МАРИЙСКИЙ КВН «ЗНАТОКИ МАРИЙСКИХ СКАЗОК»

Группа: подготовительная

Воспитатели:

Ведущий

Пампалче

Атрибуты:

Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников.

  1. Формирование чувства любви к своему родному краю , своей малой родине на основе приобщения к родной природе , культуре и традициям.
  2. Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.
  3. Активизировать знания детей о марийских богатырях.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания о сказках, их жанровых особенностях, продолжать расширять детский кругозор;
  2. Развивать связную речь, навыки рифмовки слов, фонематический слух;
  3. Развивать творческое воображение, внимание, память, логическое и образное мышление;
  4. Воспитывать интерес  к марийским народным сказкам, к устному народному творчеству;
  5. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь, умение слушать друг друга, чувство ответственности перед своей командой.

Ход праздника:

Дети подскоками входят в зал, по командам встают в 2 шеренги, лицом друг к другу.

Чтецы:

1.Край ты мой, Марийский,

Дух земли родной,

Связан я с тобою, как Луна с Землей.

2.Ты определяешь все мои шаги,

Чувствую тебя я сердцем изнутри.
3.Малая ты, Родина, средь страны большой,

Словно жемчуг в озере,

Словно глаз Земной.

4.Дружба – наша мудрость,

Гордость – наш успех,

Слава – наши люди,

Счастье – детский смех.

5.Хлеб и лес – богатство,

Край ты мой, Марийский – малая земля!

Ведущий: День рождения нашей Республики в ноябре, а ноябрь – это поздняя осень. Уже дождливо, холодно. Но наши дети не грустят, а продолжают праздновать День рождение родной Республики. У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, первый снег и мамины глаза. Это место называется малой Родиной. Для нас это наш город Йошкар – Ола, республика Марий Эл, а мы с вами – йошкаролинцы. Если день рождение, то должны быть у нас на празднике и гости.

Под музыку входит Пампалче.

 Ведущий: Ребята, к нам пришла Пампалче.

Пампалче: Я пришла к вам из сказки. Из какой сказки я пришла?

Дети: Сереброзубая Пампалче.

Пампалче:  Поро кече лийже шергакан рвезе-влак! Добрый день, дорогие ребята.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто является самой главной ценностью на марийской земле?

Дети: (отвечают)

Ведущий: Правильно, это народ, который живет и трудится во благо нашей республики Марий Эл, народ который сложил сказки и легенды о марийских богатырях. Сегодня мы с вами проведем КВН, посвященный марийским сказочным богатырям.

Пампалче: Я буду оценивать ваши ответы-осенними цветами, астрами.

Ведущий: Сегодня в КВН участвует 2 команды:

1 Команда Йомакзе-сказочники

2команда Юзо-волшебники

1.Конкурс:

«Загадочный» Надо угадать марийских богатырей.

1 Команде Йомакзе-сказочники 

1.Бежит Кокшага река

Красивы ее берега

Марийцы на реке Кокшаге живут

В честь какого героя, так речку зовут? (Кокша богатырь)

2.Волшебный меч сковал кузнец

Чтоб был отважнее боец

Злого Турни богатырь победил

И красавицу Юкчи освободил (Юанай)

2команда Юзо-волшебники

1.Был выше он горы любой

Великан такой лесной

Вытряхнул песок с лаптей

Гора появилась среди елей и пней. (Онар)

2.Знают взрослые и дети

Нет сильней его на свет

В детстве медведя победил

От  врагов народ он защитил (Чоткар)

Пампалче оценивает конкурс.

Звенит телефон.

Пампалче: Алле, приехали к нам артисты. Хорошо встречаю.

Идет за детьми старших групп, которые ходят на вокал.

Пампалче: Встречайте артистов, вокальный ансамбль с песней «Шыргыжалын колтена».

2.Песня: «Шыргыжалын колтена» В.Осипов. 

Пампалче: У артистов гастроли, скажем им Тау (спасибо), Чеверын (до свидания).

Ведущий уводит детей старших групп. 

Пампалче: А я вам принесла сундучок, в нем вопросы о марийских богатырях. Я хочу вам подарить этот сундук.

Ведущий: Посмотрим ребята

 Вот и первый богатырь.

(достает первый лист с вопросами из сундука)

(Слайд с богатырем Кокша)

Перед нами богатырь Кокша

2 конкурс «Вопросы о богатыре Кокша»

Для 1 команды

-Сколько дней  Кокше понадобилось, чтобы вырасти и стать богатырем (12)

-Какой богатырь Кокше подарил силу? (Кугурак)

-Какому владыке охотники приносили свою добычу, а земледельцы приносили рожь и ячмень? (Вараш)

Для 2 команды:

-Как называли речку в марийской республике в честь богатыря?

-Кто подарил Кокше ловкость? (Чоткар)

-Кто подарил Кокше мудрость? (Акпатыр)

Пампалче оценивает ответы команд.

Пампалче: Проведем богатырское состязание «Какшан гоч вончымаш», Переправа через Кокшагу.

  1. Богатырское состязание. «Переправа через Кокшагу» 2 команды. Первый участник берет обруч, обегает кеглю, берет второго участника в обруч, потом третьего и т.д.

Ведущий: Молодцы, ловко переправились через речку. 

(достает второй лист с вопросами из сундука)

(Слайд с богатырем Чумбулат  )

Ведущий: Перед нами богатырь  Чумбулат 

2 конкурс «Вопросы о богатыре Чумбулате»

Для 1 команды

-На чем ездил Чумбулат? (на коне)

-Где богатыря похоронили? (в каменной круче)

Для 2 команды

-Кто зря  разбудил Чумбулата и он обиделся? (ребятишки)

-Что таит в себе камень, где богатыря похоронили? (живую силу)

Пампалче оценивает ответы детей.

Пампалче: Предлагаю богатырскую забаву «Писе Чумбулат», быстрый Чумбулат.

  1. Богатырская забава «Быстрый Чумбулат» «Писе Чумбулат»

2 команды скачут на коне и обратно передают коня следующему.

Ведущий: Ох, и быстры ваши кони, и наездники резвые.

(достает третий лист лист с вопросами из сундука)

(Слайд с богатырем Юанай  )

Ведущий: Перед нами богатырь  Юанай

3 конкурс «Вопросы о богатыре Юанае»

Для 1 команды

-Каким промыслом Юанай занимался? (охотой)

-Кто налетал на илемы (деревни) марийцев, когда зарождалась новая луна, и забирал девушек в плен? (Трехглавый змей Турни)

-Кого Юанай освободил из плена Турни? (невесту Юкчи)

2 команда:

-Какое оружие помогло Юанаю победить злого Турни (волшебный меч)

-Из чего кузнец выковал богатырю меч? (из украшений, украденных девушек)

-Как Юанай развлекал народ на праздниках? (играл на волынке, гуслях и танцевал)

Пампалче: А вы ребята умеете марийские танцы танцевать?

Ребенок: Как прекрасно звучит – Марий Эл.

Нежно шепчутся хлебные нивы.

С ветром в поле, как тысячи стрел,

Песен звучных пронзают мотивы.

За полями играет гармонь.

Пахнет хлебом и мёдом цветочным.

И играет в кострище огонь,

Да танцует свой танец марийский… 

 Пампалче: У меня в сундуке есть полотенца, сама для девочек вышивала.

  1. Марийский народный танец.

Ведущий: Вот как весело сплясали и нисколько не устали.

(достает четвертый лист с вопросами из сундука)

(Слайд с богатырем Онар  )

Перед нами богатырь  Онар 

4 конкурс «Вопросы о богатыре Онаре»

Для 1 команды

-Какого роста Онар был, и как его называл народ? ( большого роста, лесной великан)

-Куда богатырь ушел жить, чтобы люди могли спокойно трудиться в полях? (В Каменные горы)

2 Команда:

-У какой речки Онар вытряхнул из лаптей песок? (река Уржумка)

-Что получилось, когда богатырь вытряхнул из лаптей песок? (2 холма)

Пампалче оценивает ответы.

Пампалче: В сундуке есть лапоть Йыдал. Кто желает поиграть, в круг вставайте со мною поиграйте. 

Игра с лаптем “Йыдала путерен»

Дети встают в полукруг.

Чтецы: Марий Эл! Тебе все поздравления,

Дружная республика моя!

Поздравляем с днем рождения.

Мира тебе, добрая земля!

 

Я в тебя, Марий Эл, влюблён,

В твой народ и его дела,

В твои рощи и синий лён,

В красоту твоего села.

 

Я люблю твои волжские плёсы,

Зеркала голубые озёр 

И жемчужные летние росы,

И одежды народный узор;

 

И куда б не бросала, судьба,

Ты меня по Стране Российской,

Буду петь я везде и всегда –

О прекрасной земле Марийской.

Стихи можно добавить.

6.Песня: «Мой дои, мой город, моя страна» автор А.Зайцев

Подсчет балов, раздача медалей или подарков.