Авторская рабочая программа
формирования навыков практического взаимодействия родителя и ребенка в домашних условиях через совместную деятельность
«Семейная академия»
Педагог-психолог: Ларионова Наталия Викторовна
Актуальность.
«Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку самостоятельно развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относится к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку с полным признанием его личности». П.Ф. Ленсгафт
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Большой вклад в теорию и практику формирования педагогической культуры родителей в 50–60-е гг. XX в. внес видный отечественный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. Опираясь на многолетний педагогический и жизненный опыт, педагог сделал вывод о том, что прежде чем воспитывать детей нужно воспитывать их родителей. Отцы и матери должны владеть педагогическими знаниями, умениями и навыками воспитательной деятельности.
Семьи, воспитывающие ребенка с ОВ, часто находятся в социальной изоляции, сужается их круг общения, уменьшается количество посещений развлекательных мероприятий и досуговых центров. Находясь постоянно рядом с ребенком, у родителей возникает вопрос: «Чем занять ребенка и как правильно это сделать?». Для повышения педагогической компетентности родителей появилась необходимость организации совместных групповых занятий родителей и детей. Совместная деятельность помогает формированию навыков практического взаимодействия родителя и ребенка в домашних условиях.
Цель: создание условий для формирования навыков практического взаимодействия родителя и ребенка в домашних условиях через совместную деятельность.
Задачи: 1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей.
2.Формировать навыки ручного труда.
3.Развивать память, внимание, коммуникативные и речевые навыки у детей.
4.Воспитывать уважительное отношение членов семьи друг к другу.
Принципы:
1.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка (учитывается физическое и эмоциональное состояние ребенка, диагноз).
2.Принцип комплексности методов воздействия (на каждом занятии используются все методы обучения).
3.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе (совместная практическая деятельность)
Методы:
- словесные (беседа)
- наглядные (демонстрация, иллюстрация)
- практические (выполнение поделки, рисунка)
Форма реализации программы:
- совместные групповые занятия родителей и детей (5 детей и 5 взрослых) – 1 раз в месяц.
Целевая группа: дети с ОВЗ и их родители.
Срок реализации программы: 1 год.
Ожидаемые результаты:
1.Приобретение навыков практического взаимодействия родителей и детей в домашних условиях.
2.Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей.
3.Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Тематический план занятий
№п/п | Тема занятия | Цель и задачи занятия | Содержание занятия |
1. | «Зимушка-зима» | Выделить основные трудности в воспитании ребенка и найти пути их преодоления.
Выполнение с детьми аппликации из манки «Зима». |
1.Знакомство.
2.Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Аппликация из манки «Зима» 5.Беседа с мамами на тему: «Трудности в воспитании ребенка» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
2. | «Наши защитники» | Познакомить родителей со стилями семейного воспитания и ролью бабушек и дедушек в воспитании ребенка.
Изготовление с детьми праздничных открыток с использованием шаблонов. |
1.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Открытка для папы/дедушки. 5.Беседа с родителями на тему: «Семейные отношения» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
3. | «Мама всегда рядом» | Познакомить родителей с видами наказания. Выявить достоинства и недостатки наказания.
Изготовление с детьми букета для мамы. |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. «Букет для мамы». 5.Беседа с родителями на тему: «Наказания – достоинства и недостатки» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
4. | «Весеннее пробуждение природы» | Познакомить родителей с особенностями проведения прогулок с ребенком.
Сформировать у детей навыки рисования ватными палочками. |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. «Весенняя капель» 5.Беседа с родителями на тему: «Значение прогулок для ребенка или как отдохнуть с пользой» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
5. | «Наши домашние питомцы» | Познакомить родителей с развивающими играми для детей.
Изготовление с детьми аппликации из ниток «Мое любимое животное» |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Аппликация из ниток «Мое любимое животное» 5.Беседа с мамами на тему: «Развивающие игры для детей» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
6. | «Летние забавы» | Познакомить родителей с организацией развивающей среды с целью познания окружающего мира.
Изготовление аппликации из листьев и цветов. |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Аппликация из цветов и листьев «Летняя поляна» 5.Беседа с мамами на тему: «Лето – время познания окружающего мира» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
7. | «Семейные традиции» | Познакомиться с семейными традициями семей.
Изготовление с детьми коллажа «Моя семья». |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Коллаж «Моя семья» 5.Беседа на тему: «Семейные традиции» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
8. | «Наш родной город» | Познакомить родителей и детей с основными местами семейного отдыха в нашем городе.
Формирование у детей навыков рисования. |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Рисование акварелью «Детская площадка» 5.Беседа на тему: «Наш родной город для семейного отдыха» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
9. | «Мамины помощники» | Познакомиться с трудностями и успехами детской помощи в семье.
Изготовление с детьми аппликации «Мамин фартук». |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Аппликация «Кухонный фартук» 5.Беседа с родителями на тему: «Мамины помощники. Трудности и успехи» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
10. | «Осенние краски» | Познакомить родителей со способами и методами выхода из осенней депрессии.
Изготовление с детьми аппликации из осенних листьев. |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Аппликация из листьев «Осенние краски» 5.Беседа с родителями на тему: «Осеннее настроение, как помочь себе и ребенку?» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
11. | «СемьЯ» | Обсудить с родителями и найти ответы на родительские «ЕСЛИ…»
Изготовление с детьми аппликации «Семейное древо». |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Аппликация из бумажных ладошек «Семейное древо». 5.Беседа с родителями на тему: «Практические советы на большие и маленькие родительские «ЕСЛИ»» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
12. | «Новогодний праздник» | Познакомиться с новогодними традициями семей.
Изготовление с детьми елочных украшений из бросового материала. |
1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт» 3.Физкультминутка. 4.Практическая часть. Елочные украшения из бросового материала. 5.Беседа с родителями на тему: «Новогодние традиции нашей семьи» 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
Список литературы:
- Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова.- М: Издательский центр «Академия», 2002.-312 с.-ISBN 5-7695-0558-3
- О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский; сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. – Изд. 5-е. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. П.р. Астапова В.М. – СПб., 2001. – 258с. ISBN: 5-318-00076-2
- Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с: ил. -ISBN 5-09-006683-3.
- Ваш счастливый ребенок [Текст]: уникальная энциклопедия для мам и пап : [12+] / [сост. И. Лисицына и др.]. – Москва: Бертельсманн Медиа Москау АО, 2013. – 735 с. : ил.; 27 см.; ISBN 978-5-88353-580-1