«Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина»
Цель: продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина, обучать детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос. Самостоятельно подбирать материал для поделок. Развивать речь, мышление, творческие способности. Воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, аккуратность при работе с природным материалом, желание доводить начатое до конца.
Оборудование для викторины: эмблемы команд, жетоны, мольберты, картинки, выставка книг А. С.Пушкин, портрет поэта.
Организация детей: В начале занятия дети стоят около выставки книг, затем делятся на команды и садятся на стульях друг против друга
Ход занятия: Дети стоят около книжного уголка, где находится выставка книг А. С. Пушкина и портрет А. С. Пушкина. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, кто пишет сказки? Какие сказки вы знаете? ( перечисляют). Молодцы, много сказок вы знаете! Но сегодня наше занятие будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин. Что вы знаете о Пушкине? Какие сказки вы знаете, которые написал А.С.Пушкин? ( перечисляют). Занятие у нас сегодня не простое, а занятие – состязание. Нам нужно поделиться на две команды и придумать командам названия. В названии команд должны прозвучать какие – нибудь сказочные персонажи из сказок А.С.Пушкина ( дети придумывают). Но как же нам поделиться? ( дети предлагают). Поделиться можно по-разному, например: каждый возьмёт жетон, на котором нарисована эмблема команды.
Дети берут жетон и садятся на стулья
Воспитатель: Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем сказочные состязания! Участвовать в них будут две команды: « Золотые петушки» и « Золотые рыбки». За правильный ответ каждая команда получит жетон, и в конце викторины мы подсчитаем эти жетоны и узнаем победителя. Итак, начинаем!
Кроссворд.
Содержание кроссворда
- Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
Ответ: ЕЛИСЕЙ.
- Имя злого волшебника, заточившего Людмилу в темницу?
Ответ: ЧЕРНОМОР.
- Кто обманул чертей и наказал попа за жадность?
Ответ: БАЛДА.
- Сын царя Салтана, который спас Царевну Лебедь?
Ответ: ГВИДОН.
- Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Ответ: ПЕТУШОК.
Игра «Сказочные последовательности»
- На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
- На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.
- На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят.
Игра «Собери картинку»
Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.
Узнай сказку по следующим словам:
- Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
- Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
4.Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Блиц опрос.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ | |
1. | В какой сказке Пушкина упоминается остров Буян? | В “Сказке о царе Салтане и сыне его Гвидоне, и царевне Лебеди” |
2. | Подберите рифму:
“Ветер весело шумит, судно весело:, мимо острова Буяна и желанная страна вот уж издали: |
Бежит, Салтана, видна. |
3. | В какой сказке есть такое диво?
“Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар гора, Тридцать три богатыря.” |
“Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне, и царевне Лебеди” |
4. | В какой сказке старушонка бросила царевне яблоко? | “Сказка о царевне и семи богатырях” |
5. | Сколько раз закидывал старик невод? | Три раза |
6. | С чем пришёл невод в первый, второй и третий раз? | В первый раз -с тиной; во второй – с травой морской; в третий- с золотой рыбкой. |
7. | Как в сказке море отзывается на жадность старухи? | Помутилось
Неспокойно Почернело На море черная буря |
8. | Как золотая рыбка проучила старуху? | Старуха осталась у разбитого корыта |
9. | Из какой сказки эти слова?
“Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Говорит одна девица: “Кабы я была царица Я б для батюшки -царя Родила богатыря:” |
“Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне:” |
10. | Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите, в каких? | Комар, муха, шмель |
11. | Царевна Лебедь выполняет по желанию царевича Гвидона 3 чуда.
Какие это чудеса? |
“Белка песенки поет и орешки все грызет, а орешки непростые, в них скорлупки золотые”
“В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря:” Лебедь обернулась царевной “Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит” |
12. | Сколько жил старик со своею старухой в “Сказке о рыбаке и рыбке”? | Тридцать лет и три года |
13. | Из какой сказки этот отрывок?
О ком он написан? “Что и жизнь в такой тревоге? Вот он с просьбой о подмоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу” |
“Сказка о золотом петушке”
О царе Додоне. |
14. | Кто и из какой сказки говорит такие слова?
“Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?” |
Царица из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” |
15. | К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? | К солнцу, месяцу и ветру |
16. | Кем хотела стать старуха? | Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою |
17. | Какую песню поет белочка, грызя золотые орешки? | “Во саду ли, в огороде: |
18 | Послушайте отрывок из сказки:
“В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые пестни, На ногах красные сапожки” О ком идет речь? из какой это сказки? |
О старухе из “Сказки о рыбаке и рыбке” |
Подведение итогов. Капитаны подсчитывают количество заработанных жетонов. Объявление и награждение победителей медалями.