Автор: Рубановская Наталия Геннадьевна
преподаватель высшей квалификационной категории
МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 3 «Доминанта»
город Пермь
Методическая разработка
«ТИПЫ УРОКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«Детей трудно чем-либо удивлять.
А чтобы чего-нибудь добиться, надо удивлять»
В.В.Пясецкий
Сегодня учителя музыкальных школ, как никогда, должны идти в ногу со временем. Дети окружены разнообразием информации, получить которую можно очень легко – нажми кнопку компьютера – и готово. Учителю музыкальных школ требуется обладать богатой фантазией, быть в центре событий, чтобы заинтересовать своих воспитанником предметом (будь то сольфеджио или музыкальная литература, индивидуальное занятие или групповое и т.п.) и путем упорной и долгой работы добиться результата. Однообразие и монотонность уроков губительны на любом этапе обучения, особенно на начальном.
Уроки в музыкальной школе делятся на групповые и индивидуальные. И если дети привыкают работать в группе уже с садика, а в школе – это их постоянный вид деятельности, то с индивидуальным общением с учителем они сталкиваются впервые (не считая, разумеется, репетиторских занятий, которые стали сейчас популярными, а для некоторых необходимыми и которые, на мой взгляд оказывают где-то негативное влияние на самостоятельную работу некоторых учащихся). Индивидуальные уроки – это особый вид деятельности. Главная их цель – овладение игрой на музыкальном инструменте, которое невозможно без привития любви к музыке, раскрытия творческих способностей, расширения кругозора. Не следует отвергать и воспитательное значение урока. Урок должен быть – педагогическим произведением. Чтобы урок не был простой тратой времени, а приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку, используя все видовое многообразие. При планировании уроков следует всегда учитывать, что:
- Урок ограничен во времени;
- Дифференцированность подхода к каждому ученику не дает уверенности, что ученик будет готов к уроку, что у него получится, а что нет. Как говорится «мы предполагаем, а бог располагает»;
- Имея четкий план урока, преподаватель должен всегда быть готовым к импровизации (это касается и групповых занятий);
- Урок должен быть не «уроком специальности», а уроком МУЗЫКИ для РЕБЕНКА;
- Важна не сама эффективность, а «СВЕТОНОСНОСТЬ» урока, тогда и результат будет выше.
- Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи.
От постановки задач уроки можно разделить на следующие типы:
- Урок, посвященный изучению нового материала.
- Урок исправления ошибок.
- Урок закрепления пройденного.
- Комбинированный – традиционный урок (наиболее подходящий для ДМШ)
- Разыгрывание – игра гамм, упражнений;
- Проверка домашнего задания;
- Анализ, редактирование;
- Овладение новыми приемами;
- Проработка сложных мест;
- Указания для самостоятельной работы.
- Урок – подготовка к выпускному экзамену.
- Урок – подготовка к конкурсу.
Спаренные уроки с последующим обсуждением и постановкой задач.
- «Учитель» – ученик,
Воспитание умения анализировать исполнение: находить ошибки, проверять, как выполнено домашнее задание и выполнено ли по сравнению с предыдущим уроком, умение дать (записать в дневник) задание на дом. Имеет большое воспитательное значение: можно наглядно показать ученику его отрицательные стороны или наоборот.
- Старший ученик – «учитель», уроки «взаимообучения»
Оцениваем и «учителя» и «ученика».
У детей свой язык взаимопонимания. Желание быть лучше, показать себя с лучшей стороны заставляет детей более внимательно готовиться дома.
- Урок, посвященный повторению, – восстановление в памяти важнейших знаний.
- Проблемный урок.
Ученик сам подходит к открытию и решению теоретических и технических или исполнительских проблем.
- Урок на приобретение умения самостоятельной домашней работы – «Как я умею работать дома».
Ученик доказывает, что он может трудиться дома.
- Групповые уроки по специальности:
- Урок-соревнование или урок техники.
Оживляет урок, повышает рабочий тонус. Варианты: кто быстрее сыграет выученный этюд, гаммы, кто лучше читает с листа, кто лучше применяет на практике знание музыкальных терминов и т.д.
- Урок-игра
Первые уроки: пальчиковые игры, сказки про услышанную музыку, освоение новых понятий (мажор-минор, темпы, форте-пиано)
- Урок совместного музицирования
Игра гамм, упражнений (Ганона) на 2-х инструментах. Новые произведения с листа, «любимые» произведения. Беседы о содержании исполняемой музыки, с привлечением литературы, звукозаписи. Развивается умение слушать себя и партнера, сравниваются успехи свои и партнера. Задачи, поставленные перед одним исполнителем, решаются и другим. Однажды я присутствовала в ДМШ №3 г. Москвы на уроке фортепианного ансамбля. Первую партию исполнял ученик 4 класса, москвич, вторую партию исполняла девочка-японка. На уроке присутствовала её мама. Ни та, ни другая не знали русского языка. Мама записывала урок на диктофон и потом в посольстве после перевода девочка выполняла домашнее задание. Но поразило меня ни это. Учитель показывал технический прием, который должен был помочь мальчику справиться с поставленной задачей. Он сидел и отрабатывал пассаж. Подбежала мама девочки и начала быстро говорить ей и показывать, чтобы она тренировалась тоже. Ни минуты не упустить от урока, учиться тому, что показывает учитель тебе или другому ученику – вот такая установка должна быть не только у японцев, почитающих русское музыкальное образование, но и у каждого ученика музыкальной школы.
Инициатива детей должна стать ведущая. В конце урока ставится вопрос: «чему научились», «что было самым интересным», «что и кому надо улучшить». Рекомендуется в завершении учебных периодов.
- «Как я умею трудиться дома» – сравнение
Очень эффективная форма, дающая хороший результат по улучшению домашних занятий.
- Внеклассные уроки:
- Проигрывание программ с последующим обсуждением (коллегиально)
- Присутствие на конкурсах с последующим обсуждением (устно или письменно)
- «Слушаем записи великих исполнителей»
- «Уроки вдохновения»
Прослеживается жизнь композитора или детали каждого исполнения. Рекомендованы для учащихся старших классов.
- «Уроки – серии», «уроки – погружения», «урок – поиск»
Посвящены одному композитору. Например – поиск штриха для Моцарта. Исследования. Могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Рекомендованы раннему подростковому возрасту (10 – 12 лет), когда ребенок стремится к взрослости.
Оценивание таких уроков исключает оценочную систему. Оценочная система неприемлема там, где цель – пробудить внутренние стимулы, подвести итоги, достижения. Домашние задания на таких уроках даются в форме пожелания – что главное на данном этапе, что надо улучшить.
Хочется обозначить так называемые «тематические уроки», которые в практике могут быть и групповыми, и индивидуальными:
- Уроки «математические»
Посвящены одному из видов техники, структуры произведения.
- «Что такое вариации?» (или любой другой жанр)
Теория должна сочетаться с практикой (исполнение изучаемых произведений), чтение с листа, вариационность как явление (находить проявления признака вариационности в произведениях) Итог: концентрация внимания, «охвата» явления, интерес.
- «Урок одного звука»
Такой урок длится не больше 20 минут и посвящен осознанию больших возможностей звука. Рекомендуется проводить такие уроки в начале года. На дом задаются вопросы:
- «Что может один звук?»
- «Что можно сказать одним звуком?»
- «Какие звуки любишь больше – тихие или громкие?»
Ответы:
«Тихий звук помогает думать»
«Громкий – несет в себе силу»
- «Урок восхищения»
- «Уроки – открытия»
- «Уроки виртуозной игры»
- «Уроки – конкурсы»
Выясняется вопрос – кто большему научился за неделю, месяц, четверть.
Цель – «не стать лучше других, а лучше себя вчерашнего»!
- «Уроки секретов мастерства» – групповой.
- Исследуем нюансировку – образ – технология.
- «Разговариваем» – один играет, стараясь передать характером звука нужную мысль, другие отгадывают.
Для детей 5-6 лет наряду с вышеуказанными типами уроков (выборочно) можно использовать:
- Урок – исследование
В классе скрипки:
– «смычок»;
– «сколько голосов у скрипки?»
– «как рождается звук?» и т.д.
В классе фортепиано:
– «откуда берется звук?»
– «из чего состоит инструмент?» и т.д.
- Урок – сказка
- Урок – игра
- Урок – творчество
Например:
– подбор мелодии к стихам,
– «найдем тонику».
Для теоретических предметов:
- Урок – лекция
- Урок – размышление
- Урок – эмоциональное сопереживание
- Урок – лекция-концерт
- Занятие-диалог
- Урок-обобщение
- Урок развивающий
- Урок углубление в тему
Главная задача любого урока — видеть горящие глаза ребенка, быть с ним на одной волне и получить удовлетворение от совместного творчества.