цель: реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми; проведение досуговых мероприятий с привлечением детей, родителей; организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума. |
3 этап | Контрольно-оценочный
Цель: обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов. Изготовление лепбука «Эконом». |
I этап – подготовительный.
Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей и воспитанников, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта. На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой формирование финансовой грамотности дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. В процессе совместного обсуждения с детьми, в соответствии с интересами и возможностями, был составлен план по ознакомлению детей с финансовой грамотностью, определены основные направления работы.
План реализации подготовительного этапа:
1. | Изучение интереса детей для определения задач проекта (анкетирование родителей, диагностика детей) | Воспитатели |
2. | Подбор художественной литературы по теме «Финансовая грамотность». | Воспитатели, родители |
3. | Подбор энциклопедий и познавательной литературы | Воспитатели, родители |
4. | Составление картотек загадок, стихов, поговорок, дидактических и подвижных игр, физминуток. | Воспитатели |
5. | Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. | Воспитатели |
6. | Разработка конспектов ООД по теме, консультации для родителей. | Воспитатели |
Этапы реализации проекта
1этап. Задачи:
1.Обследование актуальности темы, мотивация её выбора. 2. Определить цели и задачи, подобрать и проанализировать литературу по теме проекта. 3.Выбрать инструментарий диагностики. 4.Использовать диагностические методики: наблюдение. 5.Обработать полученные результаты.
Диагностика к проекту «Умники и умницы»»
- Знаешь ли ты, кем и где работают твои родители?
- Что получают твои родители за свою работу?
- Какие деньги ты знаешь?
- Как ты можешь разложить эти деньги по группам?
- Как одним словом можно назвать то, что приобретают в магазинах?
- Представь себе, что тебе наружно сходить в магазин и купить необходимый товар. Перед тобой лежат картинки, расположи картинки в правильной последовательности.
- Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?
- Все ли можно купить за деньги?
- Как ты думаешь, про кого можно сказать– экономный, а про кого- бережливый?
Показатели результативности:
- проанализированы психолого- педагогические основы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и подобрана литература по теме проекта; •выявлен уровень знаний финансового развития каждого ребенка и группы на начальном этапе реализации проекта; •сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.
II этап – основной
Основной этап по реализации проекта «Умники и умницы» включал в себя: ООД, наблюдения, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, работу с родителями. Совместная деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Рынок».
Задачи: 1.Разработать план мероприятий, способствующих формированию финансовой грамотности, подобрать дидактический материал, адекватно возрасту детей; составить картотеку разных видов дидактических игр; подобрать иллюстрированную литературу: загадки, стихи и т.д.
2.Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
3.Провести завершающее мероприятие.
Шаги реализации.
На втором этапе реализации проекта составлен перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.
Интеграция образовательных областей
области | направление | тема | цели |
Познавательное развитие. | ООД
Беседы
Решение игровой ситуации Работа с лэпбуком «Эконом» |
«Финансовая азбука» (вводное занятие)
«Страна Экономика» «Денежка» (из истории возникновения денежных знаков) «Профессии. Кем работают родители» «Бюджет семьи. Семейные расходы» «Мир рекламы». «Дом, где живут деньги» (совместная с родителями экскурсия в банк) «Какие бывают доходы?» «Экономия тепла, света, воды» «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» «Почему взрослые работают?» «Что такое потребности?» «Что не купишь за деньги?» «Всё о рекламе»
«Что подарить другу, когда нет денег?» |
Содействие финансовому просвещению воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности; расширить знания детей о возникновении денег, стимулировать активность детей; познакомить детей с
источниками доходов и расходов семьи; дать представление о планировании семейного бюджета; прививать бережливость к трате денег; научить рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности; выявить знания детей о труде и его видах; Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков, о монетном дворе, о валюте познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи; дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи; Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях формирование понимания того, что главные ценности — отношения, окружающий мир, моральные ценности, радость и любовь близких людей — за деньги не купишь. Показать детям взаимосвязь рекламы и продажи Помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах. |
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование
Аппликация Конструирование Чтение произведений |
«Нарисуй свою монету».
«Я мечтаю стать» (профессия) «Рекламная компания» «Игрушки моих родителей» «Моя любимая игрушка» «Моя копилка» Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности «Игрушка своими руками» «Копилка своими руками» (совместная работа детей и родителей) Художественная литература Сказки (экономическая составляющая, о потребностях и возможностях, о трудолюбии, раскрытие понятия «деньги», о бартере, о купле – продаже, представления о рекламе. |
Развивать воображение детей.
Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. Сформировать первичные экономические понятия Способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти. Учить создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Развивать воображение детей Расширить и уточнить представление о труде, о профессиях, показать взаимосвязь между разными видами труда. Формирование представления о том, где могут храниться деньги Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа
Сюжетно – ролевые игры |
«Если я был бы банкиром?»
«Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Рынок». |
Формировать экономические взгляды и убеждения: бережное использование материальных ценностей и рациональное ведение хозяйства. То есть акцент сделать на экономически значимые качества личности (чувство ответственности, коллективизма, бережливость, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, добросовестность, честность и др.); способствовать рождению положительных эмоций от результатов, как собственного труда, так и других людей.
Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках сюжетно-ролевой игры. Развитие игрового взаимодействия. |
Трудовая деятельность | Рассматривание иллюстраций о трудовой деятельности взрослых. | «Профессии» | Дать детям представление о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширять представление о труде культурных работников, образования, медицины, строителей, и т.д. Дать знания о том, что для облегчения труда на производстве используется разнообразная техника. Развивать у детей желание узнавать о труде взрослых, интересоваться работой своих родных и близких. |
Речевое развитие. | Составление рассказов
Пословицы и поговорки о деньгах. Чтение стихотворений о труде, профессиях, пословиц и поговорок, загадывание загадок о труде, профессиях. |
«Откуда берутся деньги в моей семье»;
«Мы ходили в магазин»; «Что значит быть бережливым». Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах. Обсуждение |
Показать детям взаимосвязь:
труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д. Воспитывать любознательность, находчивость. уважение к результату труда, бережное отношение к вещам Расширить и уточнить представление о труде, о профессиях, показать взаимосвязь между разными видами труда. |
Физическое развитие. | Подвижные игры | «Найди пару»
«Бартер» «Копилка» |
Учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.
обмен товарами без участия денег. Познакомить детей с тем, что деньги можно хранить в копилке. |
Пальчиковые игры: | «Будем денежки считать»
«Пин-код» |
Развитие мелкой моторики |
Работа с родителями.
- Сообщение на родительском собрании: «Воспитание финансовой грамотности в семье». • Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома». • Мастер – класс «Изготовление дидактической игры по финансовой грамотности». • Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей». • Творческое задание «Сочинить стихотворение на тему финансовой грамотности». • Памятка «Практические советы родителям, воспитывающим социально адаптированных в современных экономических условиях детей».
3 этап. Заключительный.
Задачи:
- Обобщение результатов работы, анализ деятельности.
2.Использовать диагностические методики.
3.Обработать полученные результаты.
4.На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы.
5.Составить отчет о проделанной работе.
Для реализации заключительного этапа проекта «Умники и умницы» использовали весь необходимый материал, подобранный и изготовленный в ходе проекта. Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»;
Итоговым мероприятием была презентация проекта, лепбука, игротеки «Финансовая грамотность дошкольников», альбома «Деньги разных стран мира», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта, которые были представлены на педагогическом совете.
План реализации заключительного этапа:
1. | Повторное (анкетирование детей) | Воспитатели |
2. | Презентация альбома «Деньги разных стран мира»
Презентация лепбука «Эконом» |
Воспитатели |
3. | Итоговая беседа по теме проекта «Мы узнали, что…» | Воспитатели
Дети |
4. | Создание картотеки «Финансовая грамотность». | Воспитатели |
5. | Создание практического материала для родителей:
буклеты, консультации. |
Воспитатели |
Результаты реализации проекта.
Чтобы выявить результативность работы было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности. Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по экологическому воспитанию.
Работа с детьми:
Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомления детей с темой проекта «Умники и умницы». Дети проявляют повышенный интерес к знакомству с финансовой грамотностью, делают простейшие обобщения или выводы, получили представление о финансах, о их значении в жизни людей. У детей формируется представление о финансовой грамотности, развит познавательный интерес и применение этих знаний на практике. Развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей.
Работа с семьёй:
Создана модель взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Умники и умницы» повысил воспитательную компетентность родителей в познавательном развитии дошкольников, способствовал творческому самовыражению воспитанников и их родителей, а также укрепил детско-родительские отношения. Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.
Работа с педагогами:
Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно – педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Данный проект способствовал укреплению связей в работе педагогического коллектива, повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательного развития дошкольников; развитию творческой самореализации педагогов; созданию предметно- развивающей среды.
Новизна проекта:
Реализация проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.
Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателей, воспитанников, родителей воспитанников.
Теоретическая значимость проект
- внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к познавательному, экономическому, речевому, нравственному развитию подрастающего поколения.
Практическая значимость проекта.
- разработанная технология использования познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста способствует обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике и приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.
Критерии и показатели результативности
Познавательный: расширение представлений экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность; развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления.
Эмоционально-волевой: улучшение микроклимата в группе, повышен уровень навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, правильно понимают эмоциональное состояние других людей (близких, друзей), активно выражают готовность помочь. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия.
Деятельностный: умение применять полученные знания для решения определённых задач, поставленных перед ними; умение работать в коллективе; приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риск 1. Слабая заинтересованность детей и родителей в данном проекте.
Минимизация. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности, беседы, поручения.
Риск 2. Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Минимизация. Индивидуальная работа с детьми и родителями (индивидуальные поручения).
Прогноз и перспектива
- Проект «Умники и умницы» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема познавательное развитие дошкольников всегда остается актуальной.
- Продолжать работу по познавательному развитию детей с использованием дальнейших наблюдений и опытным путём.
- Пополнять и совершенствовать уголок финансовой грамотности «Копилочка», для создания благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Список литературы
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно– методическое пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2005
- Шатова А.Д, Аксѐнова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.
Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности (сборник демонстрационных материалов) М: Банк России , 2019
Интернет-ресурсы:
Дети и деньги
Дети и деньги – курс для детей 6-7 лет
http://moneykids.ru/education/course1/
Дети и деньги – статьи
http://moneykids.ru/news/articles/
Финансовая грамотность населения
https://www.fingram39.ru/publications/materialy-dlya-detey/
Национальный центр финн гр
http://ncfg.ru/prisoedinitsya-k-nam2
Дружим с финансами – Национальная программа повышения финансовой грамотности
http://finance.instrao.ru/fin/
Центр финн культуры
https://fincult.ru/stat-i/finansovaya-gramotnost-dlya-detej/