Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Познавательно – исследовательский проект
«Россия – Родина моя»
Авторы проекта:
Иванова Екатерина Павловна, старший воспитатель
Ильенко Вероника Юрьевна, воспитатель
МО «город Свирск», 2022г.
Паспорт проекта
Сроки реализации, продолжительность проекта: 2022 — 2023 учебный год, долгосрочный
Тип проекта: познавательно – исследовательский, информационно-творческий
Участники проекта: Воспитанники и их родители (законные представители), коллектив МДОУ № 3.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: снижение интереса и равнодушное отношение к культуре родной страны, отсутствие у детей активно — действенного отношения к природе.
Актуальность Проекта
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за еѐ могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
- Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
- Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
- Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Ожидаемые результаты по Проекту:
- формирование у детей основ патриотического воспитания;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к своей стране, к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к Родине, участию в традиционных праздниках и мероприятиях;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей;
- повышение уровня патриотической культуры и патриотических чувств у родителей воспитанников.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта:
- чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи; - викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.
Инструментарии при организации работы в рамках Проекта, которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:
- комплект рабочих материалов «Моя родина – Россия»;
• тематические книги;
• хрестоматии;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы;
• костюмы народов России ;
• элементы мультипликации и диафильма;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Этапы реализации проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Подготовительный этап |
Разработка Проекта, выделение приоритетной проблемы , определение цели и задач проекта, составление плана работы, изучение и анализ методической литературы по тематике проекта, обогащение предметно развивающей среды: игры и задания, картотека народных росписей, материалы и коллекции в мини-музее «Народные промыслы России», дидактические игры и наглядные пособия патриотического содержания, разработка перспективного планирования проекта. | Участие в тематических беседах, играх, рассматривание иллюстраций по теме.
|
Участие в предполагаемых формах работы по Проекту |
Организационный этап
|
Работа по Проекту осуществлялась по следующим блокам:
¨ «Россия-Родина моя»; ¨ «Традиции нашей страны»; ¨ «Декоративно-прикладное искусство»; ¨ «Сказки народов России» ¨ «Этот Великой день Победы!». Работа по этим блокам проводилась с использованием разнообразных форм: ü познавательные занятия и беседы с детьми; ü чтение художественной литературы о природе; ü наблюдения; ü патриотические акции; ü художественно – продуктивная деятельность; ü тематические досуги ü акция «Окна Победы» |
Активное участие в формах работы по теме.
|
Проведение круглых столов с родителями, консультаций по теме проекта и реализации задач, размещение актуальной информации на сайте организации и в группах Viber. Привлечение родителей к проведению тематических мастер-классов. |
Формирующий этап | Проведение занятий с детьми (комплексные, тематические занятия, беседы, игры, развлечения, досуги, выставки рисунков, поделок, аппликаций, митинг в мини-саду Память, посещение музея боевой и трудовой славы). Создание мини-музея в группе. | Совместная работа по созданию выставки, подготовки итогового мероприятия
|
Совместная работа детей, родителей (законных представителей) и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме Проекта. Мини-музей «Народные промыслы России» |
Итоговый этап | Проведение итогового мероприятия Квест игра “Широка Русь Матушка” . Обобщение опыта на педагогическом совете. |
Расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях. Анализ результатов проектной деятельности |
Участие в итоговых мероприятиях
|
План мероприятий
проекта «Россия – Родина моя»
МДОУ № 3
на 2022-2023 учебный год
№
п/п |
Мероприятие
|
Сроки
|
Место проведения | Ответственные
|
|
1. | 1 сентября – День знаний | 1 сентября 2023г. | музыкальный зал | Новицкая М.М.
Хороших О.А. |
|
2. | Организация и пополнение экспонатами мини-музея «Народные промыслы России» | в течение года | групповое помещение | Ильенко В.Ю.
Иванова Е.П. Жигарева Л.С. |
|
3. | Оркестр народных инструментов «Радуга» | в течение года | музыкальный зал | Новицкая М.М.
Хороших О.А. |
|
4. | День народного единства | ноябрь
2023г. |
спортивный зал | Семендяева Д.А. | |
5. | Рождественские колядки | январь
2023 |
музыкальный зал | Новицкая М.М.
Хороших О.А. Галатонова Л.В. |
|
6. | Оформление окон к новогодним праздникам «Русские народные сказки» | декабрь
2022г. |
помещения ДОУ | педагогический коллектив МДОУ №3 | |
7. | День памяти Пушкина А.С. | 10 февраля | групповые помещения | педагоги групп старшего дошкольного возраста
|
|
8. | Широкая Масленица | февраль
2023г |
музыкальный зал | педагоги групп старшего дошкольного возраста | |
9. | Спортивные досуги посвященные Дню защитника отечества «На подвиги с Ильей Мурамцем» | февраль
2023г. |
спортивный зал | Ильенко В.Ю.
Семендяева Д.А. |
|
10. | Праздники посвященные Международному женскому дню | март
2023г. |
музыкальный зал | Иванова Е.П.
Новицкая М.М. Хороших О.А. Ильенко В.Ю. Дмитриченко Т.А. |
|
11. | Участие в муниципальном конкурсе театральных постановок «Театральная весна 2023» (по мотивам сказок народов России) | март
2023г. |
Коллектив МДОУ №3 | ||
12. | 12 апреля – Всемирный день космонавтики и авиации | 12 апреля
2023г |
групповые помещения | Все педагоги | |
13. | Акция «Окна Победы» | май
2023г. |
помещения ДОУ | Ильенко В.Ю.
Филатова О.В. Жигарева Л.С. Плотникова Н.В. Некц О.В. |
|
14. | Экскурсия в музей трудовой и боевой славы в СОШ №1 | май
2023г. |
СОШ №1 | ||
15. | Муниципальный конкурс детского танца «Весна Победы» | май
2023г. |
музыкальный зал | Иванова Е.П.
Новицкая М.М. Хороших О.А. |
|
16. | Праздничный концерт посвященный 9 мая | май
2023 |
музыкальный зал | Педагоги МДОУ №3 | |
17. | Тематические занятия и беседы с детьми | в течение года | групповые помещения, мини-сад Памяти | педагоги | |
18. | Консультирование родителей (законных представителей) по теме патриотического воспитания | в течение года | сайт, помещения ДОУ | Иванова Е.П.
Ильенко В.Ю. |
|
19. | Размещение информации на сайте учреждения | в течение года | Иванова Е.П. | ||
20. | Размещение отчета о реализации отчета на сайте учреждения | май
2023г. |
Иванова Е.П. |