ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.
Кузнецова М. Г. учитель-логопед
МБДОУ «ДОУ №112» г. Чебоксары
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты ИКТ технологии, где можно применять эти приемы и какое преимущество они дают логопеду и детям.
Ключевые слова: коррекционная работа, речь, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, автоматизация звуков, сказочные сюжеты.
Древняя мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне сделать самому,
И это станет моим навсегда
Важно отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей с ТНР, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, использование ИКТ служит одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Использование компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его “оживлением”, возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Использование ИКТ на логопедических занятиях в детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Данную технологию можно применить для:
- развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
- автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- выработки правильной воздушной струи «Дыхательная гимнастика»;
- развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
- дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
Необходимо отметить, что использование ИКТ в работе учителя – логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда.
“Золотое правило дидактики – наглядность” (Ян Каменский). Мультимедиа – системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Стремление проводить эту важную работу необычно, живо, сохранить у детей интерес к однообразной, а зачастую и монотонной работе, побудило нас к созданию авторских электронных презентаций.
Они содержат комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики, объединенные одной лексической темой или одним каким – либо сказочным весёлым сюжетом.
Благодаря яркому, красочному исполнению и предложенному заданию дети становятся непосредственными участниками истории, с удовольствием помогают сказочному персонажу и выполняют артикуляционные упражнения и дыхательную гимнастику. Укрепляя органы артикуляции и речевое дыхание.
Хотим представить вам несколько сюжетов.
Сюжет 1.
Артикуляционная гимнастика. «Лесная прогулка колобка и зайчика
–Вспомни сказку «Колобок». Кто спёк его? Куда Колобок докатился?
(упр-е «Забор») И покатился дальше. Кого встретил Колобок первым?
В нашей сказке Колобок подружился с зайчиком. Давай покажем зайчика (упр-е «Зайчик») Вместе они пошли гулять. Идут по лесу, веселятся. Вдруг из-за елки выскочил волк. (упр-е «Покусаем верхнюю и нижнюю губу»). Волк только что пообедал и был добрым (упр-е «Толстячок – худышка»). Поздоровался волк и побежал мимо по дорожке (упр-е «Блинчик»). Идут наши герои и заметили лошадку, которая скачет в поле, скачет – скачет, остановится, скачет – скачет, остановится. (упр-е «Лошадка» – «Кучер»). Дошли до пруда, а там слоник пьет водичку, а лягушонок над ним смеется. Вот так. (упр-е «Трубочка»– «Улыбка»). Засмеялись и Колобок с зайчиком: «Ха – Ха – ХА». Услышала их смех хитрая лиса.
Упражнение на дыхание «Помоги колобку и зайчику убежать от лисы.»
Сюжет 2.
Артикуляционная гимнастика «Добрая утка»
Предлагаем детям вспомнить сюжет сказки Сутеева «Добрая утка». Далее приглашаю детей помочь утке с утятами переплыть речку вместе с курицей и цыплятками. Когда артикуляционные упражнения выполнены история продолжается.
-Переплыли птички через реку, а тут небо покрылось темными тучами.
-Испугались они, встревожились. Вот уже дождик начался. Подуем на тучки, пусть вернётся хорошая погода.
Упражнение на дыхание «Хорошая погода»
– Переплыли птички через реку, а тут небо покрылось темными тучами. Испугались, встревожились. Вот уже дождик начался. Давай подуем на тучки, пусть вернется хорошая погода.
Сюжет 3.
Артикуляционная гимнастика «Паутинка»
– Осенью паучки плетут свои паутинки. Вот и наш паучок решил сплести себе золотую паутинку. Выполни упражнение, помоги паучку.
-Поиграй с пучком в прятки. (Упражнение на дыхание.)
Сюжет 4.
Комплекс артикуляционных упражнений «Весёлая обезьянка»
– Посмотри, обезьянки затеяли веселую игру. Они сдувают пушинки с носиков. Хочешь с ними поиграть. Тогда вдохни воздух носиком, не поднимая плеч, высуни язычок чашечкой и весело подуй в неё. Будет очень весело!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Куликовская Н.Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010, №9, с.96-103.
- Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста /- Пермь: ПКИПКРО,2007.- 60с.
- Селиванова С.А. Информационно-компьютерные технологии в логопедической работе // Детский сад: теория и практика. – 2011, №6, с.38-41
- Феклистова И.В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе. // Коррекционная педагогика. – 2011, №1(43)