Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Абакана

Учитель: Двоеглазова Ирина Сергеевна

2  класс

КЛАССНЫЙ ЧАС “ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ”

Цель: помочь учащимся понять, почему так важно с уважением и терпением относиться к окружающим и ознакомить с понятием «толерантность».

Задачи:

  • познакомить с понятием «толерантность», его значением;
  • развивать коммуникативные умения детей, творческое мышление, умение внимательно слушать учителя, уважать чужое мнение;
  • формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с буквами и цифрами, карточки с нумерацией групп, картинка солнца, заготовки для цветка толерантности, клей, планета с портретами ребят, памятка толерантности, смайлы.

Ход занятия

СЛАЙД

Орг. этап

– Добрый день! Я рада вас всех видеть, сегодня наш учебный день начнется с классного часа. 

– Посмотрите налево, посмотрите направо. А сейчас посмотрите в глаза соседям рядом, улыбнитесь друг другу, покажите  «класс». Теперь крепко-крепко обнимите сами себя.

– А сейчас тихонечко садитесь за свои парты.

– Покажите, что  готовы к работе.

Определение темы занятия

Хотите узнать, о чем мы сегодня будем беседовать? Тогда нужно расставить буквы на доске так, чтобы числа были в порядке увеличения. Какое число будет самым первым? Кто желает помочь?

Кто прочитает, что получилось? ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

 Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)

СЛАЙД     Толерантность – это терпимость, терпение, принятие.

 В России –  Международный день толерантности отмечают 16 ноября.

СЛАЙД    Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам и поведению. 

Обсуждение темы

– Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)

-Толерантность начинается с семьи. Толерантная семья. Какими качествами должны обладать члены в такой семье?  (терпимые и терпеливые; добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга)

        Наш  класс– это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы вам в нашей семье не было ссор, все уважали и помогали друг другу. Поэтому и нужно учиться быть толерантными!

 Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? (Нет, часто ссоримся)

Из – за чего получаются конфликты? (Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные мнения на один и тот же вопрос.)

Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.) 

РАЗБОР СИТУАЦИЙ

-В реальной жизни мы сталкиваемся с различными ситуациями.

-Но сейчас мы узнаем, как бы вы смогли поступить в той или иной ситуации.

 – Давайте все вместе обсудим такие ситуации.(Читают дети ситуации, сначала обсуждают их в группах)

СЛАЙД  Ситуация. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель попросил тебя сдать  тетрадь. Как себя поведёшь ты? (обсуждение в группе, затем один отвечает)

СЛАЙД   Ситуация. Я играю с друзьями в игру, а один из участников команды не соблюдает правила. Что делать? (обсуждение в группе, затем один отвечает)

СЛАЙД   Ситуация. Наступила перемена. Ты вышел в коридор, чтобы отдохнуть. Вдруг тебя толкнули. Что делать? (обсуждение в группе, затем один отвечает)

 Молодцы, очень разные мнения мы узнали, нашли несколько способов разрешения подобных ситуаций.

 Игра «Какие мы…»

– Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…». (На доске вывешивается планета с портретами детей).

Итак,

– поднимите руки, кто любит играть в мяч;

– встаньте те, у кого светлые волосы;

– а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;

– похлопайте те, кто любит рисовать;

– потопайте ножками те, у кого карие глаза;

– скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;

– покачайте головой те, кто любит животных;

– помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.

Вы все такие разные, но всё равно, мы один дружный класс.

Тест на толерантность

        В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

– А хотите узнать, толерантный ли вы человек?

– Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе.

-Я называю ситуацию, а вы выкладываете синюю фишку, если вам подходит первое выражение, красную –  если второе.

СЛАЙД  Ты не выполнил домашнее задание:

Честно признаюсь.

Скажу, что дома забыл тетрадку.

СЛАЙД   Твой друг/подруга сломал твою игрушку.

Ты его прощаешь.
Ты ударяешь его.

СЛАЙД   На уроке  ты уже ответил…

Ты предоставляешь возможность другим ответить.

 Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.

СЛАЙД   Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

Ты все-таки идешь с ними гулять.

Ты противишься и остаешься дома

СЛАЙД  Ты поссорился с братом/ сестрой.

Ты попытаешься объясниться с ним/ней.
Ты обижаешься и мстишь.

СЛАЙД  ИТОГИ ТЕСТА:

У тебя 5 синих кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать. Тебя можно назвать толерантным!

Если от 3-4 синих кружков. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится стать толерантным.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Цветок толерантности.

– Я вам принесла необычные цветы. Называются цветы толерантности, но по дороге они рассыпались Помогите мне их собрать? (Раздаю карточки по группам со словами – зависть, милосердие, доброта, злость,  грубость, раздражительность,  согласие, прощание, дружба, ссора, уважение, терпимость). Выберите те слова, которые подходят к цветку, затем приклейте лепестки к серединке цветка.

– Что общего в этих словах? (они толерантны).

Все ли слова соответствуют цветку толерантности? Давайте проверим СЛАЙД

– А оставшиеся слова, почему не подходят? (эти слова не толерантные). 

Повесим цветы на доску.

 Подведение итогов 

– Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)

– Как вы поняли, что значит быть толерантным

признавать, что все люди разные;

уважать права друг друга, дружить и помогать; 

уметь прощать, быть добрым, заботливым и терпеливым; 

быть милосердным, уметь сострадать другим, жить 

    в мире и согласии;

это означает быть внимательным к другим 

СЛАЙД

Я хочу, чтобы у нас в классе появилась такая памятка, которая будет напоминать, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка

  1. Всегда с уважением относись к собеседнику.
  2. Имей терпение выслушать и понять другого человека.
  3. Спокойно объясни свою точку зрения.
  4. Подумай, из- за чего возник спор.
  5. Будь объективным, учитывай интересы окружающих.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Думаю, многие задумались над своим поведением.

Рефлексия

Понравился ли им классный час?

– Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?

-Что было самым запоминающимся?

СЛАЙД – На партах у вас смайлики:  поднимите смайлик с улыбкой, кому понравилось сегодня работать, поднимите задумчивый смайлик, кого наша работа заставила о многом задуматься.

Прошу встать, взяться за руки в каждой команде и продолжите мою фразу: «МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, И ЭТО ЗДОРОВО!».

-Наш классный час подошёл к концу, спасибо за активную работу. 

СЛАЙД