Автор: Шигабутдинова Ирина Владимировна

преподаватель высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 3 «Доминанта»

город Пермь

Годовые технические требования по классам

для учащихся I-V классов осваивающих дополнительную предпрофессиональную программу в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Специальность» (домра 3-х и 4-х струнная)»

2025 г.

Пояснительная записка

Изучение гамм является одним из важных разделов музыкально-технического развития учащегося и поэтому необходима планомерная и систематическая работа над гаммами в течение всего периода обучения.

При работе над гаммами и упражнениями следует добиваться ровности звучания, устойчивости ритма, четкости, свободной смены позиций. Следует сразу же задействовать в работе все 4 пальца левой руки, особое внимание уделить укреплению самого слабого 4 пальца.

Не рекомендуется использовать в первом полугодии обучения струну «соль» четырёхструнной домры. Эпизодическое её использование должно начинаться со второго полугодия, игра гамм – со второго класса, далее – более полноценное использование.

Некоторую сложность на первоначальном этапе обучения представляет чередование движения медиатора вниз с переменным движением медиатора. Случается, что выбор движений хаотичен. Для устранения этого дефекта следует подчинить игровые движения ритмической пульсации произведения.

Тетрахорды: не рекомендуется использовать в 1 классе тетрахорды, крайние звуки которых образуют ув.4, а соседние ув.2. Исключение можно сделать для учащихся с достаточно широкой растяжкой пальцев.

Красочные приёмы игры: предполагается активное использование приема игры пиццикато большим пальцем. Освоение других приёмов – вводить по необходимости.

Вопросам координации правой и левой рук следует уделять внимание с первых шагов обучения. Необходимо добиваться ясного, четкого, качественного звука.

В разделе «Интонирование» имеется ряд терминов, требующих разъяснения: слышание горизонтали и вертикали, звучащие паузы. 

Под термином «Вертикаль» подразумевается функциональная принадлежность отдельно взятой ноты её гармонического сопровождения.

Под термином «Горизонталь» – интонационное развитие всех голосов, включая и аккомпанирующую партию. 

Звучащие паузы – те моменты, которые органично включены в развитие музыкальной ткани, выполняя функции, связанные с её метроритмической организацией и эмоционально-смысловой обратной сферой.

1 класс

1 полугодие 2 полугодие
Организация работы игрового процесса Посадка и постановка рук; удержание инструмента Укрепление пальцев левой руки
Штрихи и атака звука Нажим и бросок (единичное движение медиатора вниз)
Артикуляция Стаккато с участием левой руки
Игра в 1 позиции Упражнения с открытой струной, трелеобразные, по 3 разных звука; тетрахорды: мажорный, минорный, хроматический 6 тетрахордов в восходящем и нисходящем движении
Смена позиций Игра в разных позициях без их смены
Смена струн Работа на одной струне, сиена струн через паузу Работа правой и левой рук при смене струн
Интонирование Вслушивание в мелодический рисунок, подбор по слуху, интонационные тяготения Интонирование тетрахордов; интонирование в гаммах, подбор легких пьес от разных нот
Гаммы – арпеджио Диатонические однооктавные в 1 позиции – A, D, (4х стр.) E, F (3х стр.)
Двойные ноты – аккорды Эпизодическое использование
Динамика P, mp, mf, f, cresc, dim. Ровное динамическое звучание, контрастная динамика
Ритмика Дубль штрих, триоли (по 3 удара на одну ноту) Пунктир, синкопы, квартоли (по 4 удара на одну ноту), дуоли
Тембр
Красочные приемы игры Пиццикато, б.п Флажолеты (натуральные), шумовые эффекты
Мелизмы

 

2 класс

1 полугодие 2 полугодие
Организация работы игрового процесса Координация работы рук Координация работы рук
Основные приемы игры Снятие и тремолирование Тремоло легато; начальные навыки исполнения кантилены
Штрихи и атака звука Нажим и бросок (переменное движение медитора) Нажим и бросок (переменное движение медитора)
Артикуляция Легато, нон легато
Игра в 1 позиции Гаммообразное соединение тетрахордов; боковое движение пальцев левой руки Упражнения с открытой струной – троелеобразные на низких струнах
Смена позиций Смена позиций через открытую струну; упражнения с открытой струной, трелеобразные в разных позициях Смена позиций через открытую струну; упражнения с открытой струной, трелеобразные в разных позициях
Смена струн Смена струн в гаммообразном движении Смена струн в арпеджированном движении
Интонирование транспонирование Интонационная сущность мелодии
Гаммы – арпеджио Диатонические однооктавные в 1 позиции – d, a, G, g (4-х стр),e,F (3-х стр); арпеджио Диатонические двухоктавные в 1 позиции G, A (4-х стр), арпеджио; диатонические однооктавные в 1 позиции G,g(3-х стр) – арпеджио
Двойные ноты – аккорды
Динамика Чередование пиано и форте на одном звуке и в гамме
Ритмика Дуоли, триоли, квартоли Соединение триолей и квартолей с единицей
Тембр
Красочные приемы арпеджиато
Мелизмы

 

3 класс

1 полугодие 2 полугодие
Организация работы игрового процесса Игра кистью, игра предплечьем; одновременная активность мышц кисти и предплечья Активность мышц плеча.
Основные приемы игры Работа над кантиленой Работа над основными приемами игры
Штрихи и атака звука Твердая, мягкая и подчёркнутая атака звука (бросок, нажим, толчок); атака звука тремоло Атака звука в гамме (по 4 ноты на каждый вид штриха)
Артикуляция Тенуто Легато переменным штрихом
Игра в 1 позиции Хроматическое движение в 1 позиции Хроматическое движение в 1 позиции
Смена позиций Игра на одной струне по всей её длине любыи одним, двумя (1-2, 2-3, 3-4), тремя (1-2-3, 2-3-4), четырьмя пальцами; смена позиций пальца, кисти, предплечья; смена позиции лесенкой Игра на одной струне по всей её длине любыи одним, двумя (1-2, 2-3, 3-4), тремя (1-2-3, 2-3-4), четырьмя пальцами; смена позиций пальца, кисти, предплечья; смена позиции лесенкой
Смена струн Смена струн тремоло легато; арпеджио тремоло легато. Смена струн тремоло легато; арпеджио тремоло легато.
Интонирование Тяготение и разрешение; функциональная принадлежность звуков. Развитие гармонического слуха, подбор сопровождения к мелодии
Гаммы – арпеджио Хроматические однооктавные в одной позиции от ми и фа (3х стр), соль и ля (4х стр). Диатонические двухоктавные Е (3х стр) Диатонические однооктавные на одной струне от открытый струн и 1 2 3 ладов; диатонические двух октавные со сменой позиции G, А(4-х стр) – 
Двойные ноты – аккорды Трелеобразные движения двойными нотами Активность мышц всей руки при игре двойных нот, аккордов.
Динамика Чередование работы кисти, предплечья при игре контрастной динамики Р, mp, mf, F
Ритмика Квинтоли Секстоли
Тембр Sultasto, sulpont., ord
Красочные приемы Вибрато, pizz ср. п.
Мелизмы Форшлаг, мордент, трель.

 

4 класс

1 полугодие 2 полугодие
Организация работы игрового процесса Уточнение в постановке пальцев левой руки Дифференциация игровых усилий пальцев левой руки
Основные приемы игры Работа над основными приемами игры Работа над основными приемами игры
Штрихи и атака звука Атака звука в гамме – сохранение единой динамики при смене разных видов туше Портаменто
Артикуляция Варианты артикуляции штрихов в гамме Сложные варианты артикуляционных штрихов
Игра в 1 позиции Игра одного тетрахорда по всем струнам в восходящем и нисходящем движении Игра одного тетрахорда по всем струнам в восходящем и нисходящем движении
Смена позиций Цепочки тетрахордов; скачки на широкие интервалы с использованием разных видов смены позиций; смена позиции легато Арпеджированное движение – со сменой позиций; Цепочка гармоний от Соль (4х стр); от Ми (3х стр)
Смена струн Упражнения Шрадика – выборочно 1 часть. Штриховые варианты перехода медиатора со струны на струну; прием глиссандо правой рукой
Интонирование Внутриладовые, межладовые тяготения; модуляция Слышание горизонтали и вертикали
Гаммы – арпеджио Диатонические двухоктавные H, h (4х стр) и F, f (3х стр); диатонические 3х октавные G, g  (4-х стр), арпеджио; хроматические однооктавные на одной струне от открытых струн и 1 2 3 ладов. Диатонические 3х октавные A, а (4-х стр), арпеджио; диатонические однооктавные на одной струне тремоло легато, хроматические 2х октавные в 1 позиции от соль, ля (4х стр); со сменой позиции от ми, фа (3х стр).
Двойные ноты – аккорды Тетрахорды двойными нотами Смена позиций двойными нотами
Динамика Рр –FF – активность различных групп мышц при смене нюансов Рр –FF – активность различных групп мышц при смене нюансов
Ритмика Соединение ритмов до 6 с 1 и 2 Ритмы до 8
Тембр Тембровая однородность звучания. Тембровое разнообразие Тембровая однородность звучания. Тембровое разнообразие
Красочные приемы Глиссандо пальцами левой руки дробь
Мелизмы Форшлаг, трель с заключением

 

5 класс

Организация работы игрового процесса Дифференциация игровых усилий пальцев левой руки
Основные приемы игры Работа над основными приемами игры
Штрихи, атака звука Атака звука в двойных нотах
Артикуляция Артикуляция в двойных нотах
Игра в первой позиции 3 вида аппликатуры: диатоническая,; максимально уплотненная; аппликатура большой руки (в кантилене)
Смена позиций Основы пассажной техники; развитие беглости.
Смена струн Сложные варианты перехода со струны на струну; глиссандо пр. р. по 2,3,4 струнам
Интонирование Звучащие паузы
Гаммы, арпеджио  Диатонические 2х октавные G,g (3х стр); 3х октавные  H,h (4х стр)
Двойные ноты Двойные ноты тремоло, легато, нон легато.
Динамика
Ритмика Соединение ритмами до 8 с единицей
Тембр
Красочные приемы Piss. лев. Р. (срывы)
Мелизмы  Группето