Конспект урока Окружающего мира

Ручкиной Дарьи Александровны 

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема: Как путешествует письмо?

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению путешествия письма от отправителя до адресата.

Планируемые результаты:

  • Личностные: понимание необходимости сотрудничества с учителем; формирование положительного отношения к предмету.
  • Метапредметные:

– Регулятивные: умение оценивать результат своей деятельности; самоконтроль процесса и результата деятельности; планировать и организовывать свою деятельность на уроке;

– Познавательные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; умения анализировать, сравнивать.

– Коммуникативные: формирование умения правильно планировать свою речь; отвечать на вопросы; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы; полно и точно выражать свои мысли.

  • Предметные: узнают этапы путешествия письма; узнают понятия «письмо», «адресат», «отправитель», «индекс»; узнают виды почтовых отправлений; узнают о истории передачи информации 

Оборудование: Учебник, раздаточный материал, мультимедийная презентация, тетрадь

Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение),  наглядные (учебник, наглядный материал), практические

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная

Оформление доски:

7 декабря.

Классная работа.

 

Ход урока:

Этапы урока Содержание урока ДУ Ду
Организационно-мотивационный – Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. 

– Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и карточки, которые я вам раздала. Давайте начнём урок.

Приветствует учащихся Приветствуют учителя
Актуализация знаний с индивидуальным затруднением – Сегодня, когда я шла на урок, увидела Муравьишку – Вопросика. Он сидел и плакал. Оказывается, в далёкой стране в тропическом лесу Африки у Муравьишки живёт друг. Наш Муравьишка хочет рассказать своему другу о том, чему он научился в первом классе. Съездить к нему он не может, так как ещё не закончился учебный год. Поможем Муравьишке? Хорошо, давайте попробуем решить одно задание.

–  Ребята, посмотрите на слайд. Что вы на нём видите? Верно, это предложения с пропусками. Кто сможет вставить слова в 1 предложение? Во 2? В 3?

Виды почтовых отправлений: … , …, …, … .

Пропущенные иллюстрации

Организует проблемную ситуацию Пытаются решить проблемную ситуацию
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности – Ребята, а почему вы не смогли выполнить это задание? Верно, мы ещё не проходили данную тему.

– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?  Какую цель мы поставим перед собой? Ребята, а что ещё нам нужно для плодотворной работы на уроке? Верно, план.

Ребята, посмотрите, пункты нашего плана перемешались, вам нужно поставить их в правильном порядке.

  • Путешествие письма
  • Виды почтовых отправлений
  1. История передачи информации
Организует формулировку темы, цели, составление плана Формулируют тему, цель, составляют план
Реализация построенного проекта – Какую роль почтовая связь играет в нашей жизни? (Можно передать кому-то какое-то сообщение, можно поздравить родных или друзей с днем рождения телеграммой, можно отправить кому-то посылку или ценные бумаги, документы и т. д.)

Кто из вас был на почте? Что вы там видели?

– Откройте учебник на странице 64. Рассмотрите рисунок снизу страницы. 

– Какие слова вы видите на рисунке? (Отправитель, адресат)

– Кто такой отправитель? (Муравьишка. Тот, кто отправляет письмо.)

– Кто такой адресат? (Друг Муравьишки. Тот, на чей адрес приходит письмо.)

– Вот мудрая Черепаха дала Вопросику лист бумаги. Если Муравьишка напишет письмо на этом листе, как вы думаете, друг его получит?

-Почему? (нужен конверт)

– Верно. Только в конверте письмо может путешествовать. Возьмите свои письма и вложите в конверты, которые я вам раздала. 

– А кто-нибудь знает, что такое конверт? Конверт-это пакет из бумаги для письма.

– Посмотрите на свой конверт, что на нём написано? (кому, от кого, куда, откуда, индекс) 

– В строке «от кого» запишите своё имя. Кем вы будете отправителем или адресатом?

– В строке «кому» запишите имя того человека, кому вы собираетесь отправить это письмо. Кем будет этот человек, отправителем или адресатом?

– А знаете ли вы, что такое индекс? Индекс- (УКАЗАТЕЛЬ) это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В нашей стране принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, еще три номер почтового отделения.

– Строки: от куда, куда и индекс заполните дома вместе с родителями. 

– Черепаха принесла два конверта. Взгляните на них. Что вы увидели? Чем отличаются конверты? 

-На письме должна быть марка. А зачем?

-Марка-это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Марки бывают разные: большие и маленькие, цветные и простые. Марки бывают очень красивыми и интересными.

– Возьмите белые маленькие листочки с рамочками. Это наши марки. Но вам нужно придумать и нарисовать собственное оформление марки. Приступайте. Вижу, что все закончили. Теперь приклейте их к конверту. Молодцы! У всех получились очень красивые марки. 

– Муравьишка вместе с нами написал письмо и оформил конверт. Чтобы узнать, дальнейшее путешествие письма, отгадайте загадку. 

Он висит на видном месте.

Круглый год глотает вести. (почтовый ящик)

– Опускаем письмо в почтовый ящик.

– Каков путь письма дальше? Кто забирает письмо? 

– Чтобы узнать, как дальше путешествует письмо, давайте посмотрим видео. (3 минуты) 

Кто теперь хочет выйти к доске и составить карту путешествия письма?

Какой пункт плана выполнили? Что узнали?

ФИЗМИНУТКА

-А что еще кроме писем можно отправлять по почте? Посмотрите на слайд, кто сможет назвать мне эти предметы? Я буду говорить вам описание, а вы найдите м этот предмет на слайде.

-Посылка – почтовое отправление, предназначенное для пересылки вещей, документов, литературы.

-Бандероль – небольшая посылка до 1 кг.

-Открытки – праздничное поздравление.

Какой пункт плана мы выполнили? Что узнали?

– Как вы думаете, каким способом много лет назад люди могли передавать друг другу сообщения, когда не было почты, поездов и самолётов, телефонов?

– Почтальоном был голубь.

Его так и называли – почтовый голубь. Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдалённых мест на 500 км и более. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас голубиная почта потеряла своё значение. Во время Второй Мировой войны голубей использовали для доставки важных донесений. В пони даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не заметит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.

Сообщения государственной важности отправлялись гонцами.

– Какой пункт плана мы выполнили? Что узнали?

Организует работу с учебником

Работают с учебником

Первичное закрепление Мудрая Черепаха хочет вас проверить и предлагает составить схему путешествия письма. Возьмите картинки и расположите их на схеме в правильном порядке. Работать будем в группах. (одна пара работает у доски). Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

Проверьте свою работу по образцу. Кто хочет устно проговорить путь письма от отправителя к адресату?

– Ребята, благодаря вам письмо Муравьишки дошло до его друга. Муравьишка очень вам благодарен.

Организует работу в парах Работают в парах
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Ребята, возьмите карточки с фиолетовой линией. Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на карточках есть иллюстрации (конверта, письма и т.д) и названия. Вам нужно стрелочкой соединить иллюстрацию и название; обвести древние способы передачи сообщения.

– Я вижу, что все закончили. Проверьте по образцу. Поставьте плюсик около правильного решения. Посчитайте свои плюсики. Встаньте те, у кого поучилось 5 плюсиков, молодцы! Встаньте те, у кого 4 плюсика. Какую ошибку допустили? Те, у кого меньше 4 плюсов, повторите данную тему дома.

Организует самостоятельную работу Выполняют самостоятельную работу
Включение в систему знаний и повторение – Ребята, а теперь мы можем решить задание, которое не смогли решить в начале урока? Кто сможет вставить пропущенные слова в первое предложение?  Организует решение проблемной ситуации Решают проблемную ситуацию
Рефлексия учебной деятельности – Ребята, наш урок подходит к концу. Какая была тема урока? Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? Все ли пункты плана мы выполнили?  Что нового вы узнали?

– У себя на столах вы видите смайлы трёх цветов. Наклейте зелёный смайл на конверт, если у вас все получилось на уроке, жёлтый, если у вас не всё получилось, но вы очень старались, красный, если у вас ничего не получилось.

Поднимите конверты вверх.

Спасибо за урок!

Организует подведение итогов урока Подводят итоги урока