Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 3 класс | ||||
Учитель | Козлова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 35» г. Оренбург | ||||
Тема урока | Общее представление о второстепенных членах предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. | ||||
Цель урока | Формирование речевой, языковой и коммуникативной компетентности на основе знакомства с распространенными и нераспространенными предложениями. Обучающие научатся различать распространенные и нераспространенные предложения. | ||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||
Сформировать у обучающихся понятия предложения, распространенные и нераспространенные | Умение работать над групповыми заданиями; продолжить, развивать умения моделировать, работать со схемами | Воспитывать культуру речи и общения. | |||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |||
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных. |
Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка: Элементы способности оценивать свои достижения и трудности. (Л.) – Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.. Понимать инструкции и следовать им в практической работе. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы. Оценивать свои действия и полученный результат;. (Р.)
– Читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач. (П-1.) Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия. (П-2.) – Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета. |
||||
Методическое обоснование урока | Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников различные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой), технологии формирующего оценивания с использованием приемов «Светофор», «Карточки с QR кодом», «Рассуждение по алгоритму».
|
||||
ИОС урока | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | ||
Учебник – с. 40-42
Рабочая тетрадь – с.7 задание 426 Карточки с QR кодом |
Универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет, мобильное приложение Plickers | Локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства, смартфоны с выходом в Интернет, сервис Plickers. |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Создание эмоционального настроя на урок. | Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами будем учеными-исследователями.
-Кто такой исследователь? -А что исследование? Обычно исследования проводят в лабораториях. Наша лаборатория- это наша классная комната. Исследования записывают в специальных научных дневниках. Научные дневники- это наши рабочие тетради, карточки. |
Исследователь-это человек, который занимается научными исследованиями.
Исследование – это научный труд. |
2. Проверка домашнего задания | Учитель организует обсуждение выполненных дома заданий. | -Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?
-Какие главные члены мы знаем? -Почему их назвали главными? Верно, без них нельзя построить предложение. -По каким признакам вы находили подлежащее и сказуемое? -Что создают вместе подлежащее и сказуемое? |
О главных членах предложения.
Подлежащее и сказуемое. Без них нельзя выразить мысль. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?.. Сказуемое- что делает?… Грамматическую основу предложения. |
3. Актуализация знаний | Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. | -Что такое предложение?
Как в устной речи отделяем одно предложение от другого? А в письменной речи? – Что еще знаете о предложениях? Каким предложение является по цели высказывания? – Каким предложение бывает по интонации? Так как мы сегодня ученые-исследователи, нам необходимы теоретические сведения о предложении, чтобы в дальнейшем строить практическую работу. |
Предложение выражает законченную мысль.
Голосом, интонацией. Знаками препинаниями. Делятся по цели высказывания и по интонации Повествовательным, вопросительным и побудительным. Восклицательные и невосклицательные |
4. Исследование в малых группах | На данном этапе организуется исследование:
-учащиеся распределяются по группам; – выбирают капитана; – получают задание; -в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить; -распределяют обязанности; -выполняют исследования; -заполняют карту исследования.. |
Я вам предлагаю составить кластер по теме «Предложение». Работу выполняем в группах. Правила работы мы знаем. В каждой группе есть свой капитан.
На эту работу дается 2 мин. Проверка.Время вышло. Сейчас мы узнаем какой кластер самый подробный и служит основой для дальнейших открытий на уроке. Прошу представителей команд выйти к доске. – У вас на столах лежат листы оценивания. Вы должны оценить работу всех групп, кроме своей по следующим показателям и критериям Аккуратность-1 балл Научность- 2 балла Доступность-3 балла Точность определений-4 балла Не справились с работой- 0 баллов Я считаю, что все кластеры достойны уважения. Спасибо. Присаживайтесь. (На столе карточки №1) А теперь исследуем текст, который лежит у вас на столах. Слайд 1 -Какое задание вы можете предложить? –Совершенно верно. -Определите границы предложений. Работаем в группе. На это исследование дается 1 мин. Теперь оценивайте работу только своей группы по тем критериям, которые видите в листах оценивания. Наступила зима река покрылась льдом снег укрыл землю одеялом деревья стоят в уборе |
Дети выполняют групповую работу.
Капитаны команд представляют работы Дети высказывают свое мнение. Оценивают. Поставить знаки препинания. |
5. Мотивация | На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.
Постановка учебной задачи Целеполагание |
Проверка. Время вышло. Группы готовы.
-Итак, сколько предложений получилось в 1 группе? Если ответы у вас совпадают, то просигнализируйте. – Прочитайте первое предложение, второе… Слайд 2. Наступила зима. Река покрылась льдом. Снег укрыл землю одеялом. Деревья стоят в уборе. -Что вы можете сказать о первом предложении? -Выскажите предположение, что еще можно исследовать в этом предложении. – А для чего? -Правильно. Ученые назвали эти другие члены предложения научными словами. А какими, узнаем, прочитав сведения на с.40 учебника. -Что нового узнали? -Кто догадался, какую тему сегодня будем изучать, что исследовать? – Как вы думаете, какие задачи поставим перед собой? |
Четыре предложения
Состоит только из главных членов Добавить в него другие слова Чтобы мысль в предложении была полной, точной. Ученик читает вслух. Предложения бывают распространенными и нераспространенными. Второстепенные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Научиться находить второстепенные члены предложения |
6.Обмен информацией, организация фактов | Обсуждение выполненных исследований | – Посмотрите еще раз текст.
– К какой части речи относятся выделенные слова? Подберите к ним имена прилагательные. Что заметили? -Какой же текст больше понравился? -Вы уже заметили, что предложения могут состоять только из главных членов, а могут включать еще и другие. У меня получились вот такие предложения. Слайд 3 Наступила холодная зима. Река покрылась толстым льдом. Снег укрыл землю пушистым одеялом. Деревья стоят в снежном уборе. Как можно назвать научным словом полученные предложения? -Найдите и подчеркните основы предложений, т.е. главные члены. -Ребята, одним из методов исследования ученых является эксперимент. Так как мы сегодня ученые- исследователи, вот мы и проведем такой эксперимент с данными предложениями. -Попробуйте прочитать предложения без главных членов. -Что получилось? -А без второстепенных членов прочитайте. -Какой вывод сделаем? Вывод: Одни втч без подлежащего и сказуемого предложения построить не могут. -Молодцы. Оцените работу своей группы. |
К именам существительным
Второй. Распространенными |
7. Применение | Учащиеся применяют полученные знания при решении конкретного практического задания | – А сейчас потренируемся в нахождении распространенных и нераспространенных предложений.
-Приготовили карточки с QR кодом. Проверка с помощью сервиса Plickers. Карточка №2 1.Ярко светит солнце.(распр.) 2.По небу плывут легкие облака.(распр.) 3.Поют птицы.(нераспр.) 4.Выглянул голубой подснежник.(распр.) -Какой сделаем вывод? |
|
8. Связывание информации, формулирование выводов | На данном этапе происходит обсуждение итогов проведенных исследований. | -Теперь открываем свои научные дневники, т.е рабочие тетради. Задачник с.7 упр.426
-Являются ли слова в 1 столбике предложениями? Во 2.столбике? -Могут ли слова второго столбика помочь сделать первого более точными? -Как полученные предложения можно назвать по наличию второстепенных? -Запишите полученные предложения в тетрадь. (Работа в тетради) Уберите второстепенные члены и прочитайте записи. Потом уберите главные. В каком случае предложения станут хуже, но сохранятся, а в каком-исчезнут? |
Ученики самостоятельно работают в тетрадях. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | –Что нового узнали сегодня на уроке?
-Удалось ли решить нам поставленные задачи? -Для чего в предложении нужны другие члены? – Что можно добавить в ваши кластеры по теме «Предложения»? -Прорефлексируйте свою деятельность на уроке? (с помощью светофорика) А. Я хорошо понял тему урока В. Задания сложные, но я справился С. Нужна помощь |
Предложения бывают распространенные и нераспространенные. |
10. Информация о домашнем задании | Даются разноуровневые задания | -Выполните задание на выбор:
Те дети, которые выбрали кружочки зеленого цвета–упр.429, выполняют 1- 3 задания. Желтые кружочки-упр.429, 2 задание. Красные- упр.429, 1 задание. Спасибо за урок. |
Записывают информацию о домашнем задании |