Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Конспект поисково-исследовательской деятельности

в старшей группе (5-6 лет)

«Статическое электричество»

Подготовили:

Воспитатель 

первой квалификационной категории Антонова Ж.Е.
Антипина Н.Н.

Цель:  формирование  представлений о статическом электричестве.

 

Задачи

  • познакомить с проявлением статического электричества; 
  • познакомить с возможностью снятия статического электричества  с предмета;
  • поддерживать интерес к опытнической деятельности.

 

Материалы и оборудование:

  • Часы с батарейкой:
  • Оборудование для опытов:

Опыт 1. Воздушные шарики по количеству детей.

Опыт 2. Расчески по количеству детей, полоски бумаги.

Опыт 3. Расчески и зеркала  по количеству детей. 

  • Знак « Лабратория»;
  • Нагрудные значки «Юный исследователь»;
  • Альбомы для фиксации опытов

 

Методы и приемы: проблемная ситуация, активизирующие вопросы, зарисовывание опытов, практические действия. 

 

Дифференцированный подход: 

  • дети первой подгруппы зарисовывают опыты самостоятельно;
  • дети второй подгруппы зарисовывают опыты с помощью воспитателя.

 

Индивидуальная работа:  активизировать мыслительную деятельность Иры Ш. Маши К. вопросами о назначении электроприборов. 

Ход деятельности

 

Воспитатель: Я посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но они не работают.  Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что случилось?  

(Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д) 

Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Заработали. Послушайте. Как вы думаете, почему часы заработали?

(Ответы детей)

Воспитатель:   Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.

Что же за сила такая скрывается в батарейке?  Как вы думаете? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Это электричество.

Когда мы поставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали. Ребята, как вы думаете,  у нас в группе есть электричество? Где оно может находиться ? 

(Ответы детей) В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки.

Воспитатель: Что работает с помощью электричества и Назначение этих предметов? 

(Ответы детей: Утюгом – гладят бельё. Миксером – взбивают крем. Феном – сушат волосы. Лампой – освещают книгу. Пылесосом – пылесосят ковры. Вентилятором – охлаждают воздух. В холодильнике – хранят продукты. В микроволновке – разогревают еду. В чайнике – кипятят воду. На электроплите – готовят еду. По телефону – звонят. На магнитофоне – слушают музыку. )

Воспитатель: как мы можем эти предметы назвать одним словом? 

(Электроприборы)

Воспитатель: Как вы думаете,  Электричество, при помощи которого работают электроприборы – опасно для человека? 

(Ответы детей)

 Воспитатель: электричество очень опасно и нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель:  А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. Называется статическое электричество. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Сегодня мы с вами будем научными исследователями. 

Приглашаю Вас в нашу лабораторию, где мы научимся ловить доброе статическое электричество. 

 

Опыт №1 (у доски)

Воспитатель: Посмотрите, на доске шарик висит, а  на полу шарики лежат. Попробуем  повесить их  на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).

Почему этот шарик висит, а наши шарики падают?

(Ответы детей)

 

Воспитатель: Давайте наши шарики сделаем волшебными. Посмотрите как! Шарик потрем  о волосы и приложим к стене той стороной, которой натирали.  Что происходит?  

(Ответы детей) Шарики висят на стене. Как мы их сделали такими?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вывод: Наши волосы могут накапливать статическое электричество, мы поймали его шариком,  когда стали натирать шарик о волосы, поэтому он притянулся к стене.

 

Опыт № 2 (за столами)

Воспитатель: Мы ловили  электричество шариком, а сейчас попробуем поймать его расчёской.  Как вы думаете, есть ли сейчас статическое электричество в расчёске?

(Ответы детей)

Предлагаю это  проверить. Для этого можно поднести кусочек бумаги к расчестке. Что происходит?  

(Ответы детей)

Воспитатель: Как сделать так, чтобы в расчёске появилось  статическое электричество? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Потереть расчёской о волосы,  расчесать  о волосы. Давайте поймаем  электричество. 

Проверяем, появилось ли электричество в расчёске. Можно проверить с помощью бумаги. Подносим бумагу к расческе.

Что происходит?   

(Ответы детей: бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.)

Как вы думаете, почему это происходит?

(Ответы детей:  потерли о волосы, поймали электричество в волосах)

Воспитателя: правильно: мы расческой поймали в волосах статическое электричество.

 

Опыт №3 (в туалетной комнате) 

Воспитатель: Статическое электричество можно не только поймать. Но и убрать, когда оно не нужно.

Предлагаю пройти в следующий отдел  нашей лаборатории.

(Дети проходят в туалетную комнату

Мы с вами увидели , что наши волосы могут накапливать статическое электричество. Как вы думаете, с помощью чего мы можем убрать статическое электричество.

(Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим.

Давайте перед зеркалом причешем волосы. Энергично проведём расчёской по волосам и поднимем расчёску на некоторое расстояние над головой. Что происходит с вашими волосами? 

(ответы детей: они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). 

Воспитатель: немного смочим свою ладошку водой из под крана  и попробуем пригладить свои волосы. 

Что мы видим? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, вода помогла убрать статическое электричество.

 

  1. Рефлексия 

Воспитатель: 

Предлагаю зарисовать наши опыты в научных блокнотах.

Дети проходят за столы

Сначала мы с вами ловили статическое электричество

Воспитатель рисует образец Опыта № 1 , проговаривая основные выводы. 

Дети зарисовывают в блокнотах.

Воспитатель рисует образец Опыта № 2 , проговаривая основные выводы.

Дети зарисовывают в блокнотах.

Что вам запомнилось больше всего?

(Ответы детей)

На память о наших научных опытах    вам сегодня  вручается знак маленького исследователя. Молодцы.