Технологическая карта урока 

Предмет, класс Русский язык, 3 класс
Учитель  Козлова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 35» г. Оренбург
Тема урока Общее представление о второстепенных членах предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.
Цель урока Формирование речевой, языковой и коммуникативной компетентности на основе знакомства с распространенными и нераспространенными предложениями. Обучающие научатся различать распространенные и нераспространенные предложения.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Сформировать у обучающихся понятия предложения, распространенные и нераспространенные  Умение работать над групповыми заданиями; продолжить, развивать умения моделировать, работать со схемами Воспитывать культуру речи и общения.
Планируемые результаты урока Предметные знания и умения Личностные качества, метапредметные УУД
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных.

Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка: Элементы способности оценивать свои достижения и трудности. (Л.) – Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.. Понимать инструкции и следовать им в практической работе. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности  и после её завершения; вносить необходимые коррективы. Оценивать свои действия и полученный результат;. (Р.)

– Читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач. (П-1.) 

Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия. (П-2.)

– Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета. 

Методическое обоснование урока Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников различные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой), технологии формирующего оценивания с использованием приемов «Светофор», «Карточки с QR кодом», «Рассуждение по алгоритму».

 

ИОС урока Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ  Необходимое аппаратное и программное обеспечение 
Учебник – с. 40-42

Рабочая тетрадь – с.7 задание 426

Карточки с QR кодом

Универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет, мобильное приложение Plickers Локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства, смартфоны  с выходом в Интернет, сервис Plickers.

 

Организационная структура урока

Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Создание эмоционального настроя на урок. Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами будем учеными-исследователями. 

-Кто такой исследователь? 

-А что исследование?

Обычно исследования проводят в лабораториях. Наша лаборатория- это наша классная комната.

Исследования записывают в специальных научных дневниках. Научные дневники- это наши рабочие тетради, карточки.

Исследователь-это человек, который занимается научными исследованиями.

Исследование – это научный труд.

2. Проверка домашнего задания Учитель организует обсуждение выполненных дома заданий. -Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?

-Какие главные члены мы знаем?

-Почему их назвали главными?

Верно, без них нельзя построить предложение.

-По каким признакам вы находили подлежащее и сказуемое?

-Что создают вместе подлежащее и сказуемое?

О главных членах предложения.

Подлежащее и сказуемое.

Без них нельзя выразить мысль.

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?..

Сказуемое- что делает?…

Грамматическую основу предложения.

3. Актуализация знаний Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. -Что такое предложение?

Как в устной речи отделяем одно предложение от другого?

А в письменной речи?

– Что еще знаете о предложениях?

Каким предложение является по цели высказывания?

– Каким предложение бывает по интонации?

Так как мы сегодня ученые-исследователи, нам необходимы теоретические сведения о предложении, чтобы в дальнейшем строить практическую работу.

Предложение выражает законченную мысль.

Голосом, интонацией.

Знаками препинаниями.

Делятся по цели высказывания и по интонации

Повествовательным, вопросительным и побудительным.

Восклицательные и невосклицательные

4. Исследование в малых группах На данном этапе организуется исследование:

-учащиеся распределяются по группам;

– выбирают капитана;

– получают задание;

-в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить;

-распределяют обязанности;

-выполняют исследования;

-заполняют карту исследования..

Я вам предлагаю составить кластер по теме «Предложение». Работу выполняем в группах. Правила работы мы знаем. В каждой группе есть свой капитан.

На эту работу дается 2 мин.

Проверка.Время вышло. Сейчас мы узнаем

какой кластер самый подробный и служит

основой для дальнейших открытий на уроке.

Прошу представителей команд выйти к доске.

– У вас на столах лежат листы оценивания. Вы должны оценить работу всех групп, кроме своей по следующим показателям и критериям

Аккуратность-1 балл

Научность- 2 балла

Доступность-3 балла

Точность определений-4 балла

Не справились с работой- 0 баллов

Я считаю, что все кластеры достойны уважения. Спасибо. Присаживайтесь.

(На столе карточки №1)

А теперь исследуем текст, который лежит у вас на столах.

Слайд 1

-Какое задание вы можете предложить?

Совершенно верно.

-Определите границы предложений. Работаем в группе. На это исследование дается 1 мин. Теперь оценивайте работу только своей группы по тем критериям, которые видите в листах оценивания.

Наступила зима река покрылась  льдом снег укрыл землю одеялом деревья стоят в уборе

Дети выполняют групповую работу.

Капитаны команд представляют работы 

Дети высказывают свое мнение.

Оценивают.

Поставить знаки препинания.

5. Мотивация На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.

Постановка учебной задачи

Целеполагание

Проверка. Время вышло. Группы готовы.

-Итак, сколько предложений получилось в 1 группе?

Если ответы у вас совпадают, то просигнализируйте.

– Прочитайте первое предложение, второе…

Слайд 2.

 Наступила зима. Река покрылась льдом.  Снег укрыл землю одеялом. Деревья стоят в уборе.

-Что вы можете сказать о первом предложении?

-Выскажите предположение, что еще можно исследовать в этом предложении.

– А для чего?

-Правильно.

Ученые назвали эти другие члены предложения научными словами. А какими, узнаем, прочитав сведения на с.40 учебника.

-Что нового узнали?

-Кто догадался, какую тему сегодня будем изучать, что исследовать?

– Как вы думаете, какие задачи поставим перед собой?

Четыре предложения

Состоит только из главных членов

Добавить в него другие слова

Чтобы мысль в предложении была полной, точной.

Ученик читает вслух.

Предложения бывают распространенными и нераспространенными.

Второстепенные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Научиться находить второстепенные члены предложения

6.Обмен информацией, организация фактов Обсуждение выполненных исследований – Посмотрите еще раз текст.

– К какой части речи относятся выделенные слова?

Подберите к ним имена прилагательные.

Что заметили?

-Какой же текст больше понравился?

-Вы уже заметили, что предложения могут состоять только из главных членов, а могут включать еще и другие.

У меня получились вот такие предложения.

Слайд 3

Наступила холодная зима. Река покрылась толстым льдом. Снег укрыл землю пушистым одеялом. Деревья стоят в снежном уборе.

Как можно назвать научным словом полученные предложения?

 -Найдите и подчеркните основы предложений, т.е. главные члены.

-Ребята, одним из методов исследования ученых является эксперимент. 

Так как мы сегодня ученые- исследователи, вот мы и проведем такой эксперимент с данными предложениями.

-Попробуйте прочитать предложения без главных членов.

-Что получилось?

-А без второстепенных членов прочитайте.

-Какой вывод сделаем?

Вывод: Одни втч без подлежащего и сказуемого предложения построить не могут.

-Молодцы. Оцените работу своей группы.

К именам существительным

Второй.

Распространенными

7. Применение Учащиеся применяют полученные знания при решении конкретного практического задания – А сейчас потренируемся в нахождении распространенных и нераспространенных предложений.

-Приготовили карточки с QR кодом.

Проверка с помощью сервиса Plickers.

Карточка №2

1.Ярко светит солнце.(распр.)

2.По небу плывут легкие облака.(распр.)

3.Поют птицы.(нераспр.)

4.Выглянул голубой подснежник.(распр.)

-Какой сделаем вывод?

8. Связывание информации, формулирование выводов На данном этапе происходит обсуждение итогов проведенных исследований. -Теперь открываем свои научные дневники, т.е рабочие тетради. Задачник с.7 упр.426

-Являются ли слова в 1 столбике предложениями? Во 2.столбике?

-Могут ли слова второго столбика помочь сделать первого более точными?

-Как полученные предложения можно назвать по наличию второстепенных?

-Запишите полученные предложения в тетрадь.

(Работа в тетради)

Уберите второстепенные члены и прочитайте записи. 

Потом уберите главные. В каком случае предложения станут хуже, но сохранятся, а в каком-исчезнут?

Ученики самостоятельно работают в тетрадях.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Что нового узнали сегодня на уроке?

-Удалось ли решить нам поставленные задачи?

-Для чего в  предложении нужны другие члены?

– Что можно добавить в ваши кластеры по теме «Предложения»?

-Прорефлексируйте свою деятельность на уроке?

(с помощью светофорика)

А. Я хорошо понял тему урока

В. Задания сложные, но я справился

С. Нужна помощь

Предложения бывают распространенные и нераспространенные.
10. Информация о домашнем задании Даются разноуровневые задания -Выполните задание на выбор: 

Те дети, которые выбрали кружочки  зеленого  цвета–упр.429, выполняют 1- 3 задания. Желтые кружочки-упр.429,  2 задание. Красные- упр.429, 1 задание.

Спасибо за урок.

Записывают информацию о домашнем задании