Технологическая карта урока

Предмет:  литературное чтение  Класс:

Тема: Отражение темы в рассказах русских писателей. На примере К.Г. Паустовского «Кот – ворюга»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

 Форма: урок общеметодологической направленности (комбинированный)

Цель и задачи
Цель: научатся  подробно выделять героев произведения и их характерные черты при выполнении анализа прочитанного, а также отображать выделенное на ментальной карте.

Предметные:  : научатся прогнозировать содержание текста по заголовку, давать характеристику героям; определять тему и основную мысль, понимать авторскую идею, находить в тексте фактульную информацию, начнут составлять майндкарту .

ПУУД: научатся анализировать отдельные части текста, делать выводы на основе личного опыта, полученного ранее, ориентироваться в тексте; прогнозировать возможное развития событий.

ЛУУД: дать возможность обучающимся задуматься над проблемой:  почему в реальной жизни появляются животные – ворюги и как они меняются, когда приобретают хозяина.

Х о д     у р о к а

Действия педагога Действия обучающихся УУД
Этап 1. Мотивационный этап. Проверка д/з.
4 1.Приветствие учителя, настрой на урок.

2.Развитие речевого аппарата. («Копилка учителя)

3.Проверка домашнего задания.

4. Определение темы урока (письмо).Актуализация знаний.

-О ком пойдет речь сегодня на уроке? Что вы знаете о жизни котов и кошек?

5. Постановка учебной цели урока.

-Информацию, которую мы выделим на уроке, будем помещать на схему. Кто помнит, как называется такая схема?

 

Приветствуют учителя и друг друга, проверяют рабочие места..

Проговаривают чистоговорку  с разной интонацией.

По диаграмме Венна дают характеристику героям, выказывают своё мнение о мальчиках.

Открывают письмо и хорошо читающий ученик его читает и определяют, от чьего имени написано письмо.

Высказывают своё мнение, делятся знаниями о жизни котов. Делают вывод, когда домашнему животному хорошо, а когда сложно.

– Вместе с учителем ставят учебную задачу, вспоминают, что схема, на которой вся информация – это майндкарта.

Р исп.

К 

исп

Л

исп

Этап 2.  Подготовка к восприятию произведения
1 Знакомство с автором произведения.

-Кто написал произведение? Кто помнит, о ком писал автор? Что вы знаете об авторе?

У детей на партах мини – портреты автора, портрет на доске. Дети по желанию готовили доклад об авторе, презентуют свои работы, вспоминают, какие произведения читали. К исп.

П.вв

Р исп

15 Знакомство с текстом до чтения.

1. Прочитайте заглавие рассказа.

-Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

 – Как называет его автор?

– Что означает слово ворюга?

-Какой оттенок у этого слова?

2. Работа с иллюстрацией.

– Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу.  Как вы думаете, почему такая напряжённая поза у кота. Предположите, какие события произойдут в рассказе.

3. Словарная работа.

Проблемный вопрос: Когда домашнее животное становится «ворюгой» , может ли измениться и при каких условиях?

 Сравнивают: вор, воришка, ворюга; хитрюга и находят ответ на вопрос : «О ком так говорят?»

Рассматривают мини – иллюстрацию на парте и иллюстрацию на слайде и отвечают на вопросы. 

Высказывают свои предположения.

Читают трудные, непонятные слова на слайде, объясняют значение, если не могут объяснить, обращаются к словарю. Использование картинного словаря.

Этап 3. Первичное восприятие текста.
Работа с текстом рассказа во время чтения.

1.Первичное чтение (вслух, комбинированное). 

2. В чём проблема? Давайте определим ту проблему, с которой столкнулись наши герои?

– Давайте предложим как можно больше вариантов решений! 

Записываются предложения детей на доску.

 – Есть ли какие-либо хорошие решения?

 Оцените: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оптимальным; 

«–» – это решение не подходит. 

-А теперь выберем один вариант. 

-Как это будет выглядеть на практике?

4. Чтение 3 – 4 части рассказа.

-Совпала ли наше решение проблемы с авторской позицией?

5. Чтение заключительной части.(Читает учитель)

-Давайте ответим на проблемный вопрос, который был задан на вначале? Изменилось ли поведение кота и почему оно изменилось?

 

Читают  учитель, вместе с детьми 1 и 2 часть и  ведут диалог с автором

Дети формулируют проблему: 

-Как отучить кота воровать?

Дети предлагают свои варианты решения данной проблемы. 

Высказывают своё мнение. 

На доске выставляются условные знаки напротив каждого варианта. 

Выбирают один вариант.

Читают хорошо читающие обучающиеся с остановками, ведут разговор с автором.

Делают вывод, что позиции совпали.

Делают вывод, почему изменилось поведение кота.

П вв

Л отр

Л

отр

Р исп

Физкультминутка.
Этап 4. Выявление особенностей первичного восприятия.
1.Работа с текстом после чтения..

Выявление особенностей восприятия.

-Какой жанр произведения вы прослушали? Как вы определили, что это рассказ?

– Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ? Менялось ли ваше настроение в процессе чтения?

2. Постановка учебной задачи. 

-Можем ли мы сразу составить майнд карту.

Определяют жанр произведения. Объясняют, почему это рассказ.

Делятся эмоциями.

Высказывают мнение, что не могут сразу составить майндкарту, сначала нужно выделить блоки произведения.

Р исп.

Л.исп.

Этап 5. Этап перечитывания и анализа текста.
-С чего начинается произведение?

-Сколько героев?

-Каким увидели кота ребята?

-Почему кот воровал?

-Что воровал кот?

-Что решили сделать мальчишки?

-Когда попался кот?

-Какие события этому предшествовали?

-Где спрятался кот, когда сорвался с берёзы?

 -Почему автор в своем рассказе описывает старый дом?

Как вел себя кот, когда спрятался под домом?

-Кто поймал кота и как ему это удалось? 

-Каким ребята увидели кота? Прочитайте этот отрывок.

-Как автор предложил наказать кота?

-Почему Лёнька отверг эту идею. Совпала ли наша позиция с позицией ребят по отношению к коту?

-Почему кот перестал воровать?

-Какой поступок совершил кот утром?

 -Кем теперь стал кот?

 -Как стали его называть? Почему?

-Будет ли он теперь воровать? 

-Почему кот стал следить за порядком во дворе?

Можно ли назвать рассказ поучительным? Чему он нас учит?

Выделяют главную информацию из текста.

Анализируют отдельные части текста и вычленять идею произведения.

Участвуют в обсуждении вопросов по произведению;

высказывают своё мнения при ответе на поставленный вопрос.

Выделение основной мысли рассказа.

П

вв

К исп

Этап 6. Обобщение.
1.Перечитывание рассказа по частям. Создание майндкарты.

-Как называется рассказ, который мы с вами прочитали. Найдите иллюстрацию с названием рассказа. Куда мы вклеим эту иллюстрацию?

-От чьего имени ведётся рассказ?

-Кто автор произведения?

-Назовите жанр произведения.

– Назовите героев произведения.

-Дают устную характеристику героям произведения.

-Проследим за основными изменениями в жизни главного героя.

-Как же нужно относиться к животным, чтобы они стали друзьями.

-Сравните поведение бывших хозяев кота и мальчишек, которые его приютили. Что вы можете сказать об отношении людей к животным?

-Кто из авторов в своей цитате очень ясно выразил отношение к братьям нашим меньшим? 

Отвечают на вопросы учителя, сами придумывают вопросы по содержанию.

Вклеивают в центр листа.

Называют автора и вклеивают в майндкарту. Соединяют линией.

Называют жанр произведения и вносят в карту.

Называют героев произведения, выбирают цвет и проводят линии, вносят в карту героев произведения.

Кот  сначала (что делал)?

   Воровал     (затем он…)

       Попался (что с ним сделали)?

            Накормили (как он себя повёл)?

                Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?

                                                        Хозяин и сторож.

Выделяют основную мысль произведения, вносят в карту.

Сравнивают поведение людей и делают вывод.

Эту цитату применяли к другим произведениям и дети смогли её процитировать: Мы в ответе за тех, кого приручили»  Антуана де Сент-Экзюпери. 

П отр

Р исп

К исп

Этап 7. Домашнее задание.
-Перечитать текст, разделить на смысловые части, записать план в тетрадь, в карту не вносить, проверим и внесём на уроке.

-По желанию поработать с майнд картой и внести недостающую информацию (характеристики героев)

Определяют, сколько смысловых частей будет в рассказе.
Этап 8. Рефлексия
-В начале урока мы ставили проблемный вопрос, смогли ли мы на него ответить, прочитав и проанализировав текст?

-Какой вид действий помог нам сегодня сделать урок эффективным?

-Закончили ли мы работу с интелект – картой?

Обобщают прочитанное и делают вывод по ходу своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Мы сравнивали позицию автора и свою позицию и пришли к общему мнению, что животных нужно любить и относиться с лаской, тогда они будут друзьями. Сравнивали позицию бывших хозяев и мальчишек. 

Не закончили, продолжим на следующем уроке.

Р

исп