- Введение. Роль творчества в воспитании маленького музыканта 2
- Основная часть. 3
- Творческая работа на уроках сольфеджио. 3
- Виды творческих заданий на уроках сольфеджио. 6
- Некоторые результаты творческой работы на уроках сольфеджио. 7
- Заключение. 8
- ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ МАЛЕНЬКОГО МУЗЫКАНТА
Невозможно переоценить роль творчества в формировании гармоничной, духовно развитой личности ребенка. Необходимо отметить, что для растущего человека очень важен сам творческий процесс, пусть даже он имеет лишь субъективную ценность. Субъективная ценность творческого опыта возникает тогда, когда сочинение является новым не само по себе (объективно), а «представляется» новым для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части образцы детского творчества в области рисования, сочинения стихов и песен. Детское субъективное творчество представляется очень важным, так как является одним из показателей творческих возможностей человека.
Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, и именно в этом заключена субъективная ценность детского творчества. Современная психология и педагогика признают, что степень общего творческого развития человека имеет свои пределы, граница которых установлена генетическими особенностями строения нервной системы. Это означает, что существуют люди от природы более или менее творчески одаренные. Но каждый человек может и должен развивать свои творческие способности до тех уровней, которые ему отпущены природой. А определить свои возможности можно только занявшись той или иной деятельностью, чтобы попытаться проявить себя в ней.
Психологи заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, имеют общие черты: независимость и самостоятельность суждений, активность, любознательность, нестандартность мышления, дар общения, богатство фантазии и интуиции, способность видеть предметы под необычным углом зрения. Развитие данных особенностей мышления может способствовать росту творческой активности у людей менее одаренных.
Естественно, что основой творчества являются знания, навыки и умения. Если не вооружить ими человека, то творческий процесс может угаснуть, поэтому для творческого акта необходимы определенные предварительные знания.
Необходимо развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей. К этой мысли в последние годы приходят многие преподаватели в разных областях музыкальной педагогики (это стало общепринятым в мировой практике. Обращение к детскому творчеству, как к средству и методу воспитания, едва ли не самая главная потребность музыкальной педагогики, которую выдвинула сама жизнь.
Большинство педагогов правильно считают, что творчество не является только уделом избранных. Все могут и всем необходимо заниматься художественным творчеством, ибо ничто не раскрывает так полно и рельефно натуру человека, его душу, как то, что он творит. Только тот, кто сам ощутил радость творчества, способен лучше воспринимать и оценивать то, что делают другие. Учащиеся, которые соприкоснулись с музыкальным творческим процессом, более вдумчиво и осмысленно относятся к музыкальным произведениям, к творческому труду композитора.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО.
Педагоги-сольфеджисты, наряду с преподавателями других дисциплин, активно разрабатывают и предлагают свои творческие формы работы. За последние десятилетия вышло много методических пособий и творческих тетрадий(Г. Шатковский, Б.Шеломов, П. Халабузарь, О. Храмушин, О. Булаева, О. Геталова, Т. Серковская, Ю. Фролова, Г. Калинина и др.). Происходит плодотворный обмен опытом. Единственная сложность заключается в том, что регламент урока и количество отпущенных на предмет сольфеджио часов по программе, не позволяют углубленно заниматься импровизацией и сочинением. В некоторых московских школах вводят композицию. Есть специальная программа, позволяющая учащимся сочинять произведения в самых различных формах и жанрах, вплоть до многочастного камерного ансамбля. Но если в школе нет такого предмета, то необходимо найти выход- любая форма работы на уроке сольфеджио может дополниться творческим заданием. Конечно, на уроках сольфеджио акцент делается на вокально-интонационные творческие задания, хотя это не исключает создания инструментальных миниатюр.
Творческая работа на уроках сольфеджио организуется в логичную систему упражнений, непосредственно связанных с каждым разделом курса. Эти упражнения воспитывают музыкальное мышление, делая его более глубоким и образно- эмоциональным, развивают слух ребенка, повышают самооценку, и, как следствие, интерес к предмету. На занятиях очень важным является соблюдение разумной пропорциональности с остальными формами работы. Необходимо соблюдать постепенность освоения творческих заданий, координируя их с «главными» теоретическими темами в каждом классе. Так в 1 классе освоение устоя и неустоя, тяготения ступеней представляется очень важным для воспитания ладового слуха. Поэтому можно предложить ряд игровых упражнений на запоминание тоники.
- . Упражнение « Прогоним Кляксича». Дети поют тоническое трезвучие какой-нибудь тональности ( вслух и « про себя» ), затем преподаватель импровизирует песню «Кляксича» , аккомпанируя себе кластерами. Например, « Я великий « Кляксич, злой. Не люблю я чистых нот! Ведь от них болит живот!» И т.п. После достаточной по времени импровизации учащиеся должны воспроизвести тонику.
- . Упражнение « Музыкальная стиралочка». Аналогичным является задание на воспроизведение тоники после слушания секвенций (небольших мелодий с аккомпанементом ) в разных тональностях.
- . И, наконец, воспроизведение тоники после прослушивания отрывков музыкальных произведений.
Во 2 классе одна из важнейших тем – освоение интервалов. Необходимо использовать различные импровизационные творческие задания для более глубокого понимания данной темы.
1). Учащиеся поют интервалы, стараясь «прочувствовать» их фоническую окраску, ассоциируя интервалы с различными словами.
Например, преподаватель : « Баю, баю, баю! Совсем я засыпаю! Это я – терция малая» . Дети отвечают : поочерёдно на малой терции словами-определениями : « Грустная, скромная, усталая ,печальная, тихая, вялая, тёмная» и т. д.
Главное, чтобы к каждому интервалу учениками подбирался достаточно широкий и разнообразный ассоциативный словесный ряд.
2). Импровизировать небольшие пьесы на различные интервалы, например, « Спор секунд», « Вальс тритонов», « Разговор секст», « Песня квинт» и т.д.
В 1 и 2 классах необходимо уделять большое внимание анализу номеров одноголосия , песен. Определять в них структуру : деление на фразы, цезуры, мотивную работу внутри фраз, кульминации. Очень важным представляется вопросы «как начинать песню?», « с какой ступени?», « Как это делают композиторы», « а в народной песне?». Всё это в дальнейшем поможет при создании учащимися собственных вокальных миниатюр.
Одна из форм работы, которую любят дети 1, 2, 3, классов – импровизация 2 фразы на различные тексты. Возникает диалог преподавателя и ученика. Преподаватель может задавать конкретную структуру : А+ А, А+ А1, А + В, попросить « обыграть» какую-нибудь ступень или интервал. Все эти задания требуют очень интенсивной работы слуха , музыкальной памяти и концентрации внимания.
Примерные стихотворные тексты для работы на уроке:
« Ослик был сегодня зол, он узнал,что он осёл» , «Жила-была ворона и съела червяка. Прошу у вас прощенья , что песня коротка», «Бедный слабый серый котик, простудился на охоте» и т.п.
Можно импровизировать мелодию на теоретические понятия ( слова автора): « Если звук или интервал взял и в тональность попал, он сразу очень старается, тонике он подчиняется»
« У нас пятнадцать мажоров! Тра-ля-ля-ля-ля. У нас пятнадцать миноров! Ой, ой, ой. ой, ой!»
« Три устойчивых ступени через ноту потянулись и друг другу улыбнулись! Раз, три, пять! Вышла тоника играть.» После этого можно «поиграть» с тоникой , т е. спеть обращение.
« Я тритон, я тритон! Заколдованный дракон! То свернусь в клубочек, то расправлю крылья. Вот какой тритончик ! Всех вас удивил я!»
К 3, 4 классу у учащихся имеется определённый багаж знаний, позволяющий им уже самостоятельно сочинить вокальную миниатюру, выявив образный строй выбранного стихотворения. Тем более, что одна из ключевых тем на сольфеджио в 3-ем классе – освоение главных аккордовых функций (причём даётся понятие побочных функций и отклонений). Теперь ученик может не только сочинить свою песню, но и подобрать к ней фортепианное сопровождение. Чаще всего учащиеся ограничиваются простым гармоническим сопровождением (Н.Иваница «Подсолнух», 3 класс), но иногда делают фортепианную партию более индивидуализированной («Утёнок» Л.Хаджийская, 3 класс).
В 4 классе на уроках музыкальной литературы идёт активное усвоение различных музыкальных жанров (песня, марш, танец). Эти знания необходимо использовать на уроках сольфеджио: сочинять вокальные и инструментальные миниатюры с чертами определённых жанров.
В 5-ом – 6-ом классах учащиеся-пианисты уже достаточно хорошо владеют различными видами фактуры и могут сочинять более серьёзные песни и романсы. Хорошо, если на выпускном экзамене по сольфеджио учащиеся представляют ряд творческих работ и исполняют собственные романсы.
Подобный итог очень важен, так как в данном случае демонстрируются не только абстрактные теоретические знания, но и некий творческий достижение. В дополнение к сказанному можно привести образцы творческих заданий, которые используются в разных классах. Можно варьировать степень сложности заданий с учётом уровня подготовки учащихся, программных требований. Естественно, в каждом последующем классе сложность творческих упражнений возрастает.
- ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО.
- Работа с ритмом: импровизация мелодии на ритм, ритмическая импровизация по цепочке на фоне одноголосия, переритмизация текста в разных размерах, переритмизация нотного текста в разных жанрах, импровизация мелодии на фоне ритмического остинатного аккомпанемента.
- Досочинение фрагментов мелодии на заданный ритм в пройденных тональностях (1-2 класс).
- Досочинение мелодии с использованием заданных конкретных элементов: секвенции, движения по D7.
- Импровизация мелодии на текст: однотональная мелодия (1-2 класс), мелодия в переменном ладу (3-4 класс), модулирующая мелодия (6-7 класс).
- Сочинение второго голоса к мелодии.
- Импровизация в пентатонике.
- Импровизация на интервальную схему.
- Импровизация на блюзовый «квадрат».
- Сочинение этюдов на гармоническую схему.
- Жанровые пьесы на разные интервалы.
- Подбор аккомпанемента септаккордами к мелодии.
- Подбор аккомпанемента к песням. (Приложение №1).
- НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО.
Психологически очень важно, на наш взгляд, довести творческую линию до определённой «точки». В нашем случае этой «точкой» стал выпуск сборника «Творческие работы преподавателей и учащихся ДШИ им. М.И.Глинки» (2021 год). Песни, представленные в сборнике, иллюстрированы учащимися школы. Благодаря этому в творческий процесс вовлекается большее количество детей. В дальнейшем предполагается, что дизайн обложки тоже будет выполняться учащимися, владеющими компьютерной графикой (можно устроить конкурс работ и выбрать наиболее удачную).
Конечно, чтобы выпустить сборник, преподавателю необходимо самому владеть одной из компьютерных программ: “Sibelius”, “Finale”, «Нотограф»…
И в таком случае выпуск нотной продукции становится достаточно реальным делом.
Есть и ещё один очень важный психологический нюанс. Преподаватель должен на уроках сольфеджио использовать свои собственные творческие работы (помимо импровизации), чтобы подтолкнуть учащихся к созданию собственных сочинений. Таким образом, создаётся своего рода «нацеленность» на творчество.
В Приложении №2 представлены песни учащихся разных классов и песни преподавателя Кобелевой Л. А.
В дальнейшем есть замысел создания сборника «В подражание народному», где будут представлены песни различных жанров на народные тексты.
Одна из возможных форм – создание нескольких песен разными учащимися на один и тот же текст (своего рода «варианты»).
В самом начале будет вынесена подлинная народная песня с данным текстом, а затем варианты детей, причём первоначально учащиеся познакомятся только с поэтическим текстом, а после создания своего «варианта» — уже с мелодией народной песни. В иллюстрациях будет приветствоваться стилистика лубка и рисунки в народном духе.
Создать учащимся внутренний «интонационный словарь» на основе народных песенных интонаций представляется очень важным, так как именно в народных песнях хранится наша «генетическая память». Поэтому нашим детям нужен заинтересованный и более внимательный подход к освоению народных песен.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В завершение, подчеркнём ещё раз глубокое музыкально-воспитательное значение всех творческих форм работы. Это прекрасный способ воздействовать на самые глубины музыкального сознания детей, и чем раньше мы зароним в душу музыкального ребёнка творческую искру, тем вероятнее, что она не погаснет, и, обогатив внутренний мир каждого нашего воспитанника, многим со временем поможет стать хорошим музыкантом или просто интересной творческой личностью.
А это, без сомнения, и является целью нашего музыкального преподавания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Л.С.Выготский. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.1967.
- А.Мажейко. «Условия творческого труда». М.1970.
- В.И.Петрушин. «Музыкальная пропаганда: принципы и методы». «Советская музыка», 1990, №3.