МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Завальскова Н.В.
г. Самара, МБУ ДО ДШИ №12 г.о. Самара
«Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании детей и юношества»- говорил известный музыкант- просветитель Д.Б. Кабалевский.
Музыкальное искусство рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным одарённым детям, но как составная часть общего образования и развития детей.
Данная концепция послужила основой программы Дмитрия Борисовича Кабалевского, которая по-прежнему широко используется в России. В современной музыкальной педагогике она является отправной точкой для разработки новых образовательных программ музыкального искусства. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития.[1, с.14-15]
Одна из важнейших целей преподавателя, обучающего по программе Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка как его «жизнью» в искусстве, творения себя как личности, взгляд в себя.
Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать.
В подтверждение идеи концепции Д.Б. Кабалевского, музыкальное воспитание можно понимать в широком и более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное искусство выступает средством для воспитания Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способностей к восприятию музыки. В этом смысле музыка выступает средством формирования музыкальной культуры человека. [7, с.112-113]
Нравственно-эстетическое воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в детстве, а гораздо позднее. Длительный процесс воспитания требует разработки современных концепций в педагогике дополнительного образования и воспитания школьников. В настоящее время особо остро стоит проблема духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения образования к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственно-эстетического потенциала личности, стимулирования его развития.
Музыка способна двигать и вдохновлять людей во всем мире. Это форма искусства, которой может научиться и исполнять любой человек, страстно увлеченный музыкой. Люди всех возрастов берут в руки музыкальные инструменты и создают прекрасные мелодии, тексты и гармонии. Эти искусства помогают людям понять и выразить свои чувства через музыку.
Гуманистическая идея концепции Д.Б. Кабалевского заключалась в стремлении «вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства) не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника».[3, с.25-27]
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному и обширному эмоциональному воздействию, пробуждает в ребенке глубинные чувства, делает их выше и многограннее. На протяжении многих лет исследователи и педагоги изучали влияние музыки на психику, и на физиологию детей, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать как положительный, так и отрицательный эмоциональный отклик. Современные детские школы искусств, со своим широким спектром образовательных направлений в области искусств, особую роль отдают музыкальному искусству, так как обучаясь ребенок через музыку непроизвольно расширяет богатство воображения и развивает ассоциативное мышление, которое в свою очередь помогает выявить образность и выразительность передаваемых чувств.
Музыкальные формы варьируются от классики до блюза и джаза; каждый жанр обращается к разной аудитории. Люди также учатся выражать себя через музыку, слушая ее. Только правильно подобрав методы, способы и средства влияние на воспитание эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, формируются всесторонне развитые, гуманные личности. [2, с.11-12]
Дети слушая музыкальные произведения, учатся интерпретировать и применять свой опыт как в классических так и в композициях современных музыкантов. Это позволяет им формировать собственные интерпретации музыки и опираться на идеи, содержащиеся в чужих композициях.
На уроках в детских школах искусств, звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственный замысел произведения. Перед ребенком возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другим, осуждение зазнайства, одобрение скромности.
Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной идеи ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и созвучностью идей настоящему времени.
Музыкально-эстетические занятия показывают ярко выраженное положительное влияние на детей и их образовательный уровень в целом. Учащиеся, занимающиеся музыкой, более рационально планируют свое время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют подобной дополнительной учебной работы. Детская школа искусств заметно повышает уровень общего культурного развития детей, создает важные предпосылки для их нравственного воспитания. Музыкальные занятия также привносят особый творческий импульс, оживляя внеклассную работу проведением музыкальных праздников, организацией концертов, созданием музыкальных клубов, лекториев и вокально-инструментальных ансамблей.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что система детского музыкально-эстетического воспитания переживает сейчас период интенсивного совершенствования. Оно связано с решением многих творческих и организационных задач, возникших в результате тех социально-экономических изменений и преобразований, которые происходят в нашей стране. Существующие уже сегодня достижения в области музыкальной педагогики отражают стремление музыкантов-преподавателей к дальнейшему совершенствованию своей деятельности с целью более плодотворного участия в деле духовного развития подрастающего поколения, к нахождению соответствующих духу времени форм и методов нравственно-эстетического воспитания и обучения.
Столкновение с этим миром, под чутким руководством преподавателя-наставника, формирует личность ребенка, помогает обрести свод норм и ценностей, которые в будущем станет фундаментом, внутренним стержнем личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире на основе нравственно-эстетических ориентиров.
Музыкальное искусство – это такая форма искусства, которая может влиять на жизнь людей благодаря моральным ценностям, таким как самовыражение, общественное сознание, дисциплина, вкус и многое другое. Поэтому освоив в детстве основы нравственно-этического воспитания, посредством музыкального искусства, позволит наслаждаться чувством прекрасного и «светлого» в будущем!
Таким образом, музыкальное искусство является средством сложного, планомерного и систематического процесса – нравственно-эстетического воспитания, способность через искусство максимально приблизить к каждому ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в музыкальной школе. М., 1996.
- Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. – М.: «Дрофа», 2001. – 125 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, проблемы, суждения, мнения. М., 1994.
- Эстетическое воспитание в школах искусств \ Сост. П.В. Халабузарь.М., 2001.
- Шацкая В.Н. Становление теории и практики музыкально-эстетического воспитания в нашей стране \\Музыкальное-эстетическое воспитание деней и юношества. М. 1975.
- Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. М., 2000. – 224с.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.; Л., 1965. — С. 52.