РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА: ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ

Долгушина Марионелла Юрьевна

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»

Посвящается 220-летию русского композитора Михаила Ивановича Глинки

Аннотация: В кратком очерке мы излагаем материал, представляющий собой компиляцию многих исследований, на основе которых формулируются предварительные выводы о начальном этапе становления региональной системы музыкального образования. Рассматриваются аспекты, приводятся факты и примеры, характеризующие эту систему на материале деятельности Тамбовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Прослеживается связь региональной системы музыкального образования и народного просвещения с общероссийскими и общеевропейскими культурными концептами. Освещаются основные стороны работы Тамбовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества, соответствующие общему либеральному направлению общественной мысли середины XIX – начала XX веков. Реконструируется социокультурный контекст начала ХХ века, аргументирующий установку бюстов М.И. Глинки и А.Г. Рубинштейна в ниши мемориального корпуса Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова – Тамбовского музыкального училища. Презентуется материал для широкого использования в практике продвижения регионального культурного наследия, прежде всего, экскурсионно-туристического сопровождения культурно-досуговых программ. 

Ключевые слова: музыкальное краеведение, музыкальная педагогика, история профессионального музыкального образования, деятельность Императорского Русского Музыкального Общества (далее – ИРМО), деятельность Тамбовского отделения ИРМО (далее – ТО ИРМО), М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн.

ВВЕДЕНИЕ 

История и проблемы региональной системы профессионального музыкального образования редко становятся предметом научного исследования, исключением не стало в этом отношении и Тамбовское музыкальное училище, старейшее в России, теперь являющееся частью Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова. Хотя достоверно известно, что традиции музыкальной педагогики в регионе заложены Тамбовским Отделением Императорского Русского Музыкального Общества (далее – ТО ИРМО), в общероссийскую и международную образовательную систему деятельность отделения не вписана на основе детального аргументированного анализа динамичного процесса общественных отношений, моделирующих её вид и функции. Базой для такого исследования служат исследования о различных сторонах истории и деятельности Императорского Русского Музыкального Общества (далее – ИРМО). Таковы работы: М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова, Л.З. Корабельниковой, М.П. Мохначёвой, Е.В. Николаевой, Г.А. Прасловой, И.Ф. Петровской, А.И. Пузыревской, Л.А. Саккети, Е.В. Щапова, Т.Ю. Зима и др. К опыту  ИРМО как создателю музыкального образования прибегают не только в отечественной науке и практике, но и зарубежной. Такова, например, работа Лян Люй [13,149-155].

Региональная традиция музыкального образования представлена краеведческими работами Н.Н. Емельяновой, А.М. Белкина, О.А.Казьмина, чьи исследования продолжены А.С. Базиковым и Е.О. Казьминой. 

Наш интерес к теме истории музыкального образования продиктован задачей популяризации региональной традиции, заложенной ТО ИРМО. Предлагаемый материал является попыткой оживить общественный интерес к музыкальному краеведению, актуализировать некоторые темы, имеющие потенциал для использования в социокультурной практике, например, в проведении экскурсионно-туристических программ.

Хотя знатокам топографии и истории города Тамбова хорошо известен факт установки гипсовых бюстов Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857) и Антона Григорьевича Рубинштейна (1829 – 1894) в ниши Музыкального училища в 1903 году, они заключают: «Сегодня вряд ли удастся выяснить имя человека, которому принадлежит идея увековечить память о двух великих русских музыкантах … Почему именно эти русские композиторы были удостоены такой чести, выяснить не удалось» [14, 45].

Некоторый свет на лакуну краеведческой науки может пролить история регионального музыкального образования, истоком которого и является расположенный в строении 87 по улице Советской мемориальный корпус ТГМПИ им. Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943), являющийся объектом культурного наследия регионального значения [9]. Статус здания Музыкального училища усиливают мемориальные доски, посвященные архитектору Ф.А. Свирчевскому, благотворителю В.М. Петрово-Соловово, С.В. Рахманинову. При поддержке многочисленных покровителей и благотворителей, а также сплоченной музыкальной общественности, в 1903 году была создана колыбель искусства, из которой вышло несколько поколений музыкантов, благодаря которым Тамбов ныне известен как «музыкальный город». Помимо бюстов в нишах фасадной части здания, историческая память о великих музыкантах запечатлена в барельефах русских и зарубежных композиторов мемориального акустического зала, что еще более обостряет вопрос о выборе персон для размещения у парадного подъезда.

В историю музыки и культуры, в целом, М.И. Глинка вошел как «отец русской оперы». Характеризуя историческую роль Пушкина и Глинки, первый профессиональный музыкальный критик и историк искусств Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906) заключил: «Оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке» [17, 364]. Талантливый пианист филдовского направления, искусный певец (тенор), дирижер, композитор – он персонифицировал консерваторию, как М.В. Ломоносов – университет. Гораздо реже мы вспоминаем о том, что Глинка был вовлечен в сложный процесс общественной жизни, являлся представителем романтического направления русского искусства. Он, будучи монархистом, разделял убеждения ранних славянофилов, при этом оставался, безусловно, «человеком мира». Значительную часть жизни он провел заграницей, где неожиданно и скончался в Берлине. Глинка бывал и подолгу жил, общаясь с крупнейшими европейскими музыкантами, в Германии, Италии, Испании, Франции. Свою знаменитую симфоническую фантазию «Камаринская», ставшую символом народности отечественной музыкальной культуры, написал в 1848 году в Варшаве. Михаил Иванович жил идеями и образами немецкого романтизма и славянской мифологии, в чем был близок В.А. Жуковскому. Его духовность определялась православной верой. Он был советником святителя Игнатия (Брянчанинова) при учреждении и постановке дела в церковном хоре Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни, доверенной святителю с одобрения императора Николая I в 1833 году. Общение святителя Игнатия и Михаила Ивановича не ограничивалось деловым общением: из их разговоров о творческой силе Православия выросла работа «Христианский пастырь и христианский художник», написанная по просьбе Глинки. 

Нет сомнений в том, что Глинка внес бесценный вклад в становление профессионального музыкального искусства, охватив разные стороны этого вида творческой деятельности. Его можно считать создателем русской композиторской школы, главным принципом которой является – народность, то есть опора на народные традиции пения и инструментального исполнительства, а также интерес к знаковым событиям и процессам, отражаемых музыкальным языком. Монументальные хоровые произведения, сочинения для фортепиано и других инструментов, увертюры, бытовые романсы и, конечно, оперы-былины, оперы-сказки – все это давно стало неотъемлемой частью культуры русского мира.

О Глинке и его творчестве много сказано русской критикой – В.Ф. Одоевским, В.В. Стасовым, Б.В. Асафьевым и др. Страницы его биографии, история создания и анализ произведений представлены исследованиями Б.В. Асафьева, Н.Д. Берншиейна, В. Васиной-Гроссман, А.А. Орловой, А.И. Колмановского, Г.А. Ларош и др. 

С творчеством М.И. Глинки в Тамбовской губернии познакомились рано: его музыка, прежде всего – романсы, составляли неотъемлемую часть жизни дворянских усадеб. Популяризатором творчества Глинки был Николай Борисович Голицын, владелец усадьбы Ново-Черкино (Салтыки) Усманского уезда (ныне Липецкая область), адресат Бетховена, приятель поэта Боратынского. Символичен факт участия Голицына в премьере оперы «Жизнь за царя», где он играл оркестровую партию виолончели. Его сын, Юрий Николаевич, бывший предводителем тамбовского дворянства, перевел либретто оперы Глинки на английский язык. Организованный им церковный хор, известный как «Капелла Голицына» неизменно исполнял в своих выступлениях хоры из оперы «Жизнь за царя» [11, 12-15].

Романсы и арии из опер Глинки входили в репертуар Н.А. Обуховой, проведшей детство в имении деда А.С. Мазараки (создателя в 1867 г. Воронежского филармонического общества, переросшего в региональное отделение ИРМО) в д. Хворостянке Усманского уезда (ныне Липецкая область). Своему деду, приятелю братьев Рубинштейнов и Чайковского, организатору филармонического общества в Воронеже, Обухова обязана первыми уроками музыки. Глина почитал Марию Васильевну Шиловскую (урожденную Вердеревскую) лучшей исполнительницей своих романсов [11, 17-38].

А чьи еще бюсты могли быть помещены в нишах Тамбовского музыкального училища, старейшего в России музыкального учебного заведения? На место в нише могли претендовать и другие композиторы, известные в Тамбовской губернии к 1903 году. Не станем забывать, что «отцом русской музыки» мы также вправе почитать Алексея Николаевича Верстовского (1799 – 1862), родившегося в имении отца Растов Сад Козловского уезда (ныне Староюрьевский р-н). Его сочинения были также популярны на родной Тамбовщине. Коротко о драматичной истории русской оперы, родившейся в творчестве А. Н. Верстовского и М. И. Глинки, можно прочитать в монографии С.М. Волкова «Большой театр. Культура и политика. Новая история. Москва» [15, 203-311], где интерпретируются взгляды на европейство и славянство знаковых лиц отечественной культуры.

Просвещенному человеку начала ХХ века вполне было бы понятно размещение в той же нише бюста Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881), который, в отличие от Глинки, бывал в Тамбове (с 6 по 15 октября 1879 года). К тому времени тамбовская публика хорошо знала его оперы «Борис Годунов», «Хованщина», вокальный цикл «Песни и пляски смерти», а также фортепианные сочинения, прежде всего «Картинки с выставки». Как известно, Мусорский гастролировал чрезвычайно редко, наряду с Тамбовом он побывал только в Воронеже, Ростове-на-Дону, Новочеркасске и Твери. Его выступление в зале тамбовского Дворянского собрания имело шумный успех, среди прочего была исполнена фортепианная фантазия «Буря на Чёрном море» [3, 44]. 

При желании можно было бы назвать множество интересных фактов, свидетельствующих о пересечении судеб названных композиторов с региональной музыкальной традицией, однако, в нише стоит бюст не А.Н. Верстовского, не М.П. Мусоргского, а М.И. Глинки, никогда в Тамбове не бывавшего. Почему?

Антон Григорьевич Рубинштейн  к моменту создания ИРМО был признанным в России и Европе пианистом-виртуозом. Он являл собой феномен русского Ренессанса, совмещая в одном лице таланты пианиста, педагога, дирижера, композитора, музыканта-просветителя, публициста, благотворителя, организатора профессионального музыкального образования. 

Идея создания профессионального музыкального образования в России буквально носилась в воздухе, когда А.Г. Рубинштейн получил поддержку в лице Великой княгини Елены Павловны (супруги великого князя Михаила Павловича, внука Екатерины II) во время турне по Европе. Идею народного музыкального просвещения поддерживал и Роберт Шуман, с которым Рубинштейн также общался в это время. В 1848 году Рубинштейн вернулся в Петербург с намерением создать Музыкальный институт при Академии художеств с тем, чтобы давать свидетельство о звании «свободного художника» и музыкантам. С этого момента началось «грандиозное строительство музыкального дела в России» [8, 230-235].

Задуманное удалось осуществить только в 1859 году, когда было создано ИРМО, ставившее своей задачей постановку дела музыкального образования и поддержку российских музыкантов. Инициатива быстро воплощалась в реальные свершения: в 1862 – было открыто Музыкальное Училище в Санкт-Петербурге, ставшее первым музыкальным учебным заведением в России. Любопытно, что название «консерватория» первоначально вызвало сомнения в обществе. Как писал сам Рубинштейн, «”консерватория” – слово иностранное и для России, конечно, не годится» [16, 33-37].

С 1886, по инициативе Рубинштейна, был учрежден первый в России Международный конкурс пианистов и композиторов, который проходил 1 раз в пять лет; на это мероприятие он пожертвовал проценты со своего капитала в 25 тысяч рублей. Первый конкурс состоялся в 1890 в Петербурге, затем – Берлине, Вене, Париже. Победителями конкурса стали: Ф. Бузони, А. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, А. Ген, Артур Рубинштейн [8, 120-235].

По образцу Петербургского отделения ИРМО было образовано Московское общество, а затем – региональные. К 50-ти летию Рубинштейна в 1870 году их было уже 18: Москва (1860), Варшава (1861), Киев (1863), Харьков (1864), Одесса (1866), Воронеж (1868), Смоленск (1869), Саратов (1873), Виленск (1874), Казань (1873), Нижний Новгород (1873), Псков (1873), Кронштадт (1874), Нерчинск (1874), Омск (1876), Тобольск (1878, Томск (1879). На своем 60-ти летии Рубинштейн с удовольствием констатировал, что концертный оркестр ИРМО состоял на четверть из русских музыкантов, что он справедливо ставил себе в заслугу и чем гордился [8, 230-235].

К моменту создания в Тамбове Общества любителей музыкального и драматического искусства, а также открытия музыкальных классов в 1879, тем более к открытию Тамбовского отделения ИРМО в 1882 г. и постройки здания музыкального училища в 1903 [7, 71-88], – братья Рубинштейны были широко известны всей просвещенной России и Зарубежью. 

Если мыслить краеведческими стереотипами, то на месте Антона Григорьевича Рубинштейна (1829 – 1894) мог оказаться его младший брат – Николай Григорьевич Рубинштейн (1835 – 1881), организатор Московского отделения ИРМО и Московской консерватории, где училось большое количество музыкантов из числа преподавателей училища. Выпускники и преподаватели Московской консерватории чаще бывали в Тамбове как гастролеры и т.д. Среди концертировавших в Тамбовской губернии музыкантов были непосредственно ученики Николая Рубинштейна, чьи имена встречаются на афишах, хранящихся в ТОКМ, ГАТО и музее ТГМПИ им. С.В. Рахманинова: Александр Ильич Зилоти (1863 – 1945), родившийся в с. Знаменка Тамбовской губернии; А.К. Авраамова, Р.В. Гедике, С.И. Танеев (также был учеником П.И. Чайковского) и др. 

Стоя перед бюстом московского Рубинштейна, можно было бы вспомнить и о П.И. Чайковском, которому Николай Григорьевич был не только учителем, но и другом, благодетелем, неутомимым популяризатором сочинений. Тут же мы могли бы сказать о том, как Петр Ильич Чайковский не менее шести раз в течение 1871 – 1976 годов посетил тамбовское имение своего приятеля Владимира Сергеевича Шиловского (1853 – 1893) в с. Усово Кирсановского уезда (ныне Бондарский район). Семейство Шиловских не только связано с П.И. Чайковским, но и имеет непосредственное отношение к истории музыкального дела в России, так как является частью становления национальной модели музыкального образования в дворянской среде, где музицирование нередко достигало профессионального уровня. Так, мать Владимира Степановича Шиловского, Мария Васильевна (урожденная Вердеревская), сама сочиняла романсы на стихи Е.А. Боратынского, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова. Её талант певицы ценили многие композиторы, чьи романсы она исполняла и которые посвящали свои произведения ей. Воспитанница Петербургского Екатерининского института, хозяйка салона, объединявшего всю литературно-музыкальную Москву, она дружила с М.И. Глинкой, А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым, М.П. Мусоргским, братьями Рубинштейнами, А.Н. Серовым, П.И. Чайковским. Именно она познакомила своих сыновей с Петром Ильичом, который нередко гостил у неё в подмосковном имении Глебово, где композитор работал над балетом «Лебединое озеро», либретто к которому написал второй муж Марии Васильевны – Владимир Петрович Бегичев. Сыновья от первого брака, Владимир и Константин, брали уроки композиции у Чайковского. Старший – Константин – писал либретто к опере «Евгений Онегин», а Владимир был радушным хозяином тамбовского имения Шиловских в Усово и очевидцем необычайного творческого подъема Петра Ильича. В Усово рождались и воплощались замыслы его произведений: 2-ая и 3-я симфонии, симфонические фантазии «В бурю», «Франческа да Ремини», оперы «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», фортепианные пьесы «Ноктюрн» и «Юмореска» [4, 3-10], цикл «Времена года».

Выбор персонажа для бюста в пользу П.И. Чайковского дал бы нашим экскурсоводам повод рассказать об идее соединения народного и элитарного начала в проекте создания ТО ИРМО и самого музыкального училища. Ведь с П.И. Чайковским связана история изучения, нотирования и публикации народных тамбовских песен, что также является частью постановки музыкального дела в России. Здесь мы имеем в виду Василия Павловича Прокунина (1848 – 1910), родившегося в с. Сосновка Моршанского уезда (ныне Сосновский р-н), ученика и друга П.И. Чайковского, который имел намерение лично предпринять фольклорную экспедицию по Тамбовской губернии в 1871 году [10, 11-19].

Ясно читаемый «тамбовский след» Чайковского объяснил бы присутствие в мемориальной нише появление бюста Н.Г. Рубинштейна, без участия которого судьба композитора могла сложиться иначе. Первый директор Московской консерватории, основанной при его деятельном участии в 1866 году, профессор класса фортепиано, дирижер, давший более 250 концертов в российских столицах, провинциях и зарубежом. Неутомимый благотворитель: только Красному Кресту во время Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 гг. пожертвовал полный сбор с концертов, проходивших в 1877 – 1878 годах в 33 городах. Н.Г. Рубинштейну посвящено фортепианное трио «Памяти великого артиста», Второй концерт для фортепиано с оркестром, «Русское скерцо» П.И. Чайковского [2, 111]. В частности фортепианное трио многократно исполнялось в Тамбове: 1) С.М. Стариков, И.Ф. Яржембский, В.Ф. Мареш (1905 – 1906 гг); 2) С.М. Стариков, М.Н. Реентович, А.М. Банович (1908, 1911); 3) С.М. Стариков, М.Н. Реентович, Р.Г. Преяц (1913) [11, 22-32].

Память о Н.Г. Рубинштейне засвидетельствовал, к сожалению, мало почитаемый нами и не широко популярный в современной нам информационной среде, выдающийся представитель русской интеллигенции XIX века, тамбовский потомок старинных дворянских родов Давыдовых, кн. Оболенских и Гагариных – Николай Васильевич Давыдов (1872 – 1922). Юрист, профессор Московского университета, друг Л.Н. Толстого, братьев Рубинштейнов, фольклористов – В.П. Прокунина и Н.М. Лопатина – Николай Васильевич оставил замечательные Воспоминания, с которыми должен познакомиться всякий, кто рискует рассказывать о культуре и истории Тамбовщины публично [6, 290-291]. Музыкальная атмосфера дома Давыдовых в Кулеватово (с. Давыдово) Моршанского уезда (ныне Сосновский р-н), а также в их московского дома, находилась на передовых позициях культурного уровня России того времени. Сам Давыдов достаточно хорошо играл на фортепиано для того, чтобы делать это на людях. Подружившись с соседом В.П. Прокуниным, перепел все доступные клавиры опер, заразился от приятеля любовью к тамбовской народной песне, много способствовал продвижению Прокунина как музыканта [1, 38-41]. 

К моменту завершения строительства специального здания для Музыкального училища в 1903 году отечественная музыкальная культура включала плеяду блистательных пианистов, среди которых – Сергей Васильевич Рахманинов и Константин Николаевич Игумнов (1873 – 1948), уроженец Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Однако, в мемориальной нише мы видим не Н.Г. Рубинштейна и не его ученика П.И. Чайковского, тесно связанного с Тамбовщиной, и не К.Н. Игумнова, уроженца Тамбовской губернии, ученика Н.С. Зверева, А.И. Зилоти и П.А. Пабста, С.И. Танеева, – но А.Г. Рубинштейна. Почему?

Ответ очевиден: создатель региональной системы профессионального музыкального образования – С.М. Стариков (1869 – 1932), выпускник Московской консерватории, ученик А.И. Зилоти и П.Ю. Шлёцера (по классу фортепиано) строго следовал философии искусства, исповедуемой учредителями ИРМО. В Уставе ИРМО сообщалось: « … имеет целью содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов» [18, 3]. Тамбовское отделение ИРМО, обязанное центральной организации отчетом, строго придерживалось общему движению. 

Какие бы ни приводились аргументы, остается непреложным фактом: создатель профессиональной русской композиторской школы – М.И. Глинка, первый пианист России, признанный в Европе, создатель отечественной системы профессионального образования – А.Г. Рубинштейн. Именно их вклад в культуру обеспечил развитие музыкального дела в России XIX – начала XX вв. Очевидность их первенства засвидетельствована и тем, что первые ведомственные музейные центры – посвящены именно Глинке и Рубинштейну. Мы имеем в виду музей М.И. Глинки и А.Г. Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории, а также музей Н.Г. Рубинштейна в Московской консерватории, а также Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки в Москве.

ВЫВОДЫ:

  1. Имеющийся общероссийский и региональный опыт изучения истории становления музыкального образования и просвещения показывает, что рост интереса к искусству, который наблюдался в столицах и провинции Российской империи со второй половины XIX века, был результатом богатства и разнообразия культурной коммуникации, приобретшей к началу ХХ века массовый характер. Имея налицо системный кризис музыкального образования, необходимо возвратиться к опыту минувших столетий и найти диалогические способы массового музыкального просвещения.
  2. Музыкальная общественность Столичных и Региональных ИРМО наблюдала, была связана системой творческих и официально-деловых отношений. И, хотя между культурными уровнями столицы и провинций существовали различия, дистанция за короткое время заметно сокращалась [5, 140-147]. 
  3. Выбор представителей «музыкального дела в России», чьи бюсты украшают две ниши фасадной стены Тамбовского музыкального училища, вполне закономерен. Он отражает ментально-нравственные установки профессионального музыкального сообщества ТО ИРМО, для которого музыка была средством интеграции национального начала в общую европейскую культуру, а также средством истинного просвещения не скованного пространственно-временными координатами музыкального искусства, сила которого одинаково действует и в столицах, и в провинции.

Литература

    1. Андреев В.Е. Село Давыдово /Литераторы на Тамбовской земле: краткий справочник. Мичуринск, 1998. 141 с. 
    2. Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн. История жизни и деятельности. Москва.: Музыка, 1982. 277 с.
    3. Белкин А.М. По страницам культурного прошлого: очерки о выдающихся мастерах литературы и искусства земли тамбовской. Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2005. 74 с. 
    4. Белкин А.М. П.И. Чайковский и семья Шиловских. С. 3-10 // «Петр Ильич Чайковский и Тамбовский край»: 135 лет первого приезда композитора на Тамбовщину Материалы конференции/ Сост. Г. А. Чанышева ; отв. за вып. В. М. Иванова.– Тамбов : ТОУНБ им. А. С. Пушкина, 2010. – 40 с.
    5. Валькова В.В. Провинциальные конфликты: к проблеме: «Центр-Периферия» в деятельности ИРМО. С. 112-125 // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 140-147. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.140-147 (дата обращения – 16.12.2023)
    6. Давыдов Н.В. Из прошлого в 2-х томах. Т.1. Подарочное репринтное издание оригинала 1913 г. Москва.: Книжная капелла, 2023. 440 с.
    7. Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни тамбовского края за 100 лет. Воронеж: ЦЧЗ, 1977. 169 с.
    8. Зима Т.Ю. Антон Григорьевич Рубинштейн – социокультурный феномен и организатор музыкального дела в России С. 230-235 // Вестник МГУКИ. №3 (47). 2012.
    9. Инвестиционный паспорт города Тамбова // http://invest.city.tambov.gov.ru/glavnaja/socialno-ehkonomicheskii-potencial/turisticheskii-potencial/dostoprimechatelnosti/pamjatniki 
    10. Казьмин О.А. П.И. Чайковский и тамбовский песенный фольклор. С. 11 -19 // «Петр Ильич Чайковский и Тамбовский край»: 135 лет первого приезда композитора на Тамбовщину Материалы конференции/ Сост. Г. А. Чанышева ; отв. за вып. В. М. Иванова.– Тамбов : ТОУНБ им. А. С. Пушкина, 2010. 40 с.
    11. Казьмина Е.О. Музыкальная культура Тамбовского края. Ч.1. 1786 – 1917: Монография. 441 с. 
    12. Казьмина Е.О. П.И. Чайковский в концертах Тамбовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. С. 22-32. // «Петр Ильич Чайковский и Тамбовский край»: 135 лет первого приезда композитора на Тамбовщину Материалы конференции/ Сост. Г. А. Чанышева ; отв. за вып. В. М. Иванова.– Тамбов : ТОУНБ им. А. С. Пушкина, 2010. – 40 с.
  • Лян Люй. Исторический обзор становления музыкального образования в России: системный подход // Человеческий капитал. №11 (179). Ч.1. Москва: МГУКИ, 2023. 149-155 с.
    1. Немтинов В.А., Горелов А.А., Острожков П.А., Горелов И.А. Первые памятники и памятные знаки, открытые в городе Тамбове / Рец. Е.А. Ракитина // Вопросы современной науки и практики. Университет В.И. Вернадского. № 4(42), 2012. 44-49 с. 
  • «Николай I, Верстовский и Глинка». Глава 2. / Волков С.М. Большой театр. Культура и политика. Новая история. Москва: АСТ, 2018. – 556. 203. 311 с. 
  1. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: в 3 т. / А.Г. Рубинштейн. М., 1984. Т.2. 219 с.
  2. Стасов В. В. Избранные сочинения в 3 т. Т.1. Живопись. Скульптура. Музыка. Михаил Иванович Глинка. М.: «Искусство», 1952. – 736 с. С. 364.// https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/472001-12-vladimir-stasov-mihail-ivanovich-glinka.html#book (дата обращения – 04.02. 2023).
  3. Устав Императорского Русского Музыкального Общества (Высочайше учрежден 4-го (16-го) июля 1973 г.). СПб.: Тип. Э. Вонгольда, 1885. 19 с.