Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение Класс: 3
Тема: Отражение темы в рассказах русских писателей. На примере К.Г. Паустовского «Кот – ворюга»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма: урок общеметодологической направленности (комбинированный)
Цель и задачи |
Цель: научатся подробно выделять героев произведения и их характерные черты при выполнении анализа прочитанного, а также отображать выделенное на ментальной карте.
Предметные: : научатся прогнозировать содержание текста по заголовку, давать характеристику героям; определять тему и основную мысль, понимать авторскую идею, находить в тексте фактульную информацию, начнут составлять майндкарту . ПУУД: научатся анализировать отдельные части текста, делать выводы на основе личного опыта, полученного ранее, ориентироваться в тексте; прогнозировать возможное развития событий. ЛУУД: дать возможность обучающимся задуматься над проблемой: почему в реальной жизни появляются животные – ворюги и как они меняются, когда приобретают хозяина. |
Х о д у р о к а
Действия педагога | Действия обучающихся | УУД | |
Этап 1. Мотивационный этап. Проверка д/з. | |||
4 | 1.Приветствие учителя, настрой на урок.
2.Развитие речевого аппарата. («Копилка учителя) 3.Проверка домашнего задания. 4. Определение темы урока (письмо).Актуализация знаний. -О ком пойдет речь сегодня на уроке? Что вы знаете о жизни котов и кошек? 5. Постановка учебной цели урока. -Информацию, которую мы выделим на уроке, будем помещать на схему. Кто помнит, как называется такая схема?
|
Приветствуют учителя и друг друга, проверяют рабочие места..
Проговаривают чистоговорку с разной интонацией. По диаграмме Венна дают характеристику героям, выказывают своё мнение о мальчиках. Открывают письмо и хорошо читающий ученик его читает и определяют, от чьего имени написано письмо. Высказывают своё мнение, делятся знаниями о жизни котов. Делают вывод, когда домашнему животному хорошо, а когда сложно. – Вместе с учителем ставят учебную задачу, вспоминают, что схема, на которой вся информация – это майндкарта. |
Р исп.
К исп Л исп |
Этап 2. Подготовка к восприятию произведения | |||
1 | Знакомство с автором произведения.
-Кто написал произведение? Кто помнит, о ком писал автор? Что вы знаете об авторе? |
У детей на партах мини – портреты автора, портрет на доске. Дети по желанию готовили доклад об авторе, презентуют свои работы, вспоминают, какие произведения читали. | К исп.
П.вв Р исп |
15 | Знакомство с текстом до чтения.
1. Прочитайте заглавие рассказа. -Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? – Как называет его автор? – Что означает слово ворюга? -Какой оттенок у этого слова? 2. Работа с иллюстрацией. – Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу. Как вы думаете, почему такая напряжённая поза у кота. Предположите, какие события произойдут в рассказе. 3. Словарная работа. Проблемный вопрос: Когда домашнее животное становится «ворюгой» , может ли измениться и при каких условиях? |
Сравнивают: вор, воришка, ворюга; хитрюга и находят ответ на вопрос : «О ком так говорят?» Рассматривают мини – иллюстрацию на парте и иллюстрацию на слайде и отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Читают трудные, непонятные слова на слайде, объясняют значение, если не могут объяснить, обращаются к словарю. Использование картинного словаря. |
|
Этап 3. Первичное восприятие текста. | |||
Работа с текстом рассказа во время чтения.
1.Первичное чтение (вслух, комбинированное). 2. В чём проблема? Давайте определим ту проблему, с которой столкнулись наши герои? – Давайте предложим как можно больше вариантов решений! Записываются предложения детей на доску. – Есть ли какие-либо хорошие решения? Оцените: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оптимальным; «–» – это решение не подходит. -А теперь выберем один вариант. -Как это будет выглядеть на практике? 4. Чтение 3 – 4 части рассказа. -Совпала ли наше решение проблемы с авторской позицией? 5. Чтение заключительной части.(Читает учитель) -Давайте ответим на проблемный вопрос, который был задан на вначале? Изменилось ли поведение кота и почему оно изменилось? |
Читают учитель, вместе с детьми 1 и 2 часть и ведут диалог с автором Дети формулируют проблему: -Как отучить кота воровать? Дети предлагают свои варианты решения данной проблемы. Высказывают своё мнение. На доске выставляются условные знаки напротив каждого варианта. Выбирают один вариант. Читают хорошо читающие обучающиеся с остановками, ведут разговор с автором. Делают вывод, что позиции совпали. Делают вывод, почему изменилось поведение кота. |
П вв
Л отр Л отр Р исп |
|
Физкультминутка. | |||
Этап 4. Выявление особенностей первичного восприятия. | |||
1.Работа с текстом после чтения..
Выявление особенностей восприятия. -Какой жанр произведения вы прослушали? Как вы определили, что это рассказ? – Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ? Менялось ли ваше настроение в процессе чтения? 2. Постановка учебной задачи. -Можем ли мы сразу составить майнд карту. |
Определяют жанр произведения. Объясняют, почему это рассказ.
Делятся эмоциями. Высказывают мнение, что не могут сразу составить майндкарту, сначала нужно выделить блоки произведения. |
Р исп.
Л.исп. |
|
Этап 5. Этап перечитывания и анализа текста. | |||
-С чего начинается произведение?
-Сколько героев? -Каким увидели кота ребята? -Почему кот воровал? -Что воровал кот? -Что решили сделать мальчишки? -Когда попался кот? -Какие события этому предшествовали? -Где спрятался кот, когда сорвался с берёзы? -Почему автор в своем рассказе описывает старый дом? Как вел себя кот, когда спрятался под домом? -Кто поймал кота и как ему это удалось? -Каким ребята увидели кота? Прочитайте этот отрывок. -Как автор предложил наказать кота? -Почему Лёнька отверг эту идею. Совпала ли наша позиция с позицией ребят по отношению к коту? -Почему кот перестал воровать? -Какой поступок совершил кот утром? -Кем теперь стал кот? -Как стали его называть? Почему? -Будет ли он теперь воровать? -Почему кот стал следить за порядком во дворе? Можно ли назвать рассказ поучительным? Чему он нас учит? |
Выделяют главную информацию из текста.
Анализируют отдельные части текста и вычленять идею произведения. Участвуют в обсуждении вопросов по произведению; высказывают своё мнения при ответе на поставленный вопрос. Выделение основной мысли рассказа. |
П
вв К исп |
|
Этап 6. Обобщение. | |||
1.Перечитывание рассказа по частям. Создание майндкарты.
-Как называется рассказ, который мы с вами прочитали. Найдите иллюстрацию с названием рассказа. Куда мы вклеим эту иллюстрацию? -От чьего имени ведётся рассказ? -Кто автор произведения? -Назовите жанр произведения. – Назовите героев произведения. -Дают устную характеристику героям произведения. -Проследим за основными изменениями в жизни главного героя. -Как же нужно относиться к животным, чтобы они стали друзьями. -Сравните поведение бывших хозяев кота и мальчишек, которые его приютили. Что вы можете сказать об отношении людей к животным? -Кто из авторов в своей цитате очень ясно выразил отношение к братьям нашим меньшим? |
Отвечают на вопросы учителя, сами придумывают вопросы по содержанию.
Вклеивают в центр листа. Называют автора и вклеивают в майндкарту. Соединяют линией. Называют жанр произведения и вносят в карту. Называют героев произведения, выбирают цвет и проводят линии, вносят в карту героев произведения. Кот сначала (что делал)? Воровал (затем он…) Попался (что с ним сделали)? Накормили (как он себя повёл)? Перестал воровать (кем он стал для хозяев)? Хозяин и сторож. Выделяют основную мысль произведения, вносят в карту. Сравнивают поведение людей и делают вывод. Эту цитату применяли к другим произведениям и дети смогли её процитировать: Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуана де Сент-Экзюпери. |
П отр
Р исп К исп |
|
Этап 7. Домашнее задание. | |||
-Перечитать текст, разделить на смысловые части, записать план в тетрадь, в карту не вносить, проверим и внесём на уроке.
-По желанию поработать с майнд картой и внести недостающую информацию (характеристики героев) |
Определяют, сколько смысловых частей будет в рассказе. | ||
Этап 8. Рефлексия | |||
-В начале урока мы ставили проблемный вопрос, смогли ли мы на него ответить, прочитав и проанализировав текст?
-Какой вид действий помог нам сегодня сделать урок эффективным? -Закончили ли мы работу с интелект – картой? |
Обобщают прочитанное и делают вывод по ходу своей деятельности и деятельности своих одноклассников.
Мы сравнивали позицию автора и свою позицию и пришли к общему мнению, что животных нужно любить и относиться с лаской, тогда они будут друзьями. Сравнивали позицию бывших хозяев и мальчишек. Не закончили, продолжим на следующем уроке. |
Р
исп |