Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Светлячок» г. Жердевка

План по самообразованию воспитателя

Барышниковой Олеси  Владимировны

на 2022 – 2023 учебный год

Тема: «Развитие художественно – творческой деятельности, через декоративно – прикладное искусство».

 

Цель:
Развивать у детей  творческие способности через приобщение к декоративно – прикладному искусству.

 Задачи:                                                                                                                     –  Знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством.         – Формировать умение лепить народные игрушки из пластилина.                    – Учить расписывать бумажные силуэты и объемные игрушки, вылепленные из  пластилина в соответствии с видом народного искусства.                                    – Развивать умение выполнять сюжетные композиции.                                      – Расширять представления детей об истории возникновения дымковской и филимоновской игрушки.                                                                                             – Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской и филимоновской росписи. Формировать умение находить и называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки.            – Знакомить детей с городецким промыслом. Расширять знания детей о происхождении данного промысла. Расширять представления детей о том, что в городецких мотивах художники рисуют птиц, животных и человека. Учить детей выделять характерные особенности данного промысла. Учить выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами.                                                                                                    – Знакомить детей с хохломской и гжельской росписью. Учить детей выделять характерные особенности хохломской росписи. Учить выполнять декоративные элементы  гжельской росписи.                                                         – Формировать у детей представления о стилизованных формах народной росписи.                                                                                                                    – Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.              – Закреплять представления об особенностях народной росписи. Показать взаимосвязь изобразительного, устного и музыкального фольклора.                           – Расширять представления детей об особенностях иллюстрирования произведений устного фольклора (потешки, загадки, сказки). Показать взаимосвязь народного искусства и профессионального творчества художников-иллюстраторов.                                                                                  – Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

 

 Актуальность 

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. 

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления,  развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. 

 Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

        Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. 

                    

     На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания.

Проанализировала материально – технические возможности оснащения групп необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области. Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

 Проанализировав всё вышесказанное, я пришла к данной теме самообразования. «Развитие художественно – творческой деятельности, через декоративно – прикладное искусство».

Пути реализации:

  1. Индивидуальные и групповые занятия. 
  2. Беседы с детьми.
  3. Изучение разных форм и методов.
  4. Работа с родителями.

     Индивидуальный план работы по самообразованию с детьми

Месяц                                         Содержание работы

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему: «Золотая хохлома».                         Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские  изделия).

2.Рисование: «Кукла в национальном костюме», «Укрась платочек ромашками».

Цель: Учить изображать характерные особенности национальной одежды. Познакомить детей с законом симметрии и особенностями  составления узора на квадрате, заполняя углы и середину. 

Октябрь

1. Рассматривание альбомов с иллюстрациями филимоновских игрушек, орнаментов и игрушек-свистулек.
2. Декоративное рисование «Завиток»».

Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти ветку с завитками.
3.Лепка «Козлик» ( По мотивам дымковской игрушки).

Цель: продолжать учить детей лепить фигуру по народным мотивам.

Ноябрь

1.Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Цель: продолжать знакомство с городецкими узорами. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. 

2.Лепка «Олешек». Цель: учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

3.Дидактическая игра  «Продолжи узор», «Что изменилось?»
4.Рисование «Сельские красавицы».

Цель: Учить расписывать силуэт дымковской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству. 

Декабрь

1.Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски».

Цель: Закреплять знания о композиционном расположении городецких  узоров.

 2. Разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

3.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»

Январь

1.Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник».

Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о мордовской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. 

2. Аппликация «Петрушка на ёлке».

Цель: упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги.
3. Рассматривание альбома из серии «Искусство – детям» «Каргопольская игрушка». Знакомство с деревянными каргопольскими  игрушками.

Февраль

1..Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
3. Дидактическая игра « Угадай, какая роспись».

4. Рисование: «Дымковские узоры». Цель: продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными дымковской роспись.

Март

1.Рисование «роспись кувшинчиков». Цель: Учить детей расписывать изделия , используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики.                       2.Беседа с детьми  «Искусство гжельской росписи» Цель: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству.                                                               3. Дидактическая игра « Угадай, какая роспись».

Апрель

1.Рисование «Гжельские узоры» Цель: Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Развивать тонкие и лёгкие движения руки.                                                             2. Рассматривание альбома из серии «Искусство – детям» «Жостовский букет».

 3.Дидактическая игра « Угадай игрушку».

Май

1.Рисование по замыслу «Красивые цветы» Цель: Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др.). Учить задумывать красивый, необычный цветок. Развивать творчество и воображение.            .. 
2.Развлечение «Дымковские забавы».

3.Оформление  выставки по декоративному рисованию.

Изучение литературы:

  1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуру. – М., 1983 г.
  2. Ред. Некрасовой М. А. Народные мастера, традиции, школы. – 1995 г.
  3. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М., 1992г.
  4. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984 г.
  5. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. Художественные промыслы России. – М., 1999 г.
  6. Ред. Станицкий А. В. Народные художественные промыслы. – М., 1993г.
  7. Супрун Л. Я. Резьба и роспись но дереву. – М., 1993 г.
  8. Уткин П. И., Королёва Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992 г.

Пополнение материалов для непосредственно образовательной деятельности

– Наглядно-дидактические пособия «Искусство – детям»;

– Наглядно-дидактические пособия «Основы народного и декоративно – прикладного искусства».