Роль и задачи пения в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста

     Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В.А Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту  родной земли. Песня сопровождает жизнь человека  с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

     Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли Е. Алмазов, Р. Зинич, А. Катинене, Н. Метлов, Л. Михайлова, В. Шацкая. В их работах дано теоретическое обоснование  системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

     Пение воспитывает эстетические восприятие и чувства, музыкальный вкус. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

     Пение следует рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом – на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В дошкольном репертуаре есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, воспитывающие уважение к ним, формирующие нравственность. В процессе обучения  пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально – слуховые представления, ладовое  и музыкально – ритмическое чувство.

      Планируя   работу по обучению пению,  ставлю следующие задачи:

  1. Формировать у детей певческие умения и навыки;
  2. Обучать детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью педагога и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
  3. Развивать музыкальный слух, т.е. различать интонационно точное и неточное  пение, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
  4. Развивать певческий голос, укреплять и расширять его диапазон.

     Формируя певческие навыки, учу детей различать характер песен. Так, песня «Ай да березка» исполняется мягко, задушевно, спокойно. А «Зимняя песенка» М. Красева звучит бодро, легко, весело, задорно. Учитывая, что качество звука,  определяется характером песни, главное обращаю внимание на обучение детей исполнять песни интонационно чисто.

     Неоднократно обращала внимание на то, что разученные на занятиях песни, дети используют в повседневной жизни самостоятельно во время игр, прогулок в теплую погоду.

      В старшем дошкольном возрасте приучаю детей петь знакомые песни без сопровождения. Дети любят петь песни и с удовольствием их исполняют, если хорошо знают. А для быстрого усвоения песенного репертуара, мы работаем в тесном тандеме с воспитателями групп: производим запись песенного репертуара на диктофон; а они, в свою очередь, закрепляют его в группах. Когда дошкольники овладевают репертуаром, то устраивают игры в «музыкальные занятия», «концерты для кукол», где исполняют все известные им песни.

     Развитию музыкального слуха способствуют дидактические игры. На музыкальных занятиях мы с ребятами разучиваем игры «Угадай, кто поет и назови песню»; «На чем играют?». Уже в младшей группе привлекаю внимание детей к точному воспроизведению мелодии. Ребенок поет попевки,  короткие песни и при этом постоянно слышит чистое пение музыкального руководителя. Предлагаю сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться»  под звуки мелодии, спетой педагогом.  На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста рассказываю детям о высоком и низком звуках, долгом и коротком музыкальном звуке, упражняю детей в различении качества звука.  Детям младшего возраста рассказываю, что есть высокие и низкие звуки.  Например, мама-кошка поет низко, а котенок поет высоким голосом. Понятие о длительности звука провожу в сравнении с гудком  паровоза: звук бывает долгим, как гудок парохода или коротким.

     Немного о развитии основных певческих навыков. К ним относятся звукообразование; дыхание; дикция; чистота вокальной интонации; ансамбль.

     Певческая установка  – правильное положение корпуса при пении, от которого зависит качество звука и дыхания. Стулья должны соответствовать росту ребенка. Слежу за тем, чтобы дети 5-6 лет сидели прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги  должны стоять под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. Малышам предлагаю сидеть, опираясь на спинку стула, ноги ставить под углом 90 градусов. Руки лежат свободно.

Говорю воспитанникам, что голову держим прямо, не вытягивая шею и не напрягаясь. Рот открываем вертикально во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучиваем песни с детьми сидя на стульях. А уже разученные песни исполняем и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее и звучность пения заметно улучшается. Неоценимую роль в этом направлении служат упражнения артикуляционной гимнастики. При пении стоя, обращаю внимание на то, что голову держим прямо, руки опущены.

     В детском саду  обучают простейшим певческим навыкам.

Звукообразование –   это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Дети подражают педагогу и  поют в более высоком регистре, поэтому исполняю  песни  высоко.

     Звукообразование может быть отрывистым, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с младшей группы, учу детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Для этого подбираю соответствующие песни, по большей части народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующей протяженности звука.

     Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. От правильного дыхания зависят чистота интонации
правильная фразировка, выразительность пения, слитность звучания. На музыкальных занятиях слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова.  Показываю, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать. Чтобы помочь дошкольникам научиться брать дыхание, на первых порах подбираю песни с короткими  музыкальными фразами.  В старших и подготовительных группах использую прием пение по фразам (цепочкой).

     При обучении пению не объясняю детям сложность дыхания, а показываю наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Слежу, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным.

     На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения. Специальные же дыхательные упражнения  разучиваются и проводятся во время утренней гимнастики.

     Дикция – это правильное и ясное произношение слов. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов. Объясняю детям, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется;  показываю, как правильно произносить отдельные слова, фразы. Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Работая над дикцией, учитываю. Что слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое  значение имеет звучание гласных – протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции слежу и за четким произношением согласных. Они выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, находящиеся в конце слога, произносятся в начале следующего, например, «огоньки сверкают» исполняется «ого-ньки све-рка-ют». Если согласный звук находится в конце слова, говорю детям, что его нельзя тянуть или «проглатывать», их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слова меняют свое звучание (например «листопад» – «листопат». Другие правила, которые применяются  в речевом произношении, употребляются и в певческой дикции: «што»; «хочецца»; «снек»; «рыпка».

     Ударные гласные в пении не изменяются, за исключением гласной о, которая звучит как а («карова»; «актябрь»; «мая» а не моя)  Нельзя в пении произносить безударную гласную е как и (а на мостик волк нас не пускаит). Безударная гласная я произносится светло, ярко, как я и менее ярко, как е, но ни в коем случае не как и (масляна, маслена; октябре, октебре, но не октибре).

    Правильному произношению слов способствуют выразительное чтение педагогом текста песни; коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно.  Старшем возрасте применяю прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. В младшем дошкольном возрасте применяю приме произношения слов по слогам.

     Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Зависит от степени развитости музыкального слуха объема слуховых представлений, а также от музыкального окружения ребенка.  Для достижения чистоты интонации  выбираю  песни,  удобные по диапазону в соответствии с возрастом детей;  предоставляю детям возможность слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей.   Дошкольники  не только поют  вместе,  но и небольшими подгруппами;  вырабатываю  у детей умение слушать себя, осознавая качество своего исполнения; транспонирую мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довожу ее до нужного уровня. Фальшиво поющим детям уделяю особое внимание. Для этого на занятиях размещаю ближе к себе: они лучше слышат исполнение произведений; наблюдают за моей артикуляцией; слышат чисто  поющих ребят. Хоть малейшие достижения таких детей поощряю, отмечаю их продвижения.

Ансамбль .  Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором приучаю детей слушать себя и других и сливаться с общим пением; слежу, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих. Также, обращаю внимание на одновременное вступление, выдерживание общего темпа; одновременное начало и окончание музыкальных фраз. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Большое влияние оказывает объединяющее детей настроение. На занятиях с детьми младшей группы обучаю детей простейшим умениям петь,  не отставая и не опережая друг друга, не выкрикивая отдельных фраз. Для того,  чтобы научить детей стройному, согласованному пению, необходимо перед началом пения сконцентрировать внимание детей. (Кивок головы; дирижирование при исполнении песни без сопровождения).

   Все певческие навыки тесно связаны между собой. Работу над ними мы ведем одновременно с выделением какого-либо одного навыка.

Заключение: возможности ребенка – дошкольника в области пения очень ограничены, но при условии систематического руководства его певческий голос постепенно приобретает естественную звонкость, легкость, ровное звучание, расширяется диапазон.

  • «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» автор О. Арсеневская: здоровьесберегающие технологии на музык. Занятиях( валеологические песни – распевки; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; оздоровительные упражнения (игровые фонопедические упражнения, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла);  игровой массаж; пальчиковые игры; речевые игры; комплексы упражнений музыкотерапии)
  • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности»: Приключения в Здравгороде. Автор О. Арсеневская
  • «Игры и упражнения для развития речи» автор Н. Быкова  речевые упражнения с движением; пальчиковые игры;  подвижные и хороводные игры»