Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Абакана
Учитель: Двоеглазова Ирина Сергеевна
2 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС “ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ”
Цель: помочь учащимся понять, почему так важно с уважением и терпением относиться к окружающим и ознакомить с понятием «толерантность».
Задачи:
- познакомить с понятием «толерантность», его значением;
- развивать коммуникативные умения детей, творческое мышление, умение внимательно слушать учителя, уважать чужое мнение;
- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с буквами и цифрами, карточки с нумерацией групп, картинка солнца, заготовки для цветка толерантности, клей, планета с портретами ребят, памятка толерантности, смайлы.
Ход занятия
СЛАЙД
Орг. этап
– Добрый день! Я рада вас всех видеть, сегодня наш учебный день начнется с классного часа.
– Посмотрите налево, посмотрите направо. А сейчас посмотрите в глаза соседям рядом, улыбнитесь друг другу, покажите «класс». Теперь крепко-крепко обнимите сами себя.
– А сейчас тихонечко садитесь за свои парты.
– Покажите, что готовы к работе.
Определение темы занятия
Хотите узнать, о чем мы сегодня будем беседовать? Тогда нужно расставить буквы на доске так, чтобы числа были в порядке увеличения. Какое число будет самым первым? Кто желает помочь?
Кто прочитает, что получилось? ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
– Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)
СЛАЙД Толерантность – это терпимость, терпение, принятие.
В России – Международный день толерантности отмечают 16 ноября.
СЛАЙД Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам и поведению.
Обсуждение темы
– Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)
-Толерантность начинается с семьи. Толерантная семья. Какими качествами должны обладать члены в такой семье? (терпимые и терпеливые; добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга)
Наш класс– это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы вам в нашей семье не было ссор, все уважали и помогали друг другу. Поэтому и нужно учиться быть толерантными!
– Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? (Нет, часто ссоримся)
–Из – за чего получаются конфликты? (Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные мнения на один и тот же вопрос.)
–Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?
(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)
РАЗБОР СИТУАЦИЙ
-В реальной жизни мы сталкиваемся с различными ситуациями.
-Но сейчас мы узнаем, как бы вы смогли поступить в той или иной ситуации.
– Давайте все вместе обсудим такие ситуации.(Читают дети ситуации, сначала обсуждают их в группах)
СЛАЙД Ситуация. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель попросил тебя сдать тетрадь. Как себя поведёшь ты? (обсуждение в группе, затем один отвечает)
СЛАЙД Ситуация. Я играю с друзьями в игру, а один из участников команды не соблюдает правила. Что делать? (обсуждение в группе, затем один отвечает)
СЛАЙД Ситуация. Наступила перемена. Ты вышел в коридор, чтобы отдохнуть. Вдруг тебя толкнули. Что делать? (обсуждение в группе, затем один отвечает)
Молодцы, очень разные мнения мы узнали, нашли несколько способов разрешения подобных ситуаций.
Игра «Какие мы…»
– Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…». (На доске вывешивается планета с портретами детей).
Итак,
– поднимите руки, кто любит играть в мяч;
– встаньте те, у кого светлые волосы;
– а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;
– похлопайте те, кто любит рисовать;
– потопайте ножками те, у кого карие глаза;
– скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;
– покачайте головой те, кто любит животных;
– помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
Вы все такие разные, но всё равно, мы один дружный класс.
Тест на толерантность
В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
– А хотите узнать, толерантный ли вы человек?
– Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе.
-Я называю ситуацию, а вы выкладываете синюю фишку, если вам подходит первое выражение, красную – если второе.
СЛАЙД Ты не выполнил домашнее задание:
Честно признаюсь.
Скажу, что дома забыл тетрадку.
СЛАЙД Твой друг/подруга сломал твою игрушку.
Ты его прощаешь.
Ты ударяешь его.
СЛАЙД На уроке ты уже ответил…
Ты предоставляешь возможность другим ответить.
Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.
СЛАЙД Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты все-таки идешь с ними гулять.
Ты противишься и остаешься дома
СЛАЙД Ты поссорился с братом/ сестрой.
Ты попытаешься объясниться с ним/ней.
Ты обижаешься и мстишь.
СЛАЙД ИТОГИ ТЕСТА:
У тебя 5 синих кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать. Тебя можно назвать толерантным!
Если от 3-4 синих кружков. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится стать толерантным.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Цветок толерантности.
– Я вам принесла необычные цветы. Называются цветы толерантности, но по дороге они рассыпались Помогите мне их собрать? (Раздаю карточки по группам со словами – зависть, милосердие, доброта, злость, грубость, раздражительность, согласие, прощание, дружба, ссора, уважение, терпимость). Выберите те слова, которые подходят к цветку, затем приклейте лепестки к серединке цветка.
– Что общего в этих словах? (они толерантны).
Все ли слова соответствуют цветку толерантности? Давайте проверим СЛАЙД
– А оставшиеся слова, почему не подходят? (эти слова не толерантные).
Повесим цветы на доску.
Подведение итогов
– Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)
– Как вы поняли, что значит быть толерантным?
признавать, что все люди разные;
уважать права друг друга, дружить и помогать;
уметь прощать, быть добрым, заботливым и терпеливым;
быть милосердным, уметь сострадать другим, жить
в мире и согласии;
это означает быть внимательным к другим
СЛАЙД
–Я хочу, чтобы у нас в классе появилась такая памятка, которая будет напоминать, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка
- Всегда с уважением относись к собеседнику.
- Имей терпение выслушать и понять другого человека.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из- за чего возник спор.
- Будь объективным, учитывай интересы окружающих.
–Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Думаю, многие задумались над своим поведением.
Рефлексия
–Понравился ли им классный час?
– Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?
-Что было самым запоминающимся?
СЛАЙД – На партах у вас смайлики: поднимите смайлик с улыбкой, кому понравилось сегодня работать, поднимите задумчивый смайлик, кого наша работа заставила о многом задуматься.
Прошу встать, взяться за руки в каждой команде и продолжите мою фразу: «МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, И ЭТО ЗДОРОВО!».
-Наш классный час подошёл к концу, спасибо за активную работу.
СЛАЙД