Технологическая карта образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема «Что вокруг нас?»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, речевая, познавательная, поисковая, продуктивная деятельность.

Вид занятия: интегрированное

Формы образовательной деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: актуализировать и систематизировать  представления детей об окружающем мире:  о живой, неживой природе, о рукотворном мире.

Задачи

Образовательные:

 -способствовать умению коллективно решать поставленные задачи,   аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

– уточнять и расширять  знания детей об окружающем мире ,                                               -закреплять представления о живой и неживой природе, о рукотворном мире; 

          -формировать навыки логического мышления при работе с  карточками и составлении интеллект-карты;

         – закреплять умение детей выделять обобщающие понятия, классифицировать;

-способствовать умению составлять предложения,  рассказ по теме. 

Развивающие: 

-развивать слуховое восприятие, внимание, воображение, умение отображать творчески результат своей деятельности; 

-развивать   интерес к самостоятельному решению познавательных и  творческих задач;

– формировать коммуникативные компетенции, навыки подгрупповой работы,  умения представлять результат групповой работы;

– развивать  мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Воспитательные:

– воспитывать уверенность в себе;

– создавать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом;

– создавать условия для воспитания отзывчивости и взаимопомощи.

Планируемый результат: изготовление интеллект –карты «Что вокруг нас?»

Оборудование: доска с магнитами, таблица, фломастеры, опросник, ватман- заготовка, картинки по теме, карточки-схемы, конверты, клей, салфетки.

Содержание ОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  • Организационный момент

Вопрос на обсуждение, постановка и принятие детьми цели занятия

 Мотивация 

  • Здороваемся разными способами.
  • Вопрос на обсуждение: существуют ли инопланетяне?
  • Предложить заполнить опросник «Существуют ли инопланетяне?»

Вопрос на обсуждение:

Представьте, что к нам обратился инопланетный житель с вопросом «Что  окружает людей на планете Земля?» 

Вы бы могли рассказать ему об этом?

Постановка цели

Я предлагаю  составить карту подсказку для нашего гостя. 

Вы согласны? Сейчас нам надо собрать разную информацию для составления карты.

Дети выбирают как поздороваться.

Заполняют опросник.  

 

Дети высказывают ся, принимают или не принимают цель.

2 мин.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Актуализация имеющихся знаний, представлений.
  • Задание на тренировку мыслительных операций,    а также заданий развивающего типа

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий,

выполнение работы

Сбор информации.

 – «Что нас окружает на планете Земля?»

Зарисовка  воспитателем или выставление картинок на доску.

– Предлагаю подумать, можно ли разделить  картинки на 3 группы.

Классификация: «живая природа», «неживая природа», «рукотворный мир».

Работа в подгруппах

– Предлагаю разделиться на три подгруппы для выполнения заданий в конвертах.

Задание: рассмотреть карточки-схемы, обсудить и решить  какая  тема из трех в вашем конверте , доказать, почему именно эта тема. 

Работаю с подгруппами, помощь наводящими вопросами, индивидуальная работа.

Уточнить, зафиксировать с детьми темы каждой подгруппы:

Первая подгруппа –«Неживая природа»

Вторая подгруппа – «Живая природа»

Третья подгруппа – «Рукотворный мир».

Работа над изготовлением интеллект-карты

  • Сбор информации:

– Сейчас задача каждой подгруппы собрать картинки, соответствующие вашей теме. 

  • Показываю заготовку карты на ватмане, предлагаю подумать, как можно расположить картинки по трем темам. Наводящий вопрос: «Зачем нарисованы три стрелочки и значки?»
  • Оформляем карту.

Индивидуальная работа с детьми.

Дети предлагают свои варианты ответов

Дети группируют картинки .

Дети работают в подгруппах.

Рассматривают карточки, обсуждают о чем они, доказывают.

Дети выбирают из предложенных картинок, соответствующие их теме.

Дети приходят к выводу, что значки и стрелки, это темы каждой подгруппы.

Дети приклеивают картинки  

3  мин

4 мин

3 мин

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

-Ребята, как вы считаете, мы справились с работой? Вы молодцы! Кому это карта может быть полезна? Какие темы представлены на нашей карте? По ней можно узнать, что окружает людей на планете Земля? Вы можете по этой карте рассказать кому-то о нашей планете?  Дети высказываются 2  мин
Рефлексия Ребята, мне очень понравилось с вами общаться, спасибо за совместную работу. А вам что понравилось? Было сложно? Кому вы  сегодня помогали?

Наш воображаемый инопланетный гость передал вам привет вот такими наклейками о космосе.

1 мин