Автор: Рубановская Наталия Геннадьевна

преподаватель высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 3 «Доминанта»

город Пермь

Методическая разработка 

«ТИПЫ УРОКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

«Детей трудно чем-либо удивлять.

А чтобы чего-нибудь добиться, надо удивлять»

В.В.Пясецкий

Сегодня учителя музыкальных школ, как никогда, должны идти в ногу со временем. Дети окружены разнообразием информации, получить которую можно очень легко – нажми кнопку компьютера – и готово. Учителю музыкальных школ требуется обладать богатой фантазией, быть в центре событий, чтобы заинтересовать своих воспитанником предметом (будь то сольфеджио или музыкальная литература, индивидуальное занятие или групповое и т.п.) и путем упорной и долгой работы добиться результата. Однообразие и монотонность уроков губительны на любом этапе обучения, особенно на начальном.

Уроки в музыкальной школе делятся на групповые и индивидуальные. И если дети привыкают работать в группе уже с садика, а в школе – это их постоянный вид деятельности, то с индивидуальным общением с учителем они сталкиваются впервые (не считая, разумеется, репетиторских занятий, которые стали сейчас популярными, а для некоторых необходимыми и которые, на мой взгляд оказывают где-то негативное влияние на самостоятельную работу некоторых учащихся). Индивидуальные уроки – это особый вид деятельности. Главная их цель – овладение игрой на музыкальном инструменте, которое невозможно без привития любви к музыке, раскрытия творческих способностей, расширения кругозора. Не следует отвергать и воспитательное значение урока. Урок должен быть – педагогическим произведением. Чтобы урок не был простой тратой времени, а приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку, используя все видовое многообразие. При планировании уроков следует всегда учитывать, что:

  • Урок ограничен во времени;
  • Дифференцированность подхода к каждому ученику не дает уверенности, что ученик будет готов к уроку, что у него получится, а что нет. Как говорится «мы предполагаем, а бог располагает»;
  • Имея четкий план урока, преподаватель должен всегда быть готовым к импровизации (это касается и групповых занятий);
  • Урок должен быть не «уроком специальности», а уроком МУЗЫКИ для РЕБЕНКА;
  • Важна не сама эффективность, а «СВЕТОНОСНОСТЬ» урока, тогда и результат будет выше.
  • Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи.

От постановки задач уроки можно разделить на следующие типы:

  1. Урок, посвященный изучению нового материала.
  2. Урок исправления ошибок.
  3. Урок закрепления пройденного.
  4. Комбинированный – традиционный урок (наиболее подходящий для ДМШ)
  • Разыгрывание – игра гамм, упражнений;
  • Проверка домашнего задания;
  • Анализ, редактирование;
  • Овладение новыми приемами;
  • Проработка сложных мест;
  • Указания для самостоятельной работы.
  1. Урок – подготовка к выпускному экзамену.
  2. Урок – подготовка к конкурсу.

Спаренные уроки с последующим обсуждением и постановкой задач.

  • «Учитель» – ученик, 

Воспитание умения анализировать исполнение: находить ошибки, проверять, как выполнено домашнее задание и выполнено ли по сравнению с предыдущим уроком, умение дать (записать в дневник) задание на дом. Имеет большое воспитательное значение: можно наглядно показать ученику его отрицательные стороны или наоборот. 

  1.  Старший ученик – «учитель», уроки «взаимообучения»

Оцениваем и «учителя» и «ученика».

У детей свой язык взаимопонимания. Желание быть лучше, показать себя с лучшей стороны заставляет детей более внимательно готовиться дома.

  1. Урок, посвященный повторению, – восстановление в памяти важнейших знаний.
  2.  Проблемный урок.

Ученик сам подходит к открытию и решению теоретических и технических или исполнительских проблем.

  1. Урок на приобретение умения самостоятельной домашней работы – «Как я умею работать дома». 

Ученик доказывает, что он может трудиться дома.

  1.  Групповые уроки по специальности:
  • Урок-соревнование или урок техники.

Оживляет урок, повышает рабочий тонус. Варианты: кто быстрее сыграет выученный этюд, гаммы,  кто лучше читает с листа, кто лучше применяет на практике знание музыкальных терминов и т.д.

  • Урок-игра

Первые уроки: пальчиковые игры, сказки про услышанную музыку, освоение новых понятий (мажор-минор, темпы, форте-пиано)

  • Урок совместного музицирования

Игра гамм, упражнений (Ганона) на 2-х инструментах. Новые произведения с листа, «любимые» произведения. Беседы о содержании исполняемой музыки, с привлечением литературы, звукозаписи. Развивается умение слушать себя и партнера, сравниваются успехи свои и партнера. Задачи, поставленные перед одним исполнителем, решаются и другим. Однажды я присутствовала в ДМШ №3 г. Москвы на уроке фортепианного ансамбля. Первую партию исполнял ученик 4 класса, москвич, вторую партию исполняла девочка-японка. На уроке присутствовала её мама. Ни та, ни другая не знали русского языка. Мама записывала урок на диктофон и потом в посольстве после перевода девочка выполняла домашнее задание. Но поразило меня ни это. Учитель показывал технический прием, который должен был помочь мальчику справиться с поставленной задачей. Он сидел и отрабатывал пассаж. Подбежала мама девочки и начала быстро говорить ей и показывать, чтобы она тренировалась тоже. Ни минуты не упустить от урока, учиться тому, что показывает учитель тебе или другому ученику – вот такая установка должна быть не только у японцев, почитающих русское музыкальное образование, но и у каждого ученика музыкальной школы.

Инициатива детей должна стать ведущая. В конце урока ставится вопрос: «чему научились», «что было самым интересным», «что и кому надо улучшить». Рекомендуется в завершении учебных периодов.

  • «Как я умею трудиться дома» – сравнение

Очень эффективная форма, дающая хороший результат по улучшению домашних занятий.

  1.  Внеклассные уроки:
  • Проигрывание программ с последующим обсуждением (коллегиально)
  • Присутствие на конкурсах с последующим обсуждением (устно или письменно)
  • «Слушаем записи великих исполнителей»
  • «Уроки вдохновения»

Прослеживается жизнь композитора или детали каждого исполнения. Рекомендованы для учащихся старших классов.

  • «Уроки – серии», «уроки – погружения», «урок – поиск»

Посвящены одному композитору. Например – поиск штриха для Моцарта. Исследования. Могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Рекомендованы раннему подростковому возрасту (10 – 12 лет), когда ребенок стремится к взрослости.

Оценивание таких уроков исключает оценочную систему. Оценочная система неприемлема там, где цель – пробудить внутренние стимулы, подвести итоги, достижения. Домашние задания на таких уроках даются в форме пожелания – что главное на данном этапе, что надо улучшить.

Хочется обозначить так называемые «тематические уроки», которые в практике могут быть и групповыми, и индивидуальными:

  • Уроки «математические»

Посвящены одному из видов техники, структуры произведения.

  • «Что такое вариации?» (или любой другой жанр)

Теория должна сочетаться с практикой (исполнение изучаемых произведений), чтение с листа, вариационность как явление (находить проявления признака вариационности в произведениях) Итог: концентрация внимания, «охвата» явления, интерес.

  • «Урок одного звука»

Такой урок длится не больше 20 минут и посвящен осознанию больших возможностей звука. Рекомендуется проводить такие уроки в начале года. На дом задаются вопросы:

  • «Что может один звук?»
  • «Что можно сказать одним звуком?»
  • «Какие звуки любишь больше – тихие или громкие?» 

Ответы:

«Тихий звук помогает думать»

«Громкий – несет в себе силу»

  • «Урок восхищения»
  • «Уроки – открытия»
  • «Уроки виртуозной игры»
  • «Уроки – конкурсы»

Выясняется вопрос – кто большему научился за неделю, месяц, четверть.

Цель – «не стать лучше других, а лучше себя вчерашнего»!

  • «Уроки секретов мастерства» – групповой.
  1. Исследуем нюансировку – образ – технология.
  2. «Разговариваем» – один играет, стараясь передать характером звука нужную мысль, другие отгадывают.

Для детей 5-6 лет наряду с вышеуказанными типами уроков (выборочно) можно использовать:

  • Урок – исследование

В классе скрипки:

– «смычок»;

– «сколько голосов у скрипки?»

– «как рождается звук?» и т.д.

В классе фортепиано:

– «откуда берется звук?»

– «из чего состоит инструмент?» и т.д.

  • Урок – сказка
  • Урок – игра
  • Урок – творчество

Например: 

– подбор мелодии к стихам,

– «найдем тонику».

Для теоретических предметов:

  • Урок – лекция
  • Урок – размышление
  •  Урок – эмоциональное сопереживание
  • Урок – лекция-концерт
  • Занятие-диалог
  • Урок-обобщение
  • Урок развивающий
  • Урок углубление в тему

Главная задача любого урока — видеть горящие глаза ребенка, быть с ним на одной волне и получить удовлетворение от совместного творчества.