Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
с. Красногвардейское, Республика Адыгея
Методическая копилка
по теме:
Тренинги по блоку «Право»
при изучении курса «Обществознание»
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Зубрилина Светлана Геннадьевна
с. Красногвардейское
2025 г.
Предлагаемая подборка тренингов по обществознанию, блока «Право» носит контрольно-обучающий характер. В своей работе использую такие тренинги постоянно, имею ряд публикаций с тренингами по истории. Предмет – обществознание довольно сложный, требует системных знаний и серьёзной подготовки по блокам. Есть разные способы активизации работы учащихся. Предлагаемая подборка лишь часть того опыта, который накопился за многие годы.
Данные задания помогают учителю активизировать познавательную деятельность при изучении, закреплении материала на уроке или при подготовке, например к ЕГЭ во внеурочное время.
Как сделать так, чтобы повысить познавательную деятельность обучающихся? Вот здесь и помогут такие тренинги, которые учат формировать умения, проводить анализ и обобщать наиболее существенные признаки разных понятий. Опыт показывает, что учащиеся прекрасно справляются с данными заданиями и привыкают их выполнять как полностью (например, все 15 вопросов) по вариантам, так и дозированно, в случае работы со слабыми учениками. Например, тот же тренинг, состоящий из 20 вопросов можно разбить на две-три части и провести усечённый контроль знаний или же воспроизвести тренинг на доске и устроить «мозговую атаку» при повторении или настрое на урок. Также учащиеся сами являются составителями таких заданий на уроках, проявляя при данной форме работы творческий характер, создавая в них уточняющие, детализируемые факты. На уроке можно предложить обменяться созданными заданиями и выполнить тот тренинг, который сделал сосед по парте. Вообщем, вариантов масса.
Используя работу по таким тренингам, создала уже сборник работ учащихся. Обязательное условие для учащихся – работа только на уроке с учебником или хрестоматией, дабы исключить работу с готовыми сборниками из Интернета.
Данные задания тренингов нацелены на то, чтобы учащиеся сразу воспроизводили правильную и точную информацию, предлагаемую им.
Вашему вниманию предлагается некоторая часть наработанного материала по блоку «Право» курса «Обществознание».
Тренинг №1 Тема: «Право в системе социальных норм»
Примеры юридических фактов. Ваша задача, напротив каждого словосочетания проставить, что это: А) Событие или Б) Действие.
1) Наступление совершеннолетия
2) Достижение пенсионного возраста
3) Татьяна продала свою квартиру в г.Майкопе
4) Вынесение судебного приговора
5) Заключение брака
6) Расторжение трудового договора
7) Рождение человека
8) Смерть гражданина Петрова
9) Сергей уволился с нелюбимой работы
10) Наводнение в ряде районов Поволжья
11) Гражданка Ковалёва припарковалась в запрещённом месте и получила штраф
12) Виктор и Ирина развелись после неудачного отпуска
13) Землетрясение
14) Вадим Н. проехал на красный сигнал светофора
15) Истечение срока давности преступления
16) Повреждение, вызванное упавшим на застрахованную машину деревом
17) Выплата кредита гражданином Нижеборцевым
18) Рождение ребёнка в семье Малаховых
19) Предприниматель Сухоруков открыл магазин «Сыры у Татьяны»
20) Возникший пожар в микрорайоне «Яблочный» нанёс серьёзный ущерб
Тренинг №2 Тема: «Система российского права»
Ваша задача – по предложенной правовой ситуации определить отрасль права, используя следующие сокращения:
1) Гражданское право – Г
2) Трудовое право – Т
3) Семейное право – С
4) Уголовное право – У
5) Конституционное право – К
6) Административное право – А
7) Уголовно – процессуальное право – УПП
8) Гражданско-процессуальное право – ГПП
Правовая ситуация
А) Гражданка Беликова купила себе в магазине новое платье.
Б) Гражданин Егоров устроился на работу с двухмесячным испытательным сроком.
В) Правительство РФ формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Г) Профсоюз работников отдела культуры Красногвардейского района принял участие в проведении коллективных переговоров.
Д) Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права с момента вступления в брак или эмансипации.
Е) Гражданин М. совершил нападение на гражданина Беликова с целью грабежа.
Ж) Гражданин Уваров арендовал землю у гражданина Соболева для своего бизнеса.
З) В РФ ни одна религия не может устанавливаться в качестве обязательной.
И) Гражданка Горяева завещала своей сестре дом и автомобиль.
К) Семья Сытиных удочерила двух девочек – Машу и Катю.
Л) Отношения, связанные с созданием и использованием произведений искусства и науки.
М) За безбилетный проезд в автобусе гражданка Черменина уплатила штраф.
Н) Представитель пожарной инспекции вынес предупреждение директору магазина «Магнит», так как на производстве не были соблюдены все меры пожарной безопасности.
О) Система правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
П) Каждый гражданин обязан сохранять историческое и культурное наследие.
Р) Стороны процесса могут заключить мирное соглашение.
С) Подсудимый имеет право выступить с последним словом.
Т) Фирма «Стрекоза» заключила с гражданином договор о ремонте дома и выполнила работу некачественно.
У) Прокурор выступает в качестве государственного обвинителя в рамках соответствующего судопроизводства
Ф) Молодой автор-песенник исполнил на концерте песню, выдав её за свою.
Тренинг №3 Тема: «Виды юридической ответственности»
Установите соответствие между мерами и видами юридической ответственности, используя следующие сокращения: наказания в КоАП РФ – А; наказания в Уголовном кодексе – У; дисциплинарные наказания в трудовом кодексе – Д; способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе – Г;
Меры юридической ответственности
1) Замечание
2) признание права
3) запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни и х проведения
4) дисквалификация
5) исправительные работы
6) выговор
7) пожизненное заключение
8) взыскание неустойки
9) признание оспоримой сделки недействительной
10) лишение специального права
11) компенсация морального вреда
12) лишение свободы
13) выдворение иностранца за пределы РФ
14) ограничение свободы
15) штраф
16) арест
17) принудительные работы
18) конфискация орудия совершения правонарушения
19) возмещение убытков
20) увольнение
21) предупреждение
22) исправительные работы
23) обязательные работы
Тренинг №4 Тема: «Основы конституционного строя»
Вам предлагается соотнести права и свободы с их видом, используя следующие рекомендации: рядом с каждым видом права проставьте нужную букву: культурные права – К; политические права – П; социально- экономические права – СЭ; гражданские (личные) права – Г.
1) право на труд
2) свобода выбора места пребывания и места жительства
3) право на отдых
4) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
5) право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом
6) право на жизнь
7) право на жилище
8) право принимать участие в управлении государством
9) право на тайну переписки, телефонных разговоров
10) право на защиту своей чести и доброго имени
11) свобода передвижения и выбора местожительства
12) право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям
13) свобода литературного, художественного творчества
14) право на бесплатное образование.
15) свобода мысли и слова
16) неприкосновенность частной жизни, право н семейную тайну.
17) право на митинги, шествия, демонстрации.
18) свобода совести и вероисповедания
19) право на защиту материнства, отцовства и детства.
20) право на обращение в органы государственной власти
21) равный доступ к государственной службе
22) свобода предпринимательской деятельности
23) право на социальное обеспечение
24) право на неприкосновенность жилища
Тренинг №5 Тема: «Особенности уголовного процесса»
Вам необходимо установить соответствие между участниками уголовного судопроизводства и их стороной, используя следующие сокращения:
А) сторона обвинения – СО
Б) сторона защиты – СЗ
В) иные участники – ИУ
Участники Сторона
1) свидетель
2) подсудимый
3) адвокат
4)прокурор
5) эксперт
6) следователь
7) обвиняемый
8) дознаватель
9) специалист
10) понятой
11) подозреваемый
12) переводчик
13) гражданский истец
14) потерпевший
15) частный обвинитель
Тренинг № 6 Тема: « Права и обязанности налогоплательщика»
Установите соответствие между действиями и правами, обязанностями налогоплательщика, используя следующие сокращения: Обязанность – О; Право – П.
1) возместить в полном объёме убытки, причинённые незаконными актами налоговых органов
2) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
3) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
4) в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учёта
5) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
6) предоставлять в налоговые органы в предусмотренных Налоговым кодексом случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
7) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит
8) встать на учёт в налоговых органах
9) использовать налоговые льготы
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков
11) соблюдение и сохранение налоговой тайны
12) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
13) уплачивать законно установленные налоги
14) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчёты)
15) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
Тренинг №7 Тема: «Правоохранительные органы».
Установите соответствие между функциями и правоохранительными органами. Суд – С; органы юстиции – ОЮ; органы внутренних дел – ОВД; нотариат – Н; прокуратура – П; адвокатура – А.
1) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений
2) оформление наследственных прав
3) розыск подозреваемых лиц
4) выявление, раскрытие и расследование преступлений
5) придание совершаемым сторонами действиям юридической силы
6) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
7) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера
8) обеспечение общественного порядка и безопасности
9) представление клиентов в суде по гражданским делам
10) контроль за исполнением судебных решений, обеспечение исполнения уголовных наказаний
11) удостоверение верности копии документа, подписи, перевода.
12) борьба с уличной преступностью
13) вынесение решения или приговора
14) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
15) заключение брачного договора
16) участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика
17) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни
18) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций
19) консультация по юридическим вопросам
20) регистрация некоммерческих юридических лиц.