Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»
Конспект
мероприятия
с детьми подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности
по познавательному развитию
«Удивительные приключения»
(Исследование)
Подготовила и провела
Воспитатель, учитель-логопед
Грядецкая Олеся Сергеевна,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2023 г.
Цель: закрепление математических знаний и умений, расширение представлений детей об объектах неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
– закреплять знания о геометрических фигурах, о пространственных представлениях, счет в пределах 10 и 20;
– побуждать решать детей задачи проблемного характера с использованием элементов методики ТРИЗ;
– формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камни;
– способствовать развитию интереса к математическим познаниям и окружающему миру.
Развивающие:
– развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;
– развивать мелкую моторику и координацию движений при работе
на математическом планшете, при обследовании камней.
Воспитательные:
-воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
– воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- беседа;
- малоподвижные игры: «Загадки», «Найди свое место»;
- игровое упражнение « Построй мост», «Убери лишний», «Построй дом»;
- исследовательская деятельность с использованием ТРИЗ;
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,двигательная,игровая.
Материалы и оборудование: большая магнитная доска; нарисованная карта России; электронная презентация с сопровождающими картинками; искусственная река, карточки-схемы с цепочкой фигур из блоков Дьенеша; стулья с порядковыми номерами; столы для работы с заданиями; математические планшеты; плоские круглые формы с наклеенными схемами-загадками; карточки с примерами; сундук с камнями; коллекционная коробка.
Приемы: использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания, загадки, вопросы, выкладывание схем с помощью «Математического планшета»,
Количество детей:10 чел.
Место нахождения детей и расположение пособий:
фланелеграфы экран магнитная доска
болото стулья
дети река
столы
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (организаци-онный момент) | Дети входят в зал,свободно встают рядом с воспитателем | В. предлагает поздороваться с гостями. | Дети здороваются с гостями. |
Вводная часть (мотиваци-
онный момент) |
Неожиданно раздается звук обвала и на экране появляется изображение знака SOS.
Следующий слайд – Хозяйка Медной горы, которая сообщает детям,что вход в ее пещеру завалило камнями, и она просит помощи. Хозяйка медной горы: – Не волнуйтесь, путь к пещере покажет моя помощница – ящерка. У нее есть подробная карта пути. Но по дороге вам предстоит преодолеть немало препятствий, не боитесь? Справитесь? Ведь каждое правильно выполненное задание, уберет один камень от моей пещеры. (На экране слайд с изображением волшебной ящерки). |
В. спрашивает детей, что означает этот сигнал?
В.: Вот кто просит нас о помощи, подает сигнал о помощи SOS, это сама Хозяйка Медной горы. Помните, ребята, мы знакомы с ней по сказкам Павла Бажова. Какие названия сказок вы можете вспомнить? Как помочь хозяйке медной горы? В.: Уважаемая Хозяйка Медной горы, мы тебя слышим и обязательно придем на помощь. Только как мы найдем дорогу к твоей пещере? |
Дети отвечают,что это сигнал о помощи. Кто-то зовет на помощь.
Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы». Дети предлагают варианты помощи (Нужно разобрать завал). |
Основная часть.
Проблемная ситуация. |
Большая магнитная доска с картой России, где отмечен путь от
Санкт-Петербурга до Уральских гор. Рядом на доске имитация завала из карточек с картинками камней (по мере продвижения и решения задач, картинка с камнем снимается с «завала» и прикрепляется одним из детей на карту на пройденную точку). Слайд с изображение реки. |
В.:– Путь наш долог и велик и сидеть нам не велит!
Ребята, давайте посмотрим на карту и попытаемся разобраться, Куда нам идти: направо или налево? В.: – Отправляемся в путь на помощь Хозяйке Медной горы! Страна наша очень большая! Первое препятствие на нашем пути – это широкая река. А как реку перейти? |
Дети ориентируются по карте. Предлагают варианты направлений.
Дети рассказывают, что в стране нашей много лесов, рек, гор, озер, городов. Ответы детей …(Нужно ПОСТРОИТЬ мост). |
1. Игровое задание «Построй мост» | На полу выложена голубая «искусственная река» (нарисована на бумаге), 5 коробок блоков Дьенеша, 5 карточек с нарисованной цепочкой фигур для каждой пары. | В. (вскрывая конверт):
«Вы сможете перейти реку, когда справитесь с заданием от ящерки». А задание такое: нужно построить мосты! В. наблюдает за детьми в процессе задания. При необходимости – помогает. В.:Молодцы, ребята, справились с этим заданием! Перешли реку! Один камень мы уже убрали. (Детям предлагается снять одну из картинок с камнем и прикрепить на пройденное место на карте). |
Дети делятся на пары с помощью «волшебного мешочка», вытаскивая себе по фигурке
(в мешочке 10 фигур по две одинаковые). Дети «строят мосты» на полу через, подготовленную заранее, искусственную реку. |
2.Игра в кругу «Загадки» | Слайд с изображением леса.
В кругу передается камень и по очереди дети отгадывают математические стихи-загадки, которые загадывает воспитатель. |
В.: Продолжим путь!Впереди дремучий лес.
Полон этот лес чудес, Камень ты скорей возьми и ответ мне назови! (математические загадки-стихи). |
Дети стоят у доски.
Дети встают в круг, передавая друг другу камень, по очереди отгадывают загадки. |
3.Игровое задание «Построй дом» | Слайд с изображением города.
На столах математические планшеты для выкладывания различных схем (домов) по собственной задумке. |
В.: Что у нас на карте дальше? –
(Это Кузнецк!) Какой он? Все это сделано из камня. Но жители жалуются, что не хватает в городе домов. Давайте поможем жителям. (Задание от ящерки). Ящерка нам предлагает создать схемы домов с помощью математических планшетов.А жители, выбрав самые интересные, построят по этим эскизам себе новые дома! В.:Какие интересные, дома вы придумали! Молодцы, все справились! |
Дети: Город!
Варианты ответов: красивый, светлый, есть памятники и т.д. Дети проходят к столам и на математических планшетах самостоятельно выкладывают схемы домов. |
4.Физкультминутка «Зарядка» | Раз — мы встали, распрямились.
Два – согнулись, наклонились. Три – руками три хлопка. А четыре – под бока. Крылья пестрые мелькают В поле бабочки летают. Пять – руками помахать Шесть – на место встать опять! |
В.:А теперь пора и передохнуть.
В. показывает движения. |
Дети повторяют движения за воспитателем. |
5.Игра: «Найди свое место» | Цель: упражнять в порядковом счете
(два набора карточек из картона с приклеенными на них декоративными камушками в ряд от 11 до 20). Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Дети пересчитывают камушки, запоминают их число. По сигналу:«Числа, встаньте по порядку», каждый изиграющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камешков на его карточке. |
В.: А теперь можно еще и поиграть!
В. раздает карточки и объясняет правила игры. Кто быстрее? |
Каждый из детей становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камушков на его карточке. |
6. Игровое упражнение «Убери лишний!» | Слайд с изображением болота.
2 набора из 6 «искусственных» плоских камней с изображениями – схемами для двух команд. Выкладывается дорожка, находится лишнее изображение-схема, по оставшимся пяти дети переходят «болото», проговаривая «шагалочку-чистоговорку». |
В.:На болото мы пришли и задание нашли.
Болото не очень топкое, но все же перейти его трудно. Для этого нужно проложить дорогу. Дороги тоже сделаны с помощью камней. (Задание от ящерки в конверте): болото можно перейти по 2 дорогам из камней, но камнине простые, с загадочными знаками! Лишний знак нужно убрать. |
Дети рассматривают изображение болота.
Дети делятся на две команды – 2 группы по 5 человек, выбираются считалочкой. Раз, два, три, четыре, пять нам друзей не сосчитать. А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга! Дети выкладывают дорожки. |
7.ТРИЗ | На экране слайд с изображением Хозяйки Медной горы.
Хозяйка медной горы: Спасибо вам ребята, что пришли на помощь и помогли мне. В благодарность я хочу подарить вам сундук с сокровищами! А сокровища мои – это драгоценные камни нашей земли! Выносится сундук с «сокровищами» и коллекционная коробка для камней. Два фланелеграфа с набором изображения камней и карточками ТРИЗ. |
В.: Все задачи решили! Справились! И вышли, наконец-то к Уральским горам! Где живет Хозяйка Медной горы!
Мы помогли ей разобрать завал. Вы своими знаниями и умениями освободили вход в пещеру Хозяйки Медной горы! В.:Ребята, можете взять из сундука себе по камушку! В. предлагает некоторым детям выложить таблицу-коллаж своего камня, с помощью карточек ТРИЗ |
Ребята встают полукругом перед экраном.
Дети разбирают камни. Обследуют в руках, называя свойства камней. Дети у фланелеграфа, выкладывают коллаж. |
8. «Реши пример» | Коллекционная коробка с пронумерованными ячейками, карточки с примерами. | В.: Чтобы нам создать настоящую коллекцию самоцветов, у каждого камня должна быть своя ячейка для хранения, но каждая ячейка имеет свой порядковый номер. Вы легко его узнаете, если правильно решите математические примеры, а полученный ответ и будет номером вашей ячейки. | Дети решают примеры на карточках и выкладывают каждый свой камень в нужную ячейку. |
Рефлексия:
Итог НОД. Оценка деятельности детей. |
В.: Спасибо Хозяйке Медной горы за такой подарок!
Что же мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? В нашем городе много выставок «Мир Камней», Музей камня, Геологический музей, музей Горного института! Обязательно посещайте с родителями музеи нашего прекрасного города. |
Ответы детей |