Симонова А.Н
воспитатель
Горбачева М.А.
педагог – психолог
МБДОУ ДСОВ №111
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.ВОСКОБОВИЧА.
Актуальность. В современном мире с каждым годом повышается рост численности детей с неврологическими патологиями, в том числе и с ранним детским аутизмом. Расстройство аутистического спектра (РАС) — общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами. Основным симптомом аутизма является нарушение социальных взаимодействий, дети не чувствуют и не распознают эмоции окружающих, что приводит к трудностям общения. Для детей с РАС характерно нарушение коммуникативной функции общения и проявлений стереотипного поведения.
Цель: формирование речевой коммуникации у старших дошкольников с РАС посредством игровой технологии В.В. Воскобовича.
Задачи: Формирование умений выражать просьбы/требования; формирование социальной ответной реакции; формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы; формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них; формирование социального поведения.
В нашем дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности воспитывается ребенок, имеющий диагноз аутизм. Такие дети имеют ряд особенностей в развитии и обучении и требуют особой организации условий обучения и развития. Одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся при работе с этим ребенком это недостаток способности и интереса для вовлечения в какую-либо деятельность. Он легко истощается и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики, слезы и др. Наша роль – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру. Особенности обучения и игровой деятельности детей с РАС подтолкнуло нас на поиск именно тех игровых технологий, к которым они испытывают интерес и находятся в зоне своего комфорта и в то же время получают знания и усваивают учебный материал в непринужденной обстановке. Наш выбор остановился на игровой технологии В.Воскобовича, очень важной для коррекционно – развивающей деятельности. И сейчас подробно расскажем о своей работе в этой области.
В нашей группе есть набор развивающих игр В.В.Воскобовича: для ознакомления с эталонами цвета: «Фонарики», «Волшебная 8», «Геоконт», «Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх – Плюх», «Лепестки» и т.д.. Для ознакомлении детей с геометрическими фигурами: «Фонарики», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Геоконт» и т.д. Направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Волшебная 8» и т.д. Для развития конструктивных возможностей: «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты» и т.д Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д. Знакомство с буквами и звуками «Теремки».
В процессе наблюдения за действиями нашего ребенка аутиста с этими играми мы увидели его заинтересованность и желание манипулировать с ними, а в дальнейшем и выполнять задания по инструкции педагога. Наблюдая за ним время игры, мы отметили, что исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, меньше утомляется, дольше сохраняет работоспособность. Большой плюс игр В.В.Воскобовича, заключается в возможности реализации основного принципа обучения и развития «от простого к «сложному». Как показала практика: на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, способная вызывать заинтересованность ребенка с особыми образовательными потребностями, и повысить его познавательную активность.
Также в нашей группе компенсирующей направленности имеется детско учебно-игровой терминал «Волшебный экран» – итеративная сенсорная панель, на которой представлены игры В.В.Воскобовича, в процессе игр на данном экране у ребенка сохраняется устойчивый интерес и гораздо большая заинтересованность в работе, чем работа с основными играми. В игры на экране он играем с большим удовольствием и более длительно по времени. На «Волшебном экране» у нас имеются игры: «Прозрачный квадрат», «Чудо крестики», «Волшебная восьмерка», «Логоформочки». А в этих блоках еще представлены разные вариации этих игр.
Все игры В.В. Воскобовича проводятся в два этапа: подготовительный и основной, т.к. ребенку с ОВЗ вне зависимости от варианта нарушений будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Начиная обучение новому навыку, вначале мы даем возможность ребенку самостоятельно в свободной форме манипулировать с игрой, используем простые и легкие задания, а затем постепенно повышаем уровень их сложности, даем инструкции.
Среди всех игр выделяется развивающая сенсорная среда «Фиолетовый лес». Фиолетовый лес разделен на несколько частей, каждая из которых представлена отдельной сказкой, своими героями и пособиями. В сказочном мире существуют: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова и др. У каждого места есть свои обитатели, помогающие детям справляться с заданиями.
Внедряя игры В.В. Воскобовича в работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, можно развить: компоненты коммуникативной деятельности; когнитивные процессы; изобретательные способности и воображение; речь; мелкую моторику; сенсомоторную и тактильную восприимчивость; мышление, память, восприятие, внимание; математические навыки: количественный счет, понятия «больше-меньше», пространственные отношения, знакомство с геометрическими фигурами; способности конструирования на плоскости.
Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В.В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с РАС.
Список литературы:
- Яковлева Н. В., Аносова Н. С. Технология В.В. Воскобовича для дошкольников с особыми образовательными потребностями // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II. С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/5057-tekhnologiya-vv-voskobovicha-dlya-doshkolniko
- Воскобович В.В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». – СПб.: Гириконт, 2000
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.