Классный час по теме «Крепка семья – крепкая Россия».

Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких;  формировать духовно – нравственные качества учащихся; расширить представления о важности и роли семьи в жизни человека;


Оборудование: 
– ИКТ; 
– мультимедийный проектор; 
– мультимедийная презентация; 
– сочинения учащихся; 
– генеалогические древа; 
– рисунки учащихся «Традиции моей семьи»; 
– выставка семейных реликвий
– плакаты с высказываниями писателей о семье

Ход классного часа:

 

Педагог-психолог:

  1. Мотивация
    – Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашей уютной гостиной. 

-Ребята, отгадайте загадку. 

 

У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

 

Педагог-психолог: как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? 

(о семье)

– А с какой геометрической фигурой у вас  ассоциируется слово семья? (круг)  Сегодня мы собрались в кругу нашей  классной семьи. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и почувствуем тепло наших рук и скажем: 

«Мы – семья!» А в семье все должны помогать друг другу. Вы будете мне помогать?

 

  1. Значение слова «семья»

— А что такое семья?

 

Люди, которые  живут вместе, они никогда не забывают заботиться друг о друге (любовь, ответственность, забота, уважение, вера; где тебя ждут и любят). Это когда все вместе – мама, папа, брат,  бабушка, дедушка).

Педагог-психолог: совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?

Стихи

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!       

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,     

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

– Для чего нужна семья?

Задание: Выберите слова, характеризующие семью 

-учит  любви,

-ответственности, 

-заботе и уважению старших

-вера в необходимости семьи 

-утверждение в ненужности

– для одиночества

-для счастья 

-обуза 

Педагог-психолог: – В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.  Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать дружная и счастливая семья.

 Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это те люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, живущие вместе.

Семейный очаг – начало всех начал. В нём важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, и сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь.

 

  1. «Моя семья. Какая она».

– Семья – это близкие нам люди. Каждый из вас, ребята, в будущем обязательно будет иметь свою семью. 

– Какая будет у вас семья? Напишите слова на эти буквы (работа в группах)

1гр. С – счастливая, славная, спортивная, современная 

2 гр. Е – единая, единственная

3гр. М – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная, мудрая

4гр. Я – яркая, ясная

  1. Пословицы о семье (работа в паре или в группе)

 

Педагог-психолог: Во все времена было очень уважительное отношение к семье.  И доказательством этому мы находим  в  народном  творчестве.  Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны.   
-Ребята, я предлагаю выполнить задание в парах – соедините рассыпавшиеся пословицы о семье, а затем прочитайте их (раздать каждой паре  набор пословиц).


В гостях хорошо, а дома….. (лучше)

Сын берет пример с отца, дочь –. ….. (с матери)

Без хозяина дом….. (сирота)

Дом построить – не шапку на голову…. (надеть)

Домой придёшь – хлеб-соль…. (найдешь)

Дети – цветы души и свет для…… (глаз)

Вся семья…..(вместе), так и душа на ….(месте)

Кто сеет…..(мир), пожнёт счастье.

Воспитание ребёнка начинается …….(с колыбели)

Дома и стены …. (помогают)

Что видел в гнезде, то и будет ловить, когда ……….(вылетит)

Кто родителей почитает, тот во век не ….. (погибает)

При солнышке тепло, при матери добро.

Педагог-психолог: Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Ваши предки, ваши корни, ваша родословная. Родители и вы – часть, причём верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы. 

  1. «Семейные традиции» 

    Педагог-психолог: «Родители», «Родина», «род» – эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи.                                                           
    Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Семейные традиции – это не только праздники. Это и совместные походы на природу, поездка в разные города, уважение и почитание старших членов семьи, поздравления их с праздниками, приглашение к праздничному обеду, забота о младших, бережное отношение к природе и всему живому на Земле. Семейные  праздники и традиции это неотъемлемая часть жизни русского народа и других народов мира.

Издревле на Руси были обряды рождения, крещения, именин, свадебные, они переходили из поколения в поколение, объединяли, делая семьи  сильными и крепкими. (Слайд 2-6)

Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика – как будущего война, (Сл 7) защитника и кормильца, а девочек, как будущих матерей, хранительниц домашнего очага.(СЛ 8-9)  Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки – из рубахи матери. Считалось,что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через косы  жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась очень строго. Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина “не воспитывает” (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода

 С воцарением Петра I в детях признали личность. Сын мог высказать свое мнение, но «учтиво, вежливо». На зов родительский отзывался словами: «Что изволишь, государь батюшка (или государыня матушка)?» А вот в крестьянской среде все шло по старинке.

Отец решал: отдавать сына в учение, внаем, отправлять ли на заработки. Женились и выходили замуж по воле родителей. Без отцовского разрешения нельзя было оставить отчий дом. Без родительского благословения не предпринималось ни одного ответственного дела.

Большое значение придавали родительской молитве. «Она и со дна моря поднимет»,— сказывали люди. На проклятых родителями детей смотрели в деревне как на отверженных.

В воспитательных средствах недостатка не было. Это игры, сказки, нравоучительные беседы и, конечно же, пример старших.

Детей в крестьянских семьях любили, но не баловали

Лет с шести-семи начиналось их приобщение к хозяйственным работам    (СЛ 10-13) Летом все, от мала до велика, находились на полевой работе, под палящим солнцем, осаждаемые роями насекомых. Ни днем, ни ночью не знали покоя. Дети с восьми лет и младше, старики, убеленные сединою,— все участвовали в тяжелой работе. Не умевших плести лапти ребят дразнили безлапотниками. А девочек-подростков, не способных прясть,— непряхами. Тут поневоле от стыда сгоришь, научишься работать. Над неумехами насмехались:

Она воду понесет — обольется,

За соломой пойдет — волокется,

За дровами пойдет — разобьется,

Она блины станет печь — обожгется,

Блинов напечет — обожрется!

По мнению крестьян, если ребенок сызмальства не приучался к работе по дому, к сельским занятиям, он в дальнейшем уже не имел к ним «усердствующей способности».

К пятнадцати годам детство заканчивалось. Вчерашние мальчики и девочки вступали в пору зрелости.

 

Заключение. 
Учитель: Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.

Семья – семь нот волшебных песни, 
Чтоб солнца свет не гас чудесный, 
Семья – душа любой страны, 
В ней все достоинства видны, 
Иначе жить никак нельзя! 
Пусть будет счастлива семья! (Хором)

 

В семейном кругу мы с вами растем  

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Итог. Рефлексия.

– Итак, о чём мы сегодня говорили с вами?

– Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

– Что было для вас интересно?

– Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях.