УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙМЫРСКОГО ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» (ТМБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА») |
ул. Щорса, д. 29 А, Дудинка, Красноярского края, 647000 e-mail: belosnegkaok@mail.ru, https://belosnezhka-dudinka24.gosuslugi.ru ОКПО 58802141; ОГРН 1028400001343; ИНН/КПП 8401002225/840101001 |
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС через игровые технологии в условиях детского сада
Выполнил:
Логопед-дефектолог
Велигуров Вадим Евгеньевич
2025 г.
Тема:
“Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС через игровые технологии в условиях детского сада”
- Введение
Актуальность
Расстройства аутистического спектра встречаются примерно у 1 из 59 детей. Дети с РАС имеют специфические особенности развития: ограничения в установлении контактов, недостатки невербального общения, стереотипы поведения. В связи с этим формирование коммуникативных навыков становится одной из важнейших задач дефектолога.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и представляет собой мощный инструмент коррекции. Она помогает ребенку с РАС войти в контакт, развить навыки взаимодействия, повысить уровень эмоционального отклика.
Цель работы:
Развить коммуникативные навыки у детей с РАС через использование игровых технологий в условиях инклюзивной группы детского сада.
Задачи:
- Провести диагностику уровня развития коммуникативных навыков у детей с РАС.
- Разработать комплекс игровых технологий, направленных на развитие коммуникации.
- Апробировать методику в инклюзивной группе.
- Оценить эффективность проведённой работы.
- Подготовить практические рекомендации для педагогов.
- Диагностика.
Для выявления особенностей коммуникативного развития использовались следующие методики:
- Шкала CARS (Шкала оценки детского аутизма)
- Методика Е.Д. Худенко «Определение уровня речевого развития»
- Наблюдение за поведением в свободной и организованной деятельности
- Анкетирование родителей
Пример таблицы диагностики:
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Нозология | Уровень коммуникации до работы |
---|---|---|---|---|
1 | Артем П. | 6 лет | РАС | Эпизодическая коммуникация |
2 | Марат С. | 4 года | РАС | Минимальная коммуникация |
- Методика и содержание работы.
Используемые игровые технологии:
- Настольно-печатные игры (PECS, пазлы, карточки с эмоциями)
- Сюжетно-ролевые игры («магазин», «поездка», «в гостях у сказки»)
- Подвижные игры («Передай мяч», «Зеркало»)
- Музыкальные игры («Танцуй как я», «Поймай голос»)
- Кукольный театр (диалоги между куклами, импровизация)
Каждая игра адаптирована под индивидуальные особенности детей. Например, для детей с сенсорной перегрузкой используются игры с минимальным шумовым фоном и четкой структурой.
- Конспект коррекционно-развивающего занятия.
Тема: «Давай поговорим!»
Цель: развитие навыков невербального и вербального общения у детей с РАС.
Задачи:
- Развивать навыки зрительного контакта
- Развивать умение передавать предмет и комментировать действия
- Развивать эмоциональный отклик и эмпатию
Оборудование: куклы, мяч, карточки PECS, музыкальное сопровождение.
Этапы занятия:
- Приветствие (ритуал встречи)
Приветствие с мячом: каждый ребёнок говорит своё имя и бросает мяч дальше.
- Подвижная игра «Передай мяч и скажи своё имя»
Ребёнок повторяет имя предыдущего ребёнка и добавляет своё.
- Кукольный театр «Как зверята подружились»
Используются две куклы: мишка и зайчик. Они не могут договориться, кто будет играть первым. Через диалог дети учатся выражать свои желания словами.
- Работа с PECS (карточки общения)
Дети выбирают картинки, которые соответствуют их желаниям: «хочу поиграть», «хочу сок», «хочу на качели».
- Рефлексия
Обсуждение того, что понравилось, кто с кем пообщался.
- Результаты и анализ.
После реализации программы были получены следующие результаты:
№ | Ф.И. ребенка | Уровень коммуникации до | После |
---|---|---|---|
1 | Артем П. | Эпизодическая | Частичная инициатива |
2 | Марат С. | Минимальная | Стабильная |
Выводы:
- Увеличилась продолжительность зрительного контакта
- Дети стали чаще использовать жесты и простые слова
- Появились попытки самостоятельного общения
- Улучшилась эмоциональная вовлечённость
- Рекомендации коллегам
- Создайте визуальные опоры (расписание, знаки, карточки);
- Используйте структурированные игры , чтобы избежать перегрузки;
- Работайте в команде с воспитателем и психологом;
- Вовлекайте родителей в процесс (регулярные консультации, домашние задания);
- Не забывайте про рефлексию: обсуждение успехов и трудностей после каждого занятия;
- Заключение
Работа с детьми с РАС требует не только профессионализма, но и творческого подхода. Использование игровых технологий позволило мне успешно решать задачи коррекции коммуникативных навыков. Представленная методика может быть использована другими педагогами в аналогичных условиях.
- Приложения
Приложение 1. Диагностическая карта ребенка
ФИ ребёнка: _________________________
Дата рождения: ____________________
Диагноз: ___________________________
Уровень коммуникации:
☐ Минимальная
☐ Эпизодическая
☐ Стабильная
☐ Инициативная
Основные трудности:
☐ Отсутствие зрительного контакта
☐ Невербальная коммуникация
☐ Стереотипное поведение
☐ Избегание общения
Диагностические данные:
☐ CARS: __ баллов
☐ Наблюдение: _______________________
☐ Речевое развитие: ___________________
Приложение 2. Анкета для родителей
- Как часто ваш ребёнок вступает в контакт с окружающими?
☐ Очень редко
☐ Иногда
☐ Часто
- Какие слова или фразы использует ребёнок?
☐ Только односложные
☐ Короткие фразы
☐ Полные предложения
- Как реагирует ребёнок на просьбы?
☐ Не реагирует
☐ Выполняет с помощью
☐ Самостоятельно выполняет
- Какие игры предпочитает ребёнок?
☐ Одиночные
☐ Совместные
☐ Специфические (повторяющиеся действия)
- Есть ли интерес к сверстникам?
☐ Нет
☐ Редко
☐ Да, есть интерес
Приложение 3. План индивидуальной коррекционной работы
ФИ ребёнка: _________________________
Цель: _______________________________________________
Месяц | Задачи | Методы | Ожидаемый результат |
Январь | Установление контакта | Ритуал встречи, PECS | Устойчивый зрительный контакт |
Февраль | Развитие речевой активности | Кукольный театр, ролевые игры | Первые словесные ответы |
Март | Социализация | Подвижные игры, совместные дела | Общение с детьми |
Приложение 4. Примеры игр и игровых технологий
Название игры | Цель | Оборудование | Особенности применения |
---|---|---|---|
PECS | Развитие общения без речи | Карточки с изображениями | Использовать поэтапно |
Кукольный театр | Развитие эмоционального отклика | Куклы, сценарии | Начинать с простых диалогов |
Передай мяч | Развитие внимания и общения | Мяч | Поощрять произнесение имени |
Зеркало | Развитие мимики, жестов | Зеркало | Имитация эмоций |
- Литература
- Бгажнокова И.М. «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития» — М.: Академия, 2021
- Худенко Е.Д. «Коррекционная педагогика» — М.: Владос, 2020
- Volkmar F.R., Paul R., Rogers S.J., Lord C. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders, 2022
- Положение о конкурсе педагогов, сайт https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81-%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%b2-12-%d0%b8%d1%8e%d0%bd%d1%8f/
- Методические рекомендации по работе с детьми с РАС, Минпросвещения РФ