Конспект занятия в подготовительной группе с ОНР “Осень. Деревья осенью”

Тип занятия: подгрупповое

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Общая продолжительность занятия: 30 минут

Цель: развитие речи детей в рамках работы по лексической теме «ОсеньДеревья осенью»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме «ОсеньДеревья осенью»;

– Упражнять в подборе прилагательных и  глаголов к существительным;

-Упражнять детей в образовании относительных прилагательных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;

– Продолжать учить использовать при ответах на вопросы разные типы предложений, отвечать полным предложением;

– Продолжать формировать умение отгадывать загадки 

-Совершенствовать навыки  выразительной связной речи.

Отработать подачу целенаправленной воздушной струи;

– Продолжать обучать детей самомассажу.

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление; 

– Развивать общую, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление

-Развивать навыки словоизменения; лексико-грамматические навыки.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитывать интерес к природе ;

-Воспитывать чувство любви  и бережное отношение к природе;

– Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе.

 

Предварительная работа: совместное рассматривание на прогулке деревьев, их листвы, стволов, плодов, сопровождаемое беседой, детская песня «Листик, листопад», природные звуки «Шум леса»«Шелест листвы»).

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

Дети проходят в зал, встают полукругом.

– Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!). А теперь хором повторим:

Собрались ребята в круг, ты – мой друг и я – твой друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о… А вот, чтобы узнать, о чём мы будем говорить, предлагаю вам отгадать загадку:

 «Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Потом их раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек, я…. (осень)».

 

Правильно, ребята. Конечно, же – это осень.

 

  1. Основной этап:

Дети, после какого времени года пришла осень? (после лета). Какое время года придет после осени? (зима). Назовите признаки осени (Стало холодно. Опадают листья с деревьев…).
А осенние месяцы вы знаете?

Д.: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Л.: А знаете как месяцы назывались раньше, в старину? Почему?

Д.: Сентябрь – рябинник, потому что в это время появляется рябина. Октябрь – листопадник, потому что опадают листья. Ноябрь – зимник, становится холодно, как зимой.

Л.: Вы знаете, что осень бывает разной? (да) Какой она бывает?

Д.: Ранней, золотой, поздней. А сейчас какая осень? (поздняя) 

Ребята, предлагаю, нам с вами отправится в осенний лес, посмотреть на деревья. Насладиться их красотой. Посмотреть, как же осень украсила деревья. Вы хотите туда попасть? (да) Это сделать очень легко.
Надо сказать  волшебные слова – и мы окажемся в лесу:
Хлопни-топни-повернись – и в лесочке очутись! (выполняют действия).

Вот мы очутились в лесу. (Слайд 2) Музыка леса

 Давайте посмотрим на экран  и назовем их. Будьте внимательны, и обязательно узнаете на картинке все деревья. На слайдах появляются изображения деревьев (Слайд 3,4) Какие вы молодцы, ребята! Вспомнили названия все деревьев!

 А давайте назовем «Части дерева» (слайд5)

– Назовите части дерева. (Корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, крылатки, желуди, шишки, орехи, ягоды).

– Молодцы, дети, вы хорошо запомнили части дерева.

 Игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).

– Я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово-предмет. А вы повторяете мое слово, но со словом  «осенний».

лист – …осенний лист

ветка – … осенняя ветка 

дерево – … осеннее дерево

плоды – … осенние плоды

лес – … осенний лес

роща – … осенняя роща

букет – … осенний букет.

– Ребята, вы замечательно, без ошибок справились с этим заданием.

 Игра «С какой ветки детки?»  (корзина с листьями)

 -Ребята,  определите, с каких деревьев опали эти листья? Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки с изображением различных деревьев, а в корзинке листья и веточки, которые ветер сорвал с этих деревьев. Вам нужно будет подойти ко мне, из корзинки взять один листочек или веточку, сказать, с какого они дерева и подарить его тому деревцу, с которого их сорвал ветер. Отвечать я попрошу вас полными предложениями. Давайте первый листочек достану из корзинки я.

с березы – березовый лист

с осины – осиновый лист

с дуба – дубовый лист

с липы – липовый лист

с клена – кленовый лист.

с рябины- рябиновый лист

– И с этим заданием вы справились прекрасно. 

Игра «Подбери слова – действия».

– Осенние листья что делают? – (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).  

– Дети, вы хорошо запомнили слова-действия.

Сейчас, мы с вами представим, что прогуливаемся по осеннему лесу. Когда будет играть музыка медленная, вы будете прогуливаться спокойным шагом. Когда услышите быструю, весёлую музыку – будете выполнять легкий бег.

Молодцы! А теперь поиграем с листочками.

Логоритмическая физминутка «Осенние листочки». (у каждого ребенка в руках  по 2 листочка).

Листья осенние тихо кружатся, 

Листья нам под ноги тихо ложатся 

И под ногами шуршат – шелестят,

Будто опять закружиться хотят:

Ш-Ш-Ш-Ш .

Л.: Хотите побыть осенним ветром. Дуйте на свои листочки, но не надувайте щечки.

Мы листики осенние

На веточках сидим,

А если дунет ветер,

Мы сразу полетим.

(дети отпускают листья во время выдоха, листья падают)

Л.: У нас получился свой листопад. 

Л:У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Д.: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах( дать ощутить запах еловой ветки)

Л.: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

А остальные деревья, как можно назвать?

Д.: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Л.: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу. Я вам предлагаю подойти к столу и занять свои места.

Игра «Составь смешанный лес» (составление из разрезных картинок изображения деревьев)

– Ребята, скажите, как называется лес, где растут дубы?

– А как называется лес, где растут берёзы?

– Как назвать лес, в котором растёт много сосен?

– А как назвать лес, в котором растёт много елей?

Ребята, а как же назвать лес, в котором растут разные деревья?

Всё верно, ребята! Молодцы!

Ребята, я хочу вам предложить составить смешенный лес из разных деревьев. Но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне, что у вас на столах? Возьмите пакетики. В них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки. Хорошо, а теперь назовите то дерево, которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес. – Молодцы!( Слайд 7)

 Массаж с дарами природы (Слайд 8)

 Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе.

– Дети, что у вас в руках? (Сосновые шишки.)

– Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью (под музыку). 

                      Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту,

Радость и веселье,

Ум и доброту!

Сказка «Волшебные деревья». Пересказ с элементами театрализации.                                                                   Чудесные короны, появитесь! В волшебный лес, ребята, превратитесь!

– Волшебные деревья, выходите! И о себе, деревья, расскажите.

Дуб: «Я – могучий, крепкий дуб. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные, волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди».

Берёза: «А я – русская красавица берёзка. Я белоствольная, кудрявая. Мои листья с зубчиками. А плоды – серёжки. Про меня много стихов и песен».

Клен: «А я – клен-красавец. У меня коричневый ствол. Мои листья резные, как звезды! А плоды – крылатки».

Осина: «Я – осинка. У меня серый ствол. Круглые листья. Они даже без ветра шелестят и дрожат. Мои плоды – сережки».

Тополь: «Я – тополь. Я высокий, стройный, пирамидальный. У меня серо-коричневый ствол. Листья с мелкими зубчиками. Плоды мои – пушистые сережки».

Ель: «А я – елочка. Мой ствол темно-коричневого цвета. На ветках  колючие вечнозеленые иголочки.  От меня приятный, полезный запах. Мои плоды – шишки. Их очень любят белки и клесты».

– Себя, деревья, вы прекрасно показали! И о себе чудесно рассказали!

-Теперь волшебные короны, удалитесь! В ребят опять, деревья, превратитесь!

Надо сказать  волшебные слова – и мы окажемся в детском саду.
Хлопни-топни-повернись – и в садике очутись! (выполняют действия).

III. Заключительный этап:

– Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В осеннем лесу).

– О чем мы говорили? (О лиственных и хвойных деревьях).

Какую пользу приносят нам деревья? (Дают свежий воздух, плоды, тень и прохладу в жаркий день, тепло во время холодов. Из них делают бумагу, мебель, строят дома. Лес – это дом зверей и птиц).

– Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями, великолепно показали сказку «Волшебные деревья». Занятие окончено. Молодцы!