Аннотация
к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Волонтерское движение»
Данная программа разработана в соответствии с:
-Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) (для 5-6 классов и для 7-9 классов, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования),
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015,
– Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72 (СанПиН 2.4.2.2821-10),
– Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников,
– Положение об организации внеурочной деятельности в школе.
Цель программы:
- Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
- Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
- формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37
с углублённым изучением отдельных предметов
Утверждена приказом директора Средней школы №37
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Волонтерское движение»
Социальное направление
Составитель: Баланина Нелли Финагатовна
г. Каменск-Уральский городской округ, 2024
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого своя причина, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи.
Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. В социальном направлении деятельности нашей школы создано волонтерское движение, где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.
Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается.
Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1 часа в неделю.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
- историю волонтерского движения в России и в мире;
- права и обязанности волонтеров,
- основные направления деятельности волонтерских отрядов,
- основные формы работы волонтеров,
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
- проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
- издавать агитационную печатную и видео продукцию;
- формировать собственное портфолио;
- принимать общечеловеческие ценности.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
- ценностно-смысловые
- общекультурные
- учебно-познавательные
- информационные
- коммуникативные
- социально-трудовые
- компетенции личностного самосовершенствования
Содержание программы
Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение педагогических задач.
Деятельность волонтеров направлена на:
-оказание помощи при формировании жизненной позиции у школьников путем возрождения нравственных идеалов и ценностей (ЗОЖ, настоящая дружба, чистая любовь, счастливая семья и т.п.);
– гражданское и патриотическое воспитание молодёжи;
– пропаганду здорового образа жизни среди школьников и молодёжи Каменск-Уральского;
– пропаганду бережного отношения к историко-культурному наследию России, своей малой Родине;
– защиту окружающей среды;
– помощь ветеранам, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в ТЖС.
Просветительская деятельность:
– поддержка реализации программ по содействию и формированию ЗОЖ в подростковой и молодёжной среде;
– участие в общественно-полезной деятельности;
– подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);
– обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на школьном и городском уровнях;
Охранно-профилактическая деятельность:
– организация рейдов по уборке территории школы и п.Чкалова;
-организация рейдов по безопасности жизнедеятельности подростка;
Спортивная деятельность:
– участие в соревнованиях по направленности, соответствующей деятельности волонтера;
– организация спортивных мероприятий с младшими подростками.
Шефская деятельность:
– оказание помощи пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям и сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
– организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоёв населения.
Информационно-рекламная деятельность:
– создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;
– организация и проведение тематических бесед, лекториев;
– организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности.
Образовательные технологии и методы:
- Технология проектов;
- Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология проблемного обучения (проблемно-эвристический метод);
- Технология развития критического мышления;
- Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска);
Формы реализации данной программы.
Основной формой организации внеурочной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит лекционные и практические занятия. Освоение программы “Инициатива” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы, обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | дата
кален. |
дата факт. | Виды деятельности |
1 | Помощь в организации рейда «Внешний вид» на территории школы | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. | ||
2 | История волонтерского движения в России. (Беседа).
Организационное заседание № 1 волонтерского отряда. |
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Создание ситуации успеха. |
||
3 | Подготовка поздравлений к дню пожилого человека | Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества | ||
4 | Помощь в подготовке праздника «День Учителя» | Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества | ||
5-6 | Помощь в проведении «Осенней недели добра» | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | ||
7 | Проведение тематических игр для младших школьников «ЗОЖ» | Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. | ||
8 | Подготовка и проведение акции к Дню школьных библиотек «Живи, книга» | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | ||
9 | Конкурс плакатов и рисунков «Ударим юмором по сигаретам» | Выставка | ||
10 | Помощь в организации Дня народного единства. | Взаимообучение, использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий | ||
11 | Организация спортивных игр с воспитанниками детского сада | Спортивно-оздоровительная. Использование коллективных форм организации деятельности | ||
12 | Изготовление газеты к Международному дню толерантности (16.11) | Сбор эмпирической информации | ||
13 | Подготовка классного часа к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином» (20.11) | Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. | ||
14-15 | Мероприятия ко Дню матерей России (27.11) | Сбор эмпирической информации | ||
16 | Подготовка и проведение мероприятий к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1.12) | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | ||
17 | Подготовка мероприятия к Дню волонтёров России (5.12) | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. | ||
18-19 | Пополнении информационной книги «Исторические даты истории России» | Использование групповых и коллективных форм организации деятельности | ||
20-21 | Акция «Новогодняя игрушка» в подарок для детского сада. | Использование групповых и коллективных форм организации деятельности | ||
22 | Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом» | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | ||
23 | Январские забавы.
Зимние игры с младшими школьниками |
Групповые игры. Спортивно-оздоровительная. | ||
24 | Операция «Снежок» (Помощь пожилым людям в уборке снега) | Трудовая деятельность | ||
25 | Подготовка и проведение мероприятий к Дням воинской славы России | Сбор эмпирической информации | ||
26 | Изготовление поздравительных открыток с младшими школьниками «Для любимой бабушки» | Использование групповых и коллективных форм организации деятельности | ||
27 | Подготовка и проведение мероприятий «Для милых дам» | Использование групповых и коллективных форм организации деятельности | ||
28 | Стенгазета к Международному дню Счастья(20.03) | Интеллектуальный марафон | ||
29 | Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья(7.04) | Групповые игры | ||
30 | Трудовая Акция «Школьный двор» | Трудовой десант. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | ||
31-32 | Акция «Весенняя неделя добра» | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | ||
33-34 | Акция «Георгиевская ленточка»
Вахта Памяти |
Использование групповых и коллективных форм организации деятельности | ||
35 | Итоговое занятие «Я волонтер» | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. |