МАРИЙСКИЙ КВН «ЗНАТОКИ МАРИЙСКИХ СКАЗОК»
Группа: подготовительная
Воспитатели:
Ведущий
Пампалче
Атрибуты:
Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников.
- Формирование чувства любви к своему родному краю , своей малой родине на основе приобщения к родной природе , культуре и традициям.
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.
- Активизировать знания детей о марийских богатырях.
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания о сказках, их жанровых особенностях, продолжать расширять детский кругозор;
- Развивать связную речь, навыки рифмовки слов, фонематический слух;
- Развивать творческое воображение, внимание, память, логическое и образное мышление;
- Воспитывать интерес к марийским народным сказкам, к устному народному творчеству;
- Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь, умение слушать друг друга, чувство ответственности перед своей командой.
Ход праздника:
Дети подскоками входят в зал, по командам встают в 2 шеренги, лицом друг к другу.
Чтецы:
1.Край ты мой, Марийский,
Дух земли родной,
Связан я с тобою, как Луна с Землей.
2.Ты определяешь все мои шаги,
Чувствую тебя я сердцем изнутри.
3.Малая ты, Родина, средь страны большой,
Словно жемчуг в озере,
Словно глаз Земной.
4.Дружба – наша мудрость,
Гордость – наш успех,
Слава – наши люди,
Счастье – детский смех.
5.Хлеб и лес – богатство,
Край ты мой, Марийский – малая земля!
Ведущий: День рождения нашей Республики в ноябре, а ноябрь – это поздняя осень. Уже дождливо, холодно. Но наши дети не грустят, а продолжают праздновать День рождение родной Республики. У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, первый снег и мамины глаза. Это место называется малой Родиной. Для нас это наш город Йошкар – Ола, республика Марий Эл, а мы с вами – йошкаролинцы. Если день рождение, то должны быть у нас на празднике и гости.
Под музыку входит Пампалче.
Ведущий: Ребята, к нам пришла Пампалче.
Пампалче: Я пришла к вам из сказки. Из какой сказки я пришла?
Дети: Сереброзубая Пампалче.
Пампалче: Поро кече лийже шергакан рвезе-влак! Добрый день, дорогие ребята.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто является самой главной ценностью на марийской земле?
Дети: (отвечают)
Ведущий: Правильно, это народ, который живет и трудится во благо нашей республики Марий Эл, народ который сложил сказки и легенды о марийских богатырях. Сегодня мы с вами проведем КВН, посвященный марийским сказочным богатырям.
Пампалче: Я буду оценивать ваши ответы-осенними цветами, астрами.
Ведущий: Сегодня в КВН участвует 2 команды:
1 Команда Йомакзе-сказочники
2команда Юзо-волшебники
1.Конкурс:
«Загадочный» Надо угадать марийских богатырей.
1 Команде Йомакзе-сказочники
1.Бежит Кокшага река
Красивы ее берега
Марийцы на реке Кокшаге живут
В честь какого героя, так речку зовут? (Кокша богатырь)
2.Волшебный меч сковал кузнец
Чтоб был отважнее боец
Злого Турни богатырь победил
И красавицу Юкчи освободил (Юанай)
2команда Юзо-волшебники
1.Был выше он горы любой
Великан такой лесной
Вытряхнул песок с лаптей
Гора появилась среди елей и пней. (Онар)
2.Знают взрослые и дети
Нет сильней его на свет
В детстве медведя победил
От врагов народ он защитил (Чоткар)
Пампалче оценивает конкурс.
Звенит телефон.
Пампалче: Алле, приехали к нам артисты. Хорошо встречаю.
Идет за детьми старших групп, которые ходят на вокал.
Пампалче: Встречайте артистов, вокальный ансамбль с песней «Шыргыжалын колтена».
2.Песня: «Шыргыжалын колтена» В.Осипов.
Пампалче: У артистов гастроли, скажем им Тау (спасибо), Чеверын (до свидания).
Ведущий уводит детей старших групп.
Пампалче: А я вам принесла сундучок, в нем вопросы о марийских богатырях. Я хочу вам подарить этот сундук.
Ведущий: Посмотрим ребята
Вот и первый богатырь.
(достает первый лист с вопросами из сундука)
(Слайд с богатырем Кокша)
Перед нами богатырь Кокша
2 конкурс «Вопросы о богатыре Кокша»
Для 1 команды
-Сколько дней Кокше понадобилось, чтобы вырасти и стать богатырем (12)
-Какой богатырь Кокше подарил силу? (Кугурак)
-Какому владыке охотники приносили свою добычу, а земледельцы приносили рожь и ячмень? (Вараш)
Для 2 команды:
-Как называли речку в марийской республике в честь богатыря?
-Кто подарил Кокше ловкость? (Чоткар)
-Кто подарил Кокше мудрость? (Акпатыр)
Пампалче оценивает ответы команд.
Пампалче: Проведем богатырское состязание «Какшан гоч вончымаш», Переправа через Кокшагу.
- Богатырское состязание. «Переправа через Кокшагу» 2 команды. Первый участник берет обруч, обегает кеглю, берет второго участника в обруч, потом третьего и т.д.
Ведущий: Молодцы, ловко переправились через речку.
(достает второй лист с вопросами из сундука)
(Слайд с богатырем Чумбулат )
Ведущий: Перед нами богатырь Чумбулат
2 конкурс «Вопросы о богатыре Чумбулате»
Для 1 команды
-На чем ездил Чумбулат? (на коне)
-Где богатыря похоронили? (в каменной круче)
Для 2 команды
-Кто зря разбудил Чумбулата и он обиделся? (ребятишки)
-Что таит в себе камень, где богатыря похоронили? (живую силу)
Пампалче оценивает ответы детей.
Пампалче: Предлагаю богатырскую забаву «Писе Чумбулат», быстрый Чумбулат.
- Богатырская забава «Быстрый Чумбулат» «Писе Чумбулат»
2 команды скачут на коне и обратно передают коня следующему.
Ведущий: Ох, и быстры ваши кони, и наездники резвые.
(достает третий лист лист с вопросами из сундука)
(Слайд с богатырем Юанай )
Ведущий: Перед нами богатырь Юанай
3 конкурс «Вопросы о богатыре Юанае»
Для 1 команды
-Каким промыслом Юанай занимался? (охотой)
-Кто налетал на илемы (деревни) марийцев, когда зарождалась новая луна, и забирал девушек в плен? (Трехглавый змей Турни)
-Кого Юанай освободил из плена Турни? (невесту Юкчи)
2 команда:
-Какое оружие помогло Юанаю победить злого Турни (волшебный меч)
-Из чего кузнец выковал богатырю меч? (из украшений, украденных девушек)
-Как Юанай развлекал народ на праздниках? (играл на волынке, гуслях и танцевал)
Пампалче: А вы ребята умеете марийские танцы танцевать?
Ребенок: Как прекрасно звучит – Марий Эл.
Нежно шепчутся хлебные нивы.
С ветром в поле, как тысячи стрел,
Песен звучных пронзают мотивы.
За полями играет гармонь.
Пахнет хлебом и мёдом цветочным.
И играет в кострище огонь,
Да танцует свой танец марийский…
Пампалче: У меня в сундуке есть полотенца, сама для девочек вышивала.
- Марийский народный танец.
Ведущий: Вот как весело сплясали и нисколько не устали.
(достает четвертый лист с вопросами из сундука)
(Слайд с богатырем Онар )
Перед нами богатырь Онар
4 конкурс «Вопросы о богатыре Онаре»
Для 1 команды
-Какого роста Онар был, и как его называл народ? ( большого роста, лесной великан)
-Куда богатырь ушел жить, чтобы люди могли спокойно трудиться в полях? (В Каменные горы)
2 Команда:
-У какой речки Онар вытряхнул из лаптей песок? (река Уржумка)
-Что получилось, когда богатырь вытряхнул из лаптей песок? (2 холма)
Пампалче оценивает ответы.
Пампалче: В сундуке есть лапоть Йыдал. Кто желает поиграть, в круг вставайте со мною поиграйте.
Игра с лаптем “Йыдала путерен»
Дети встают в полукруг.
Чтецы: Марий Эл! Тебе все поздравления,
Дружная республика моя!
Поздравляем с днем рождения.
Мира тебе, добрая земля!
Я в тебя, Марий Эл, влюблён,
В твой народ и его дела,
В твои рощи и синий лён,
В красоту твоего села.
Я люблю твои волжские плёсы,
Зеркала голубые озёр
И жемчужные летние росы,
И одежды народный узор;
И куда б не бросала, судьба,
Ты меня по Стране Российской,
Буду петь я везде и всегда –
О прекрасной земле Марийской.
Стихи можно добавить.
6.Песня: «Мой дои, мой город, моя страна» автор А.Зайцев
Подсчет балов, раздача медалей или подарков.