Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская хореографическая школа №1»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В МУЖСКОМ КЛАССЕ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
(методические рекомендации)
Выполнила концертмейстер
Сайкина Мария Вячеславовна
г. Сургут
2025г.
Выдающийся педагог в области мужского танца Н.Тарасов, тонко подметил, что «все начинается с младших классов – в них закладывается та первооснова, то невидимое пока что зернышко мужского исполнительского стиля, которое впоследствии может дать неправильные ростки – появление излишне грациозной, женственной манеры движения». И, если не уделять должного внимания учебной специфике, стилю, характеру и множеству других исполнительских тонкостей, «воспитание мальчишеской психологии для будущего танцовщика может быть незаметно упущено. Слишком изящный исполнительский стиль, копирующий грацию учениц, противоречит естественной природе мужского танца…»
Движения в мужском экзерсисе характеризуются лаконичностью, сдержанностью, точностью, силой, большей резкостью, меньшей сглаженностью. Это создает необходимость применять к музыкальному сопровождению урока такие же требования – то есть, музыка должна быть более конкретной по содержанию, строгой, четкой по голосоведению, ясной по динамике и мелодизму. Она характеризуется четким, маршеобразным, часто пунктирным ритмом, которые являются, как правило, доминирующим при выборе сопровождения к уроку. Мужскому экзерсису присуще более резкое, рельефное исполнение мелодии, пунктиров, затактов, кульминаций, усиление и подчеркивание басовой линии и гармонического наполнения в целом – т.е., утяжеление фактуры. Также уместно при выборе композиций для сопровождения классического танца отдавать предпочтение тем из них, в которых преобладает средний и низкий регистр, по причине того, что мужскому уху такой тембр наиболее близок из-за расположения в идентичной примарной голосовой зоне, что, в свою очередь, делает восприятие музыкального сопровождения более полноценным и, как следствие, помогает лучше синхронизировать движения и музыку.
Так как музыкальная литература для сопровождения урока не пишется отдельно для мальчиков и девочек, то концертмейстеру остается только адаптировать ее применительно к той или иной аудитории, и если в репертуаре концертмейстера не хватает соответствующих композиций «с мужским характером», необходимо преобразовать их, применив некоторые приемы.
Самый простой – смена регистра. То есть, если композиция написана преимущественно в высоком регистре, то достаточно перенести нужную партию на октаву или две ниже, и музыка приобретет совершенно иной тембр, и, соответственно, более мужественный характер.
Также очень эффективный способ преобразования музыкального материала – это работа с фактурой. Этот прием вообще очень выручает концертмейстера в балетном классе – и с мальчиками, и с девочками, но, применительно к данной теме, целесообразно использовать следующие способы: удвоение либо мелодии, либо баса, либо и того и другого в октаву, (терцию, сексту); обогащение фактуры либо в одной из рук, либо в обеих аккордами (вместо одного звука или интервалов); собирание арпеджированных элементов мелодии так же в аккорды; удвоение голосов; акцентирование путем добавления на опорных (1-й и 3-й) долях октавного удвоения или аккорда в арпеджированной фактуре, и пр.
Часто применяемый в мужском классе пунктирный ритм может не содержаться изначально в той или иной композиции, и преобразовать мелодию путем применения пунктира – нет ничего проще. Такая трансформация может распространяться как на всю мелодию, так и на отдельные ее элементы или доли. И вот уже музыка приобретает более четкий и резко очерченный рисунок, что и является желаемым результатом.
Динамика и агогика так же являются очень удобным и часто применяемым средством выразительности в сопровождении к классическому мужскому танцу. Более сильные акценты, более яркие кульминации, более резкие агогические отклонения, следующие за движениями, способствует формированию «мужского характера» в музыкальном сопровождении к экзерсису на уроке классического танца в мужском классе, и помогает педагогу подчеркнуть те или иные элементы комбинации, сконцентрировать внимание на актуальном в этот момент движении.
Помимо этого следует учитывать в музыке при работе с прыжками и прыжковыми элементами необходимость более долгого так называемого «зависания» – «баллона» в мужской технике. Следовательно, в подобных композициях время прыжка увеличивается, и «подгонять» ученика более быстрым темпом не следует ни в коем случае (кроме тех, которые исходят из инициативы самого педагога), иначе ученик не успеет выполнить полноценное plié и хороший толчок, а, стало быть, не сможет выработать высокий прыжок, если такое ускорение происходит раз за разом. Причем, чем старше становится ученик, тем выше у него должен быть «баллон», и тем больше времени следует затрачивать на прыжок, что обязательно должно отражаться в музыке.
Вообще, исполнение сопровождения к уроку в мужском классе должно быть более наполненным по звуку, динамике, иметь сбалансированное звучание с преобладанием басов, должно иметь развитую, насыщенную фактуру с превалированием средних и низких регистров, должно характеризоваться яркой динамикой, наличием более сильных акцентов и агогических сдвигов, и более резкими, подчеркнутыми ритмическими рисунками.
В заключении хочется пожелать концертмейстеру, работающему с мальчиками и юношами на уроках классического танца, не ограничиваться имеющимися композициями в первоначальном их виде, и применять различные способы обработки фактуры, смело приспосабливать метроритм и динамику под определенные цели, и тогда у вас под рукой всегда будет такой музыкальный материал, который отвечает необходимым требованием для работы уроках классического танца в мужском классе, будет помогать педагогу в формировании и воспитании настоящего мужского исполнительского стиля, о котором говорил Н.Тарасов.