ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.

Кузнецова М. Г. учитель-логопед

МБДОУ «ДОУ №112» г. Чебоксары

 

      Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты ИКТ технологии, где можно применять эти приемы и какое преимущество они дают логопеду и детям.

      Ключевые слова: коррекционная работа, речь, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, автоматизация звуков, сказочные сюжеты. 

 

                                                         Древняя мудрость гласит:

                                                                          Скажи мне, и я забуду.

                                                                      Покажи мне, – я смогу запомнить.

                                                                Позволь мне сделать самому,

                                                             И это станет моим навсегда

Важно отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей с ТНР, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, использование ИКТ служит одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Использование компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его “оживлением”, возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Использование ИКТ на логопедических занятиях в детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Данную  технологию можно применить для:

  • развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
  •  автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • выработки правильной воздушной струи «Дыхательная гимнастика»;
  • развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
  • дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;

Необходимо отметить, что использование ИКТ в работе учителя – логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда.

“Золотое правило дидактики – наглядность” (Ян Каменский). Мультимедиа – системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Стремление проводить эту важную работу необычно, живо, сохранить у детей интерес к однообразной, а зачастую и монотонной работе, побудило нас к созданию авторских электронных презентаций.

Они содержат комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики, объединенные одной лексической темой или одним каким – либо сказочным весёлым сюжетом.

Благодаря яркому, красочному исполнению и предложенному заданию дети становятся непосредственными участниками истории, с удовольствием помогают сказочному персонажу и выполняют артикуляционные упражнения и дыхательную гимнастику. Укрепляя органы артикуляции и речевое дыхание.

Хотим представить вам несколько сюжетов.

Сюжет 1.

Артикуляционная гимнастика. «Лесная прогулка колобка и зайчика

Вспомни сказку «Колобок». Кто спёк его? Куда Колобок докатился?

(упр-е «Забор») И покатился дальше. Кого встретил Колобок первым?

В нашей сказке Колобок подружился с зайчиком. Давай покажем зайчика (упр-е «Зайчик») Вместе они пошли гулять. Идут по лесу, веселятся. Вдруг из-за елки выскочил волк. (упр-е «Покусаем верхнюю и нижнюю губу»). Волк только что пообедал и был добрым (упр-е «Толстячок – худышка»). Поздоровался волк и побежал мимо по дорожке (упр-е «Блинчик»). Идут наши герои и заметили лошадку, которая скачет в поле, скачет – скачет, остановится, скачет – скачет, остановится. (упр-е «Лошадка» – «Кучер»). Дошли до пруда, а там слоник пьет водичку, а лягушонок над ним смеется. Вот так. (упр-е «Трубочка»– «Улыбка»). Засмеялись и Колобок с зайчиком: «Ха – Ха – ХА». Услышала их смех хитрая лиса.

Упражнение на дыхание «Помоги колобку и зайчику убежать от лисы.»

Сюжет 2.

Артикуляционная гимнастика «Добрая утка»

Предлагаем детям вспомнить сюжет сказки Сутеева «Добрая утка». Далее приглашаю детей помочь утке с утятами переплыть речку вместе с курицей и цыплятками. Когда артикуляционные упражнения выполнены история продолжается. 

-Переплыли птички через реку, а тут небо покрылось темными тучами.

-Испугались они, встревожились. Вот уже дождик начался. Подуем на тучки, пусть вернётся хорошая погода.

Упражнение на дыхание «Хорошая погода»

– Переплыли птички через реку, а тут небо покрылось темными тучами. Испугались, встревожились. Вот уже дождик начался. Давай подуем на тучки, пусть вернется хорошая погода.

Сюжет 3.

Артикуляционная гимнастика «Паутинка»

– Осенью паучки плетут свои паутинки. Вот и наш паучок решил сплести себе золотую паутинку. Выполни упражнение, помоги паучку.

-Поиграй с пучком в прятки. (Упражнение на дыхание.)

Сюжет 4.

Комплекс артикуляционных упражнений «Весёлая обезьянка»

Посмотри, обезьянки затеяли веселую игру. Они сдувают пушинки с носиков. Хочешь с ними поиграть. Тогда вдохни воздух носиком, не поднимая плеч, высуни язычок чашечкой и весело подуй в неё. Будет очень весело!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куликовская Н.Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010, №9, с.96-103.
  2. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста /- Пермь: ПКИПКРО,2007.- 60с.
  3. Селиванова С.А. Информационно-компьютерные технологии в логопедической работе // Детский сад: теория и практика. – 2011, №6, с.38-41
  4. Феклистова И.В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе. // Коррекционная педагогика. – 2011, №1(43)