МАСТЕР-КЛАСС:
“ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ”
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт.
Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс: “Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы”.
В начале хочу продемонстрировать вам картину известного литовского художника Николая Чюрлёниса “Соната моря”. Как вы думаете, что изображено на картине?
Особенность этого полотна заключается в том, что на одном пространстве художник изобразил три разные картины: море с высоты птичьего полёта; вторая – глазами человека, который вошёл в воду. Видны тени птиц, силуэты рыб. Третья картина – море изнутри (видим каждую капельку, каждый изгиб волны). Объединяет все три картины – центральный образ – образ моря. Этот художник первым применил системный подход, системное мышление в живописи. Он представил мир целостно, этот мир живой, подвижный, меняющийся. Именно такого восприятия информации требует от нас современная динамичная жизнь.
Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, которую он должен принять, переработать и запомнить надолго. И тогда на помощь приходят методы, позволяющие формировать у учащихся целостный системный взгляд на мир.
Помните притчу о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это – шершавая колонна” – , сказал третий, трогая ногу. “Нет, – это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона…
В чем была их ошибка?
Они анализировали предмет в отдельности, а не систему, каждый делал вывод о всей системе только по одной части тела слона.
Наиболее эффективным методом работы по развитию системного мышления является метод интеллект-карт – это своеобразная методика кодирования и сжатия информации.
Понятие интеллект-карт для нашей педагогики не новое:
- карты разума;
- карты ума;
- ментальные карты;
- mind maps;
- карты памяти;
- схемы мышления.
Что такое интеллект-карты?
Если говорить очень кратко, это способ записи информации. Метод интеллект-карт был предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами автора : “Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. “
Известен этот метод с 60-х годов 20 века, но особенно активно стал использоваться в последнее время. Хотя идея передавать информацию кратко, через рисунки, через символы, появилась очень давно. Взгляните на слайд. Перед вами наскальные рисунки первобытных людей. Древние люди рисовали то, что видели, и в этих рисунках была заложена вся информация об их жизни, занятиях.
Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Существуют определённые правила, которых желательно придерживаться при составлении таких карт.
Работа начинается с создания центрального образа. Объект этот должен быть цветной (для оформления интеллект-карты используется минимум 3 цвета). Он может быть выражен через рисунок-символ, при помощи слова, а может при помощи символа и слова. Причём слова лучше прописывать печатными буквами.
Лист бумаги располагается горизонтально. Сейчас я назову слово, а вы попробуйте изобразите первое, что придет на ум. Зарисуйте этот образ, который у вас возникнет, в центре листа. Итак, слово “солнце”.
От этого образа рисуем ключевые ветви. Эти ветви – главные мысли. Если, например, взять книгу, то название книги будет центральным образом, а ветви – это главы или части книги.
Чтобы грамотно распределить пространство, эти ключевые линии должны стремиться к углам листа. Важно, чтобы эти ветви были разных цветов.
А теперь запишите четыре слова, которые будут связаны со словом “солнце”, и расположите их на каждой ветви. Не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы. Надписи нужны для того, чтобы точно вспомнить информацию. Картинки, символы, обозначения, чтобы целостно воспринимать информацию.
У нас могут возникать самые разные ассоциации, связанные со словом СОЛНЦЕ: лето, море, отдых, жара, путешествие.
Теперь возьмите любое из слов, которые вы ассоциировали с “солнцем”, и попробуйте подобрать ассоциации уже к нему. Например, к слову “лето”: “море”, “отдых”, “жара”, “путешествие”… Получается, что каждая ассоциация в свою очередь рождает цепочки новых.
Ваши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “солнце”.
Давайте попробуем наши карты прочитать. Чтение интеллект-карты начинается с центрального образа, потом останавливаемся на основных моментах, потом считывание информации идёт по ветвям. У вас получился небольшой рассказ по теме: “Солнце”.
Конечно же, обучать учащихся составлению интеллект-карт нужно постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.
Как же использовать интеллект-карты на уроках?
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
- конспектирование
Этот метод эффективен при проверке теоретического материала. С помощью мультимедийного проектора на экран вывожу схему, например, по теме “Причастие”.
Очень удобен метод при подготовке к ГИА, ЕГЭ. При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям.
С помощью интеллект-карты можно написать сочинение по предложенному тексту. С помощью интеллект-карты можно научить учащихся запоминать стихотворение. Перед вами своеобразная инструкция по созданию интеллект-карты по стихотворению.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
!!! Давайте и мы с вами попробуем поработать над строчками из стихотворения Ивана Бунина “Листопад”:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства: · Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Главное достоинство этого метода – его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, но и в обычной жизни.
Мы с вами сегодня рассмотрели алгоритм работы по формированию системного мышления, поработали над созданием интеллект-карт, которые способствуют мотивации учебной деятельности, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
ПРИМЕЧАНИЕ
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОСО РАО, 1994. – 228с.
2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.
3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. – 120 с.