Авторская рабочая программа

формирования навыков практического взаимодействия родителя и ребенка в домашних условиях через совместную деятельность 

«Семейная академия»

 

Педагог-психолог: Ларионова Наталия Викторовна

Актуальность.

 «Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку самостоятельно развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относится к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку с полным признанием его личности». П.Ф. Ленсгафт

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Большой вклад в теорию и практику формирования педагогической культуры родителей в 50–60-е гг. XX в. внес видный отечественный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. Опираясь на многолетний педагогический и жизненный опыт, педагог сделал вывод о том, что прежде чем воспитывать детей нужно воспитывать их родителей. Отцы и матери должны владеть педагогическими знаниями, умениями и навыками воспитательной деятельности.

Семьи, воспитывающие ребенка с ОВ, часто находятся в социальной изоляции, сужается их круг общения, уменьшается количество посещений развлекательных мероприятий и досуговых центров. Находясь постоянно рядом с ребенком, у родителей возникает вопрос: «Чем занять ребенка и как правильно это сделать?». Для повышения педагогической компетентности родителей появилась необходимость организации совместных групповых занятий родителей и детей. Совместная деятельность помогает формированию навыков практического взаимодействия родителя и ребенка в домашних условиях.

Цель: создание условий для формирования навыков практического взаимодействия родителя и ребенка в домашних условиях через совместную деятельность.

Задачи: 1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

2.Формировать навыки ручного труда.

3.Развивать память, внимание, коммуникативные и речевые навыки у детей.

4.Воспитывать уважительное отношение членов семьи друг к другу.

Принципы:

1.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных    особенностей ребенка (учитывается физическое и эмоциональное состояние ребенка, диагноз). 

2.Принцип комплексности методов воздействия (на каждом занятии используются все методы обучения). 

3.Принцип активного привлечения ближайшего социального   окружения к участию в работе (совместная практическая деятельность)

Методы:

  • словесные (беседа)
  • наглядные (демонстрация, иллюстрация)
  • практические (выполнение поделки, рисунка)

Форма реализации программы:

  • совместные групповые занятия родителей и детей (5 детей и 5 взрослых) – 1 раз в месяц.

Целевая группа: дети с ОВЗ  и их родители. 

Срок реализации программы: 1 год.

Ожидаемые результаты:

1.Приобретение навыков практического взаимодействия родителей и детей в домашних условиях.

2.Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей.

3.Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Тематический план занятий

№п/п Тема занятия Цель и задачи занятия Содержание занятия
1. «Зимушка-зима» Выделить основные трудности в воспитании ребенка и найти пути их преодоления.

Выполнение с детьми аппликации из манки «Зима». 

1.Знакомство.

2.Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Аппликация из манки «Зима»

5.Беседа с мамами на тему: «Трудности в воспитании ребенка»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

2. «Наши защитники» Познакомить родителей со стилями семейного воспитания и ролью бабушек и дедушек в воспитании ребенка.

Изготовление с детьми  праздничных открыток с использованием шаблонов.

1.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Открытка для папы/дедушки.

5.Беседа с родителями на тему: «Семейные отношения»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

3. «Мама всегда рядом» Познакомить родителей с видами наказания. Выявить достоинства и недостатки наказания.

Изготовление с детьми букета для мамы.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. «Букет для мамы».

5.Беседа с родителями на тему: «Наказания – достоинства и недостатки»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

4. «Весеннее пробуждение природы» Познакомить родителей с особенностями проведения прогулок с ребенком.

Сформировать у детей навыки рисования ватными палочками.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. «Весенняя капель»

5.Беседа с родителями на тему: «Значение прогулок для ребенка или как отдохнуть с пользой»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

5. «Наши домашние питомцы» Познакомить родителей с развивающими играми для детей.

Изготовление с детьми аппликации из ниток «Мое любимое животное»

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Аппликация из ниток «Мое любимое животное»

5.Беседа с мамами на тему: «Развивающие игры для детей»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

6. «Летние забавы» Познакомить родителей с организацией развивающей среды с целью познания окружающего мира.

Изготовление аппликации из листьев и цветов.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Аппликация из цветов и листьев «Летняя поляна»

5.Беседа с мамами на тему: «Лето – время познания окружающего мира»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

7. «Семейные традиции» Познакомиться с семейными традициями семей.

Изготовление с детьми коллажа «Моя семья».

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Коллаж «Моя семья»

5.Беседа на тему: «Семейные традиции»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

8. «Наш родной город» Познакомить родителей и детей с основными местами семейного отдыха в нашем городе.

Формирование у детей  навыков рисования.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Рисование акварелью «Детская площадка»

5.Беседа на тему: «Наш родной город для семейного отдыха»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

9. «Мамины помощники» Познакомиться с трудностями и успехами детской помощи в семье.

Изготовление с детьми  аппликации «Мамин фартук».

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Аппликация «Кухонный фартук»

5.Беседа с родителями на тему: «Мамины помощники. Трудности и успехи»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

10. «Осенние краски» Познакомить родителей со способами и методами выхода из осенней депрессии.

Изготовление с детьми  аппликации из осенних листьев.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Аппликация из листьев «Осенние краски»

5.Беседа с родителями на тему: «Осеннее настроение, как помочь себе и ребенку?»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

11. «СемьЯ» Обсудить с родителями и найти ответы на родительские «ЕСЛИ…»

Изготовление с детьми  аппликации «Семейное древо».

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Аппликация из бумажных ладошек «Семейное древо».

5.Беседа с родителями на тему: «Практические советы на большие и маленькие родительские «ЕСЛИ»»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

12. «Новогодний праздник» Познакомиться с новогодними традициями семей.

Изготовление с детьми  елочных украшений из бросового материала.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2. Индивидуальные задания для детей «Открой конверт»

3.Физкультминутка.

4.Практическая часть. Елочные украшения из бросового материала.

5.Беседа с родителями на тему: «Новогодние традиции нашей семьи»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Список литературы:

  1. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова.- М: Издательский центр «Академия», 2002.-312 с.-ISBN 5-7695-0558-3
  2. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский; сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. – Изд. 5-е. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с. 
  3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. П.р. Астапова В.М. – СПб., 2001. – 258с. ISBN: 5-318-00076-2
  4. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с: ил. -ISBN 5-09-006683-3.
  5. Ваш счастливый ребенок [Текст]: уникальная энциклопедия для мам и пап : [12+] / [сост. И. Лисицына и др.]. – Москва: Бертельсманн Медиа Москау АО, 2013. – 735 с. : ил.; 27 см.; ISBN 978-5-88353-580-1