Автор: Шигабутдинова Ирина Владимировна
преподаватель высшей квалификационной категории
МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 3 «Доминанта»
город Пермь
Годовые технические требования по классам
для учащихся I-V классов осваивающих дополнительную предпрофессиональную программу в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Специальность» (домра 3-х и 4-х струнная)»
2025 г.
Пояснительная записка
Изучение гамм является одним из важных разделов музыкально-технического развития учащегося и поэтому необходима планомерная и систематическая работа над гаммами в течение всего периода обучения.
При работе над гаммами и упражнениями следует добиваться ровности звучания, устойчивости ритма, четкости, свободной смены позиций. Следует сразу же задействовать в работе все 4 пальца левой руки, особое внимание уделить укреплению самого слабого 4 пальца.
Не рекомендуется использовать в первом полугодии обучения струну «соль» четырёхструнной домры. Эпизодическое её использование должно начинаться со второго полугодия, игра гамм – со второго класса, далее – более полноценное использование.
Некоторую сложность на первоначальном этапе обучения представляет чередование движения медиатора вниз с переменным движением медиатора. Случается, что выбор движений хаотичен. Для устранения этого дефекта следует подчинить игровые движения ритмической пульсации произведения.
Тетрахорды: не рекомендуется использовать в 1 классе тетрахорды, крайние звуки которых образуют ув.4, а соседние ув.2. Исключение можно сделать для учащихся с достаточно широкой растяжкой пальцев.
Красочные приёмы игры: предполагается активное использование приема игры пиццикато большим пальцем. Освоение других приёмов – вводить по необходимости.
Вопросам координации правой и левой рук следует уделять внимание с первых шагов обучения. Необходимо добиваться ясного, четкого, качественного звука.
В разделе «Интонирование» имеется ряд терминов, требующих разъяснения: слышание горизонтали и вертикали, звучащие паузы.
Под термином «Вертикаль» подразумевается функциональная принадлежность отдельно взятой ноты её гармонического сопровождения.
Под термином «Горизонталь» – интонационное развитие всех голосов, включая и аккомпанирующую партию.
Звучащие паузы – те моменты, которые органично включены в развитие музыкальной ткани, выполняя функции, связанные с её метроритмической организацией и эмоционально-смысловой обратной сферой.
1 класс
1 полугодие | 2 полугодие | |
Организация работы игрового процесса | Посадка и постановка рук; удержание инструмента | Укрепление пальцев левой руки |
Штрихи и атака звука | Нажим и бросок (единичное движение медиатора вниз) | |
Артикуляция | Стаккато с участием левой руки | |
Игра в 1 позиции | Упражнения с открытой струной, трелеобразные, по 3 разных звука; тетрахорды: мажорный, минорный, хроматический | 6 тетрахордов в восходящем и нисходящем движении |
Смена позиций | Игра в разных позициях без их смены | |
Смена струн | Работа на одной струне, сиена струн через паузу | Работа правой и левой рук при смене струн |
Интонирование | Вслушивание в мелодический рисунок, подбор по слуху, интонационные тяготения | Интонирование тетрахордов; интонирование в гаммах, подбор легких пьес от разных нот |
Гаммы – арпеджио | Диатонические однооктавные в 1 позиции – A, D, (4х стр.) E, F (3х стр.) | |
Двойные ноты – аккорды | Эпизодическое использование | |
Динамика | P, mp, mf, f, cresc, dim. | Ровное динамическое звучание, контрастная динамика |
Ритмика | Дубль штрих, триоли (по 3 удара на одну ноту) | Пунктир, синкопы, квартоли (по 4 удара на одну ноту), дуоли |
Тембр | ||
Красочные приемы игры | Пиццикато, б.п | Флажолеты (натуральные), шумовые эффекты |
Мелизмы |
2 класс
1 полугодие | 2 полугодие | |
Организация работы игрового процесса | Координация работы рук | Координация работы рук |
Основные приемы игры | Снятие и тремолирование | Тремоло легато; начальные навыки исполнения кантилены |
Штрихи и атака звука | Нажим и бросок (переменное движение медитора) | Нажим и бросок (переменное движение медитора) |
Артикуляция | Легато, нон легато | |
Игра в 1 позиции | Гаммообразное соединение тетрахордов; боковое движение пальцев левой руки | Упражнения с открытой струной – троелеобразные на низких струнах |
Смена позиций | Смена позиций через открытую струну; упражнения с открытой струной, трелеобразные в разных позициях | Смена позиций через открытую струну; упражнения с открытой струной, трелеобразные в разных позициях |
Смена струн | Смена струн в гаммообразном движении | Смена струн в арпеджированном движении |
Интонирование | транспонирование | Интонационная сущность мелодии |
Гаммы – арпеджио | Диатонические однооктавные в 1 позиции – d, a, G, g (4-х стр),e,F (3-х стр); арпеджио | Диатонические двухоктавные в 1 позиции G, A (4-х стр), арпеджио; диатонические однооктавные в 1 позиции G,g(3-х стр) – арпеджио |
Двойные ноты – аккорды | ||
Динамика | Чередование пиано и форте на одном звуке и в гамме | |
Ритмика | Дуоли, триоли, квартоли | Соединение триолей и квартолей с единицей |
Тембр | ||
Красочные приемы | арпеджиато | |
Мелизмы |
3 класс
1 полугодие | 2 полугодие | |
Организация работы игрового процесса | Игра кистью, игра предплечьем; одновременная активность мышц кисти и предплечья | Активность мышц плеча. |
Основные приемы игры | Работа над кантиленой | Работа над основными приемами игры |
Штрихи и атака звука | Твердая, мягкая и подчёркнутая атака звука (бросок, нажим, толчок); атака звука тремоло | Атака звука в гамме (по 4 ноты на каждый вид штриха) |
Артикуляция | Тенуто | Легато переменным штрихом |
Игра в 1 позиции | Хроматическое движение в 1 позиции | Хроматическое движение в 1 позиции |
Смена позиций | Игра на одной струне по всей её длине любыи одним, двумя (1-2, 2-3, 3-4), тремя (1-2-3, 2-3-4), четырьмя пальцами; смена позиций пальца, кисти, предплечья; смена позиции лесенкой | Игра на одной струне по всей её длине любыи одним, двумя (1-2, 2-3, 3-4), тремя (1-2-3, 2-3-4), четырьмя пальцами; смена позиций пальца, кисти, предплечья; смена позиции лесенкой |
Смена струн | Смена струн тремоло легато; арпеджио тремоло легато. | Смена струн тремоло легато; арпеджио тремоло легато. |
Интонирование | Тяготение и разрешение; функциональная принадлежность звуков. | Развитие гармонического слуха, подбор сопровождения к мелодии |
Гаммы – арпеджио | Хроматические однооктавные в одной позиции от ми и фа (3х стр), соль и ля (4х стр). Диатонические двухоктавные Е (3х стр) | Диатонические однооктавные на одной струне от открытый струн и 1 2 3 ладов; диатонические двух октавные со сменой позиции G, А(4-х стр) – |
Двойные ноты – аккорды | Трелеобразные движения двойными нотами | Активность мышц всей руки при игре двойных нот, аккордов. |
Динамика | Чередование работы кисти, предплечья при игре контрастной динамики | Р, mp, mf, F |
Ритмика | Квинтоли | Секстоли |
Тембр | Sultasto, sulpont., ord | |
Красочные приемы | Вибрато, pizz ср. п. | |
Мелизмы | Форшлаг, мордент, трель. |
4 класс
1 полугодие | 2 полугодие | |
Организация работы игрового процесса | Уточнение в постановке пальцев левой руки | Дифференциация игровых усилий пальцев левой руки |
Основные приемы игры | Работа над основными приемами игры | Работа над основными приемами игры |
Штрихи и атака звука | Атака звука в гамме – сохранение единой динамики при смене разных видов туше | Портаменто |
Артикуляция | Варианты артикуляции штрихов в гамме | Сложные варианты артикуляционных штрихов |
Игра в 1 позиции | Игра одного тетрахорда по всем струнам в восходящем и нисходящем движении | Игра одного тетрахорда по всем струнам в восходящем и нисходящем движении |
Смена позиций | Цепочки тетрахордов; скачки на широкие интервалы с использованием разных видов смены позиций; смена позиции легато | Арпеджированное движение – со сменой позиций; Цепочка гармоний от Соль (4х стр); от Ми (3х стр) |
Смена струн | Упражнения Шрадика – выборочно 1 часть. | Штриховые варианты перехода медиатора со струны на струну; прием глиссандо правой рукой |
Интонирование | Внутриладовые, межладовые тяготения; модуляция | Слышание горизонтали и вертикали |
Гаммы – арпеджио | Диатонические двухоктавные H, h (4х стр) и F, f (3х стр); диатонические 3х октавные G, g (4-х стр), арпеджио; хроматические однооктавные на одной струне от открытых струн и 1 2 3 ладов. | Диатонические 3х октавные A, а (4-х стр), арпеджио; диатонические однооктавные на одной струне тремоло легато, хроматические 2х октавные в 1 позиции от соль, ля (4х стр); со сменой позиции от ми, фа (3х стр). |
Двойные ноты – аккорды | Тетрахорды двойными нотами | Смена позиций двойными нотами |
Динамика | Рр –FF – активность различных групп мышц при смене нюансов | Рр –FF – активность различных групп мышц при смене нюансов |
Ритмика | Соединение ритмов до 6 с 1 и 2 | Ритмы до 8 |
Тембр | Тембровая однородность звучания. Тембровое разнообразие | Тембровая однородность звучания. Тембровое разнообразие |
Красочные приемы | Глиссандо пальцами левой руки | дробь |
Мелизмы | Форшлаг, трель с заключением |
5 класс
Организация работы игрового процесса | Дифференциация игровых усилий пальцев левой руки |
Основные приемы игры | Работа над основными приемами игры |
Штрихи, атака звука | Атака звука в двойных нотах |
Артикуляция | Артикуляция в двойных нотах |
Игра в первой позиции | 3 вида аппликатуры: диатоническая,; максимально уплотненная; аппликатура большой руки (в кантилене) |
Смена позиций | Основы пассажной техники; развитие беглости. |
Смена струн | Сложные варианты перехода со струны на струну; глиссандо пр. р. по 2,3,4 струнам |
Интонирование | Звучащие паузы |
Гаммы, арпеджио | Диатонические 2х октавные G,g (3х стр); 3х октавные H,h (4х стр) |
Двойные ноты | Двойные ноты тремоло, легато, нон легато. |
Динамика | |
Ритмика | Соединение ритмами до 8 с единицей |
Тембр | |
Красочные приемы | Piss. лев. Р. (срывы) |
Мелизмы | Группето |