Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Светлячок» г. Жердевка
План по самообразованию воспитателя
Барышниковой Олеси Владимировны
на 2022 – 2023 учебный год
Тема: «Развитие художественно – творческой деятельности, через декоративно – прикладное искусство».
Цель:
Развивать у детей творческие способности через приобщение к декоративно – прикладному искусству.
Задачи: – Знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством. – Формировать умение лепить народные игрушки из пластилина. – Учить расписывать бумажные силуэты и объемные игрушки, вылепленные из пластилина в соответствии с видом народного искусства. – Развивать умение выполнять сюжетные композиции. – Расширять представления детей об истории возникновения дымковской и филимоновской игрушки. – Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской и филимоновской росписи. Формировать умение находить и называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. – Знакомить детей с городецким промыслом. Расширять знания детей о происхождении данного промысла. Расширять представления детей о том, что в городецких мотивах художники рисуют птиц, животных и человека. Учить детей выделять характерные особенности данного промысла. Учить выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. – Знакомить детей с хохломской и гжельской росписью. Учить детей выделять характерные особенности хохломской росписи. Учить выполнять декоративные элементы гжельской росписи. – Формировать у детей представления о стилизованных формах народной росписи. – Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. – Закреплять представления об особенностях народной росписи. Показать взаимосвязь изобразительного, устного и музыкального фольклора. – Расширять представления детей об особенностях иллюстрирования произведений устного фольклора (потешки, загадки, сказки). Показать взаимосвязь народного искусства и профессионального творчества художников-иллюстраторов. – Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Актуальность
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания.
Проанализировала материально – технические возможности оснащения групп необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области. Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.
Проанализировав всё вышесказанное, я пришла к данной теме самообразования. «Развитие художественно – творческой деятельности, через декоративно – прикладное искусство».
Пути реализации:
- Индивидуальные и групповые занятия.
- Беседы с детьми.
- Изучение разных форм и методов.
- Работа с родителями.
Индивидуальный план работы по самообразованию с детьми
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь |
1.Беседа с детьми на тему: «Золотая хохлома». Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские изделия).
2.Рисование: «Кукла в национальном костюме», «Укрась платочек ромашками». Цель: Учить изображать характерные особенности национальной одежды. Познакомить детей с законом симметрии и особенностями составления узора на квадрате, заполняя углы и середину. |
Октябрь |
1. Рассматривание альбомов с иллюстрациями филимоновских игрушек, орнаментов и игрушек-свистулек. 2. Декоративное рисование «Завиток»». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти ветку с завитками. Цель: продолжать учить детей лепить фигуру по народным мотивам. |
Ноябрь |
1.Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Цель: продолжать знакомство с городецкими узорами. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью.
2.Лепка «Олешек». Цель: учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству. 3.Дидактическая игра «Продолжи узор», «Что изменилось?» Цель: Учить расписывать силуэт дымковской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству. |
Декабрь |
1.Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски».
Цель: Закреплять знания о композиционном расположении городецких узоров. 2. Разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки». 3.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?» |
Январь |
1.Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник».
Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о мордовской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. 2. Аппликация «Петрушка на ёлке». Цель: упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги. |
Февраль |
1..Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий. 2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании» 3. Дидактическая игра « Угадай, какая роспись». 4. Рисование: «Дымковские узоры». Цель: продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными дымковской роспись. |
Март |
1.Рисование «роспись кувшинчиков». Цель: Учить детей расписывать изделия , используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. 2.Беседа с детьми «Искусство гжельской росписи» Цель: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. 3. Дидактическая игра « Угадай, какая роспись». |
Апрель |
1.Рисование «Гжельские узоры» Цель: Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Развивать тонкие и лёгкие движения руки. 2. Рассматривание альбома из серии «Искусство – детям» «Жостовский букет».
3.Дидактическая игра « Угадай игрушку». |
Май |
1.Рисование по замыслу «Красивые цветы» Цель: Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др.). Учить задумывать красивый, необычный цветок. Развивать творчество и воображение. .. 2.Развлечение «Дымковские забавы». 3.Оформление выставки по декоративному рисованию. |
Изучение литературы:
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуру. – М., 1983 г.
- Ред. Некрасовой М. А. Народные мастера, традиции, школы. – 1995 г.
- Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М., 1992г.
- Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984 г.
- Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. Художественные промыслы России. – М., 1999 г.
- Ред. Станицкий А. В. Народные художественные промыслы. – М., 1993г.
- Супрун Л. Я. Резьба и роспись но дереву. – М., 1993 г.
- Уткин П. И., Королёва Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992 г.
Пополнение материалов для непосредственно образовательной деятельности
– Наглядно-дидактические пособия «Искусство – детям»;
– Наглядно-дидактические пособия «Основы народного и декоративно – прикладного искусства».