Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»

Конспект

мероприятия

 с детьми подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности

по познавательному развитию

«Удивительные приключения»

(Исследование)

Подготовила и провела

Воспитатель, учитель-логопед

     Грядецкая Олеся Сергеевна,

      высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2023 г.

Цель: закрепление математических знаний и умений, расширение представлений детей об объектах неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

 

            – закреплять знания о геометрических фигурах, о пространственных представлениях, счет в пределах 10 и 20;

– побуждать решать детей задачи проблемного характера с использованием элементов методики ТРИЗ;

            – формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камни; 

 – способствовать развитию интереса к математическим познаниям и окружающему миру.

 

Развивающие:

          – развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;

          – развивать мелкую моторику и координацию движений при работе

на математическом планшете, при обследовании камней.

 

Воспитательные:

 

           -воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
          – воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

  • беседа;

 

  • малоподвижные игры: «Загадки»,  «Найди свое место»;

 

  • игровое упражнение  « Построй мост», «Убери лишний», «Построй дом»;

 

  • исследовательская деятельность с использованием ТРИЗ;

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,двигательная,игровая.

        Материалы и оборудование: большая магнитная доска; нарисованная карта России; электронная презентация с сопровождающими картинками; искусственная река, карточки-схемы с цепочкой фигур из блоков Дьенеша; стулья с порядковыми номерами; столы для работы с заданиями; математические планшеты; плоские круглые формы с наклеенными схемами-загадками; карточки с примерами; сундук с камнями; коллекционная коробка.

Приемы: использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания, загадки, вопросы, выкладывание схем с помощью «Математического планшета»,

         Количество детей:10 чел.

 

                                                 Место нахождения детей и расположение пособий:

 

фланелеграфы                                                 экран                                              магнитная доска

 

болото                                      стулья

                                                                                               дети                                               река                                                                                                                       

 

                                       столы

 

Ход образовательной деятельности

 

Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей
Вводная часть (организаци-онный момент) Дети входят в зал,свободно встают рядом с воспитателем В. предлагает поздороваться с гостями. Дети здороваются с гостями.
Вводная часть (мотиваци-

онный момент)

Неожиданно раздается звук обвала и на экране появляется изображение знака SOS.

Следующий слайд – Хозяйка Медной горы, которая сообщает детям,что вход в ее пещеру завалило камнями, и она просит помощи.

Хозяйка медной горы:  – Не волнуйтесь, путь к пещере покажет моя помощница – ящерка. У нее есть подробная карта пути. Но по дороге вам предстоит преодолеть немало препятствий, не боитесь? Справитесь? Ведь каждое правильно выполненное задание, уберет один камень от моей пещеры.

(На экране слайд с изображением волшебной ящерки).

В. спрашивает детей, что означает этот сигнал?

В.: Вот кто просит нас о помощи, подает сигнал о помощи SOS, это сама Хозяйка Медной горы. Помните, ребята, мы знакомы с ней по сказкам Павла Бажова. Какие названия сказок вы можете вспомнить?

Как помочь хозяйке медной горы? 

В.: Уважаемая Хозяйка Медной горы, мы тебя слышим и обязательно придем на помощь. Только как мы найдем дорогу к твоей пещере?

Дети отвечают,что это сигнал о помощи. Кто-то зовет на помощь.

Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы».

Дети предлагают варианты помощи (Нужно разобрать завал).

Основная часть.

Проблемная ситуация.

Большая магнитная доска с картой России, где отмечен путь от

Санкт-Петербурга до Уральских гор.

Рядом на доске имитация завала из карточек с картинками камней (по мере продвижения и решения задач, картинка с камнем снимается с «завала» и прикрепляется одним из детей на карту на пройденную точку).

Слайд с изображение реки.

В.:– Путь наш долог и велик и сидеть нам не велит!

Ребята, давайте посмотрим на карту и попытаемся разобраться,  Куда нам идти: направо или налево?

В.: – Отправляемся в путь на помощь Хозяйке Медной горы! 

Страна наша очень большая! 

Первое препятствие на нашем пути – это широкая река. А как реку перейти? 

Дети ориентируются по карте. Предлагают варианты направлений.

Дети рассказывают, что в стране нашей много лесов, рек, гор, озер, городов.

Ответы детей …(Нужно ПОСТРОИТЬ мост).

1. Игровое задание «Построй мост» На полу выложена голубая «искусственная река» (нарисована на бумаге), 5 коробок блоков Дьенеша, 5 карточек с нарисованной цепочкой фигур для каждой пары. В. (вскрывая конверт):

«Вы сможете перейти реку, когда справитесь с заданием от ящерки». А задание такое: нужно построить  мосты!

В. наблюдает за детьми в процессе задания. При необходимости – помогает.

В.:Молодцы, ребята, справились с этим заданием! Перешли реку!  Один камень мы уже убрали. 

(Детям предлагается снять одну из картинок с камнем и прикрепить на пройденное место на карте).

Дети делятся на пары с помощью «волшебного мешочка», вытаскивая себе по фигурке 

(в мешочке 10 фигур по две одинаковые).

Дети «строят мосты» на полу через, подготовленную заранее, искусственную реку.

2.Игра в  кругу «Загадки» Слайд с изображением леса.

В кругу передается камень и по очереди дети отгадывают математические стихи-загадки, которые загадывает воспитатель.

В.: Продолжим путь!Впереди дремучий лес. 

Полон этот лес чудес,

Камень ты скорей возьми  и ответ мне назови!

(математические загадки-стихи).

Дети стоят у доски.   

Дети встают в круг, передавая друг другу камень, по очереди отгадывают загадки.

3.Игровое задание «Построй дом» Слайд с изображением города.

На столах математические планшеты для выкладывания различных схем (домов) по собственной задумке.

В.: Что у нас на карте дальше?  – 

 (Это Кузнецк!) Какой он?

Все это сделано из камня. 

Но жители жалуются, что не хватает в городе домов. Давайте поможем жителям. 

(Задание от ящерки).

Ящерка нам предлагает создать схемы домов с помощью математических планшетов.А жители,  выбрав самые интересные, построят по этим эскизам себе новые дома! 

В.:Какие интересные, дома вы придумали! 

Молодцы, все справились!

Дети: Город!

Варианты ответов: красивый, светлый, есть памятники и т.д.

Дети проходят к столам и на математических планшетах самостоятельно выкладывают схемы домов.

4.Физкультминутка «Зарядка» Раз — мы встали, распрямились.

Два – согнулись, наклонились.                             

Три – руками три хлопка.               

А четыре – под бока.                                               Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

Пять – руками помахать

Шесть – на место встать опять!                            

В.:А теперь пора и передохнуть.

В. показывает движения.

Дети повторяют движения за воспитателем.
5.Игра:  «Найди свое место» Цель: упражнять в порядковом счете

(два набора карточек из картона с приклеенными на них декоративными камушками в ряд  от 11 до 20).

 Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Дети пересчитывают камушки, запоминают их число. По сигналу:«Числа, встаньте по порядку», каждый изиграющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камешков на его карточке.

В.: А теперь можно еще и поиграть! 

В. раздает карточки и объясняет правила игры. Кто быстрее?

Каждый из детей становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камушков на его карточке.
6. Игровое упражнение «Убери лишний!» Слайд с изображением болота.

2 набора из 6  «искусственных» плоских камней с изображениями – схемами для двух команд. Выкладывается дорожка, находится лишнее изображение-схема, по оставшимся пяти дети переходят «болото», проговаривая «шагалочку-чистоговорку».

В.:На болото мы пришли и задание нашли.

Болото не очень топкое, но все же перейти его трудно. Для этого нужно проложить дорогу. Дороги тоже сделаны с помощью камней. (Задание от ящерки в конверте): болото можно перейти по 2 дорогам из камней, но камнине простые, с загадочными знаками! Лишний знак нужно убрать. 

Дети рассматривают изображение болота.

Дети делятся на две команды – 2 группы по 5 человек, выбираются считалочкой.

Раз, два, три, четыре, пять нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга!

Дети выкладывают дорожки.

7.ТРИЗ На экране слайд с изображением Хозяйки Медной горы.

Хозяйка медной горы: Спасибо вам ребята, что пришли на помощь и помогли мне. В благодарность я хочу подарить вам сундук с сокровищами! А сокровища мои – это драгоценные камни нашей земли! 

Выносится сундук с «сокровищами» и коллекционная коробка для камней.

Два фланелеграфа с набором изображения камней и карточками ТРИЗ.

В.: Все задачи решили! Справились! И вышли, наконец-то к Уральским горам! Где живет Хозяйка Медной горы!

Мы помогли ей разобрать завал.

Вы своими знаниями и умениями освободили  вход в пещеру Хозяйки Медной горы!

В.:Ребята, можете взять из сундука себе по камушку!

В. предлагает некоторым детям  выложить таблицу-коллаж своего камня, с помощью карточек ТРИЗ

Ребята встают полукругом перед экраном.

Дети разбирают камни. Обследуют в руках, называя свойства камней.

Дети у фланелеграфа, выкладывают коллаж.

8. «Реши пример» Коллекционная коробка с пронумерованными ячейками, карточки с примерами. В.: Чтобы нам создать настоящую коллекцию самоцветов, у каждого камня должна быть своя ячейка для хранения, но каждая ячейка имеет свой порядковый номер. Вы легко его узнаете, если правильно решите математические примеры, а полученный ответ и будет номером вашей ячейки. Дети решают примеры на карточках и выкладывают каждый свой камень в нужную ячейку.
Рефлексия:

Итог НОД.

Оценка деятельности детей.

В.: Спасибо Хозяйке Медной горы за такой подарок!

Что же мы с вами сегодня делали?

Что вам больше всего понравилось?

В нашем  городе  много выставок «Мир Камней», Музей камня, Геологический музей,  музей Горного института! Обязательно посещайте с родителями музеи нашего прекрасного города.

Ответы детей