Конспект занятия в подготовительной группе с ОНР “Осень. Деревья осенью”
Тип занятия: подгрупповое
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.
Общая продолжительность занятия: 30 минут
Цель: развитие речи детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме «Осень. Деревья осенью»;
– Упражнять в подборе прилагательных и глаголов к существительным;
-Упражнять детей в образовании относительных прилагательных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;
– Продолжать учить использовать при ответах на вопросы разные типы предложений, отвечать полным предложением;
– Продолжать формировать умение отгадывать загадки
-Совершенствовать навыки выразительной связной речи.
– Отработать подачу целенаправленной воздушной струи;
– Продолжать обучать детей самомассажу.
Коррекционно-развивающие:
– Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;
– Развивать общую, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление
-Развивать навыки словоизменения; лексико-грамматические навыки.
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитывать интерес к природе ;
-Воспитывать чувство любви и бережное отношение к природе;
– Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе.
Предварительная работа: совместное рассматривание на прогулке деревьев, их листвы, стволов, плодов, сопровождаемое беседой, детская песня «Листик, листопад», природные звуки «Шум леса»/ «Шелест листвы»).
Ход занятия:
- Организационный этап:
Дети проходят в зал, встают полукругом.
– Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!). А теперь хором повторим:
Собрались ребята в круг, ты – мой друг и я – твой друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о… А вот, чтобы узнать, о чём мы будем говорить, предлагаю вам отгадать загадку:
«Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Потом их раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я…. (осень)».
Правильно, ребята. Конечно, же – это осень.
- Основной этап:
Дети, после какого времени года пришла осень? (после лета). Какое время года придет после осени? (зима). Назовите признаки осени (Стало холодно. Опадают листья с деревьев…).
А осенние месяцы вы знаете?
Д.: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Л.: А знаете как месяцы назывались раньше, в старину? Почему?
Д.: Сентябрь – рябинник, потому что в это время появляется рябина. Октябрь – листопадник, потому что опадают листья. Ноябрь – зимник, становится холодно, как зимой.
Л.: Вы знаете, что осень бывает разной? (да) Какой она бывает?
Д.: Ранней, золотой, поздней. А сейчас какая осень? (поздняя)
Ребята, предлагаю, нам с вами отправится в осенний лес, посмотреть на деревья. Насладиться их красотой. Посмотреть, как же осень украсила деревья. Вы хотите туда попасть? (да) Это сделать очень легко.
Надо сказать волшебные слова – и мы окажемся в лесу:
Хлопни-топни-повернись – и в лесочке очутись! (выполняют действия).
Вот мы очутились в лесу. (Слайд 2) Музыка леса
Давайте посмотрим на экран и назовем их. Будьте внимательны, и обязательно узнаете на картинке все деревья. На слайдах появляются изображения деревьев (Слайд 3,4) Какие вы молодцы, ребята! Вспомнили названия все деревьев!
А давайте назовем «Части дерева» (слайд5)
– Назовите части дерева. (Корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, крылатки, желуди, шишки, орехи, ягоды).
– Молодцы, дети, вы хорошо запомнили части дерева.
Игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).
– Я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово-предмет. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний».
лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
плоды – … осенние плоды
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.
– Ребята, вы замечательно, без ошибок справились с этим заданием.
Игра «С какой ветки детки?» (корзина с листьями)
-Ребята, определите, с каких деревьев опали эти листья? Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки с изображением различных деревьев, а в корзинке листья и веточки, которые ветер сорвал с этих деревьев. Вам нужно будет подойти ко мне, из корзинки взять один листочек или веточку, сказать, с какого они дерева и подарить его тому деревцу, с которого их сорвал ветер. Отвечать я попрошу вас полными предложениями. Давайте первый листочек достану из корзинки я.
с березы – березовый лист
с осины – осиновый лист
с дуба – дубовый лист
с липы – липовый лист
с клена – кленовый лист.
с рябины- рябиновый лист
– И с этим заданием вы справились прекрасно.
Игра «Подбери слова – действия».
– Осенние листья что делают? – (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).
– Дети, вы хорошо запомнили слова-действия.
Сейчас, мы с вами представим, что прогуливаемся по осеннему лесу. Когда будет играть музыка медленная, вы будете прогуливаться спокойным шагом. Когда услышите быструю, весёлую музыку – будете выполнять легкий бег.
Молодцы! А теперь поиграем с листочками.
Логоритмическая физминутка «Осенние листочки». (у каждого ребенка в руках по 2 листочка).
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат – шелестят,
Будто опять закружиться хотят:
Ш-Ш-Ш-Ш .
Л.: Хотите побыть осенним ветром. Дуйте на свои листочки, но не надувайте щечки.
Мы листики осенние
На веточках сидим,
А если дунет ветер,
Мы сразу полетим.
(дети отпускают листья во время выдоха, листья падают)
Л.: У нас получился свой листопад.
Л:У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Д.: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах( дать ощутить запах еловой ветки)
Л.: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).
А остальные деревья, как можно назвать?
Д.: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
Л.: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу. Я вам предлагаю подойти к столу и занять свои места.
Игра «Составь смешанный лес» (составление из разрезных картинок изображения деревьев)
– Ребята, скажите, как называется лес, где растут дубы?
– А как называется лес, где растут берёзы?
– Как назвать лес, в котором растёт много сосен?
– А как назвать лес, в котором растёт много елей?
Ребята, а как же назвать лес, в котором растут разные деревья?
Всё верно, ребята! Молодцы!
Ребята, я хочу вам предложить составить смешенный лес из разных деревьев. Но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне, что у вас на столах? Возьмите пакетики. В них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки. Хорошо, а теперь назовите то дерево, которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес. – Молодцы!( Слайд 7)
Массаж с дарами природы (Слайд 8)
Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе.
– Дети, что у вас в руках? (Сосновые шишки.)
– Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью (под музыку).
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
Сказка «Волшебные деревья». Пересказ с элементами театрализации. – Чудесные короны, появитесь! В волшебный лес, ребята, превратитесь!
– Волшебные деревья, выходите! И о себе, деревья, расскажите.
Дуб: «Я – могучий, крепкий дуб. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные, волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди».
Берёза: «А я – русская красавица берёзка. Я белоствольная, кудрявая. Мои листья с зубчиками. А плоды – серёжки. Про меня много стихов и песен».
Клен: «А я – клен-красавец. У меня коричневый ствол. Мои листья резные, как звезды! А плоды – крылатки».
Осина: «Я – осинка. У меня серый ствол. Круглые листья. Они даже без ветра шелестят и дрожат. Мои плоды – сережки».
Тополь: «Я – тополь. Я высокий, стройный, пирамидальный. У меня серо-коричневый ствол. Листья с мелкими зубчиками. Плоды мои – пушистые сережки».
Ель: «А я – елочка. Мой ствол темно-коричневого цвета. На ветках колючие вечнозеленые иголочки. От меня приятный, полезный запах. Мои плоды – шишки. Их очень любят белки и клесты».
– Себя, деревья, вы прекрасно показали! И о себе чудесно рассказали!
-Теперь волшебные короны, удалитесь! В ребят опять, деревья, превратитесь!
Надо сказать волшебные слова – и мы окажемся в детском саду.
Хлопни-топни-повернись – и в садике очутись! (выполняют действия).
III. Заключительный этап:
– Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В осеннем лесу).
– О чем мы говорили? (О лиственных и хвойных деревьях).
– Какую пользу приносят нам деревья? (Дают свежий воздух, плоды, тень и прохладу в жаркий день, тепло во время холодов. Из них делают бумагу, мебель, строят дома. Лес – это дом зверей и птиц).
– Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями, великолепно показали сказку «Волшебные деревья». Занятие окончено. Молодцы!