УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙМЫРСКОГО ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

(ТМБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА»)

ул. Щорса, д. 29 А, Дудинка, Красноярского края, 647000

e-mail: belosnegkaok@mail.ru, https://belosnezhka-dudinka24.gosuslugi.ru 

ОКПО 58802141; ОГРН 1028400001343; ИНН/КПП 8401002225/840101001

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС через игровые технологии в условиях детского сада

Выполнил: 

Логопед-дефектолог

Велигуров Вадим Евгеньевич

2025 г.

Тема:

“Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС через игровые технологии в условиях детского сада”

  1. Введение

Актуальность

Расстройства аутистического спектра встречаются примерно у 1 из 59 детей. Дети с РАС имеют специфические особенности развития: ограничения в установлении контактов, недостатки невербального общения, стереотипы поведения. В связи с этим формирование коммуникативных навыков становится одной из важнейших задач дефектолога.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и представляет собой мощный инструмент коррекции. Она помогает ребенку с РАС войти в контакт, развить навыки взаимодействия, повысить уровень эмоционального отклика.

Цель работы:

Развить коммуникативные навыки у детей с РАС через использование игровых технологий в условиях инклюзивной группы детского сада.

Задачи:

  1. Провести диагностику уровня развития коммуникативных навыков у детей с РАС.
  2. Разработать комплекс игровых технологий, направленных на развитие коммуникации.
  3. Апробировать методику в инклюзивной группе.
  4. Оценить эффективность проведённой работы.
  5. Подготовить практические рекомендации для педагогов.
  1. Диагностика.

Для выявления особенностей коммуникативного развития использовались следующие методики:

  • Шкала CARS (Шкала оценки детского аутизма)
  • Методика Е.Д. Худенко «Определение уровня речевого развития»
  • Наблюдение за поведением в свободной и организованной деятельности
  • Анкетирование родителей

Пример таблицы диагностики:

Ф.И. ребенка Возраст Нозология Уровень коммуникации до работы
1 Артем П. 6 лет РАС Эпизодическая коммуникация
2 Марат С. 4 года РАС Минимальная коммуникация


  1. Методика и содержание работы.

Используемые игровые технологии:

  • Настольно-печатные игры (PECS, пазлы, карточки с эмоциями)
  • Сюжетно-ролевые игры («магазин», «поездка», «в гостях у сказки»)
  • Подвижные игры («Передай мяч», «Зеркало»)
  • Музыкальные игры («Танцуй как я», «Поймай голос»)
  • Кукольный театр (диалоги между куклами, импровизация)

Каждая игра адаптирована под индивидуальные особенности детей. Например, для детей с сенсорной перегрузкой используются игры с минимальным шумовым фоном и четкой структурой.

  1. Конспект коррекционно-развивающего занятия.

Тема: «Давай поговорим!»

Цель: развитие навыков невербального и вербального общения у детей с РАС.

Задачи:

  • Развивать навыки зрительного контакта
  • Развивать умение передавать предмет и комментировать действия
  • Развивать эмоциональный отклик и эмпатию

Оборудование: куклы, мяч, карточки PECS, музыкальное сопровождение.

Этапы занятия:

  • Приветствие (ритуал встречи)

Приветствие с мячом: каждый ребёнок говорит своё имя и бросает мяч дальше.

  1. Подвижная игра «Передай мяч и скажи своё имя»

Ребёнок повторяет имя предыдущего ребёнка и добавляет своё.

  1. Кукольный театр «Как зверята подружились»

Используются две куклы: мишка и зайчик. Они не могут договориться, кто будет играть первым. Через диалог дети учатся выражать свои желания словами.

  1. Работа с PECS (карточки общения)

Дети выбирают картинки, которые соответствуют их желаниям: «хочу поиграть», «хочу сок», «хочу на качели».

  1. Рефлексия

Обсуждение того, что понравилось, кто с кем пообщался.

  1. Результаты и анализ.

После реализации программы были получены следующие результаты:

Ф.И. ребенка Уровень коммуникации до После
1 Артем П. Эпизодическая Частичная инициатива
2 Марат С. Минимальная Стабильная

Выводы:

  • Увеличилась продолжительность зрительного контакта
  • Дети стали чаще использовать жесты и простые слова
  • Появились попытки самостоятельного общения
  • Улучшилась эмоциональная вовлечённость
  1. Рекомендации коллегам
  • Создайте визуальные опоры (расписание, знаки, карточки);
  • Используйте структурированные игры , чтобы избежать перегрузки;
  • Работайте в команде с воспитателем и психологом;
  • Вовлекайте родителей в процесс (регулярные консультации, домашние задания);
  • Не забывайте про рефлексию: обсуждение успехов и трудностей после каждого занятия;
  1. Заключение

Работа с детьми с РАС требует не только профессионализма, но и творческого подхода. Использование игровых технологий позволило мне успешно решать задачи коррекции коммуникативных навыков. Представленная методика может быть использована другими педагогами в аналогичных условиях.

  1. Приложения

Приложение 1. Диагностическая карта ребенка

ФИ ребёнка: _________________________  

Дата рождения: ____________________  

Диагноз: ___________________________  

Уровень коммуникации:

Минимальная

Эпизодическая

Стабильная

Инициативная

Основные трудности:

Отсутствие зрительного контакта  

Невербальная коммуникация  

Стереотипное поведение  

Избегание общения  

Диагностические данные:

CARS: __ баллов  

Наблюдение: _______________________  

Речевое развитие: ___________________

Приложение 2. Анкета для родителей

  1. Как часто ваш ребёнок вступает в контакт с окружающими?

    Очень редко

    Иногда

    Часто

  1. Какие слова или фразы использует ребёнок?

    Только односложные

    Короткие фразы

    Полные предложения

  1. Как реагирует ребёнок на просьбы?

    Не реагирует

    Выполняет с помощью

    Самостоятельно выполняет

  1. Какие игры предпочитает ребёнок?

    Одиночные

    Совместные

    Специфические (повторяющиеся действия)

  1. Есть ли интерес к сверстникам?

    Нет

    Редко

    Да, есть интерес

Приложение 3. План индивидуальной коррекционной работы

ФИ ребёнка: _________________________  

Цель: _______________________________________________

Месяц Задачи Методы Ожидаемый результат
Январь Установление контакта Ритуал встречи, PECS Устойчивый зрительный контакт
Февраль Развитие речевой активности Кукольный театр, ролевые игры Первые словесные ответы
Март Социализация Подвижные игры, совместные дела Общение с детьми


Приложение 4. Примеры игр и игровых технологий

Название игры Цель Оборудование Особенности применения
PECS Развитие общения без речи Карточки с изображениями Использовать поэтапно
Кукольный театр Развитие эмоционального отклика Куклы, сценарии Начинать с простых диалогов
Передай мяч Развитие внимания и общения Мяч Поощрять произнесение имени
Зеркало Развитие мимики, жестов Зеркало Имитация эмоций


  1. Литература
  1. Бгажнокова И.М. «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития» — М.: Академия, 2021
  2. Худенко Е.Д. «Коррекционная педагогика» — М.: Владос, 2020
  3. Volkmar F.R., Paul R., Rogers S.J., Lord C. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders, 2022
  4. Положение о конкурсе педагогов, сайт https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81-%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%b2-12-%d0%b8%d1%8e%d0%bd%d1%8f/
  5. Методические рекомендации по работе с детьми с РАС, Минпросвещения РФ