Государственное казённое общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Старозятцинская школа-интернат» |
Рабочая программа коррекционного-развивающих занятий
«Мир чувств и предметов»
( курс «Предметно-практические действия» «Сенсорное развитие»).
Составитель: |
педагог-психолог Вахрушева Е.А. |
2024 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время детский аутизм и расстройства аутистического спектра (далее – РАС) рассматриваются учеными-исследователями как «пер- вазивное (всепроникающее) нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка» (Никольская О.С., Лебединская К.С., Гилберг К. и др.).
Одной из главных особенностей психического развития детей с РАС многие зарубежные и отечественные исследователи выделяют нарушение сенсорного восприятия окружающего мира. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, кинестетических, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Мозг должен обработать, организовать и интерпретировать получаемую сенсорную информацию, а также адекватно реагировать на нее, выбрать наиболее важные, необходимые и убрать ненужные из многочисленных сенсорных сигналов. Этот процесс называют сенсорной интеграцией.
Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутри- утробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста.
Дети с аутизмом испытывают трудности с обработкой входных сенсорных сигналов. Так S. Greenspan (1992,1994), корень дисфункции процессов восприятия при аутизме, определяет, как неспособность активно переработать сенсорные впечатления, воспринять мультисенсорную стимуляцию.
Дети с РАС могут испытывать трудности базальной переработки впечат-
лений внутри одной модальности, перевода из одной модальности в другую, объединения информации разных анализаторов (Никольская О.С., Веденина М.Ю.). Они могут испытывать затруднения при систематизации и осознании поступающей информации, ее смысловой интерпретации. Ребенок также может испытывать затруднения при отделении информации, которая заслуживает внимания, от той, которой можно пренебречь или затруднения при вы- боре адекватной реакции. Жизнь от всего этого может показаться «дорожной пробкой в час-пик» (Ayres, 1979). В результате, ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, становится излишне требовательным, агрессивным и беспокойным, пытаясь хоть как-то контролировать ситуацию. Все это влечет за собой дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также, в поведении и социализации ребенка. В этом случае говорят о сенсорной дезинтеграции.
Некоторые исследователи (Мiller, 2007) полагают, что под одним общим термином скрываются три группы дисфункций сенсорной интеграции:
Расстройство сенсорной модуляции – чрезмерная, или, напротив, недостаточная реакция на раздражители. Дети могут или избегать каких- то ощущений, или, напротив, их упорно искать.
Сенсорно-моторные расстройства – проблемы с моторикой (диспраксия), которые вызваны неверной обработкой сенсорных сигналов.
Сенсорная дискриминация – проявляется в рассеянном внимании, не организованности и плохих успехах в обучении.
Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём, каждая сенсорная система, может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражите- лям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам.
Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами, они нуждаются в специально организованных занятиях.
Из вышеизложенного, становится понятной актуальность своевременной профессиональной помощи аутичным детям с нарушениями сенсорной интеграции. Очень важно, как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции у ребенка и начать коррекционно-развивающую работу/сенсорно-интегративную терапию, направленную на повышение эффективности сенсорного анализа информации, улучшение интеграции между различными сенсорными системами и предупреждение вторичных, сопутствующих проблем развития, таких, как: проблемы поведения, обучения, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия.
Коррекционно-развивающий курс «Предметно – практические действия» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с РАС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с РАС, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель коррекционного курса – повышение эффективности сенсорного анализа информации, улучшение интеграции между различными сенсорными системами, формирование адаптивного поведения. формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основные задачи реализации содержания курса:
Формирование интереса к предметному рукотворному миру;
Освоение простых действий с предметами и материалами;
Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Совершенствовать у детей с РАС всех видов восприятия, обогащать их чувственный опыт.
Способствовать повышению осознания себя, своего тела в простран- стве, а также, осознанию окружающего предметного мира.
Формировать навыки произвольной организации движений собствен- ного тела.
Развивать имитационные способности у детей.
Формировать навыки социального взаимодействия.
Сроки реализации: 2 часа в неделю в индивидуальной форме;
34 учебные недели.
Коррекционная направленность
Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению учащимися АООП за счет формирования приемов предметно-практической деятельности. В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Краткое описание курса
Программно-методический материал включает 2 раздела «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия»
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела |
1. | Действия с материалами. | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.). |
2. | Действия с предметами. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей рукой (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальчиками). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). |
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» | ||
1. | Зрительное восприятие. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. |
2. | Слуховое восприятие. | локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. |
3. | Кинестетическое восприятие. | адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость). |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Ожидаемые личностные результаты освоения заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения рабочей программы могут включать:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как “Я”;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
Действия с материалами
сминать, разрывать, пересыпать, переливать материал.
Действия с предметами
захватывать, удерживать, отпускать предмет;
встряхивать предмет, издающий звук;
вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить.
Сформированность следующих умений:
– давать краткое писание объектов и явлений;
-узнавать предметы по заданным признакам;
– сравнивать предметы по внешним признакам;
– классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
-сравнивать между собой предметы, явления;
– опосредовать свою деятельность речью;
-фиксировать взгляд на неподвижном предмете и лице человека, напротив, справа, слева, .
– локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.
-адекватно эмоционально-двигательно реагировать на прикосновения человека.
Адекватно реагировать на давление на поверхность тела.
Адекватно реагировать на положение тела и частей тела.(горизонтальное, вертикальное).
– Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
-Способность согласовывать свои действия и движения.
– Способность опосредовать свою деятельность речью.
Сформированность следующих умений:
-Следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
-Следить взглядом за движущимся удаленным объектом.
-Узнавать и различать цвета объекта.
-Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Восприятие
-Соотносить звук с его источником.
-Находить объекте, одинаковых по звучанию.
-Адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
-Адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов.
-Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
-Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
–различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) потемпературе (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
-адекватная реакция на запахи;
-узнавание/различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.;
-узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);
-узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Содержание учебного предмета.
Содержание | Текущая аттестация | Промежуточная аттестация |
1. Предметно-практические действия | ||
1.1 Действия с материалами | ||
1.1.1. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны двумя руками. | ||
1.1.2. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) | ||
1.1.3. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) | ||
1.1.4. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) | ||
Итого | ||
1.2. Действия с предметами | ||
1.2.1. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) | ||
1.2.2. Складывание предметов в емкость | ||
1.2.3. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) | ||
1.2.4. Формирование умения открывать предмет | ||
1.2.5. Формирование умения закрывать предмет | ||
Bnjuj | ||
2. Сенсорное развитие. | ||
2.1 Зрительное восприятие. | ||
2.1.1 Узнавание и различение цвета объекта. | ||
2.1.2 Фиксация взгляда на лице человека. |
2.1.3 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. | ||
2.2. Слуховое восприятие. | ||
2.2.1. Локализация неподвижного удаленного источника звука. | ||
2.2.2. Соотнесение звука с его источником. | ||
2.2.3 Нахождение объектов, одинаковых по звучанию | ||
2.3. Кинестетическое восприятие. | ||
2.3.1. адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. | ||
2.3.2 Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). | ||
2.3.3 Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость). | ||
2.3.4 Адекватная реакция на давление на поверхность тела. | ||
2.3.5 Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). | ||
2.3.6 Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | ||
2.3.7. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость). | ||
Итого |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Цель | Содержание | Дата | Оборудование |
1 | Диагностика | Определение уровня актуального развития предметно – практических действий | Предметно – практические действия | 02.09.-07.09.24 | |
2 | Сортировка. | Регулирование тактильной чувствительности, улучшение пони- мания свойств и качеств предметов. | Приветствие.
Сортировки по размеру, цвету, форме. Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Встряхивание предметов, издающих звук (бутылочка с бусинами или крупой и др.) Релаксация «Звуки леса». Подведение итогов. |
09.09.-21.09.24 | Эспандер, массажные мячи. |
3 | Прикосновения | Регулирование тактильной чувствительности, улучшение пони- мания свойств и качеств предметов, осознание себя в окружающем мире. Расширение словарного запаса. | Приветствие.
Сортировка по 3 м емкостям гороха, фасоли 6 и макарон. разной формы. Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Крепкий массаж, прием «Сэндвич» Игры с досками Сегена. Релаксация. Подведение итогов. |
23.09.-28.09.24 | Бизиборд.
Тактильные панели Тканевый мешочек с завязками небольшого размера, геометриче- ские формы, фигурки животных, предметы разной формы и фактуры Массажные коврики |
4 | Найди мою тень.
Чувствую свое тело. |
Развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела. Определение локализации телесных ощущений. Опре- деление границ своего тела. Обу- чение умению произвольно напрягать и рас- слаблять свое тело | Приветствие.
Соединение линиями изображений предметов с их образами. Упражнение «Тоннель» Упражнение «Качалка» Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Релаксация «Мир животных». Подведение итогов. |
30.09.05.10.24 | Большой лист бумаги, цветные мелки Мягкий мат
Мягкий модуль «Тоннель» |
5. | Я двигаюсь. | Развитие вести- булярной си- стемы, планиро- вания движений, зрительномотор ной координации. | Приветствие.
Билатеральные игры: упражнения «Движение», «Перекрестное марши- рование». Прыжки на батуте или мате. Игры с мячом. Игра «Тир». Релаксация «Шум ветра». Подведение итогов. |
07.10.-12.10.24 | Компьютер, колонки, музыкальная компози- ция.
Батут или мат. Мяч. Мишень и предметы для попадания в цель. |
6 | Осваиваю пространство. | Развитие про- странственной перцепции лево-, правосторонняя ориентация
Ориентация: верх-низ, за, под, над, назад-вперед |
Приветствие.
Упражнение «Мои шаги». Упражнение «Полоса препятствий». Релаксация «Пение птиц». Подведение итогов. |
14.10.19.10.24 | Маты, модули, канат, тоннель и др. |
7 | Поддержание равновесия.
. |
Развитие осозна- ния ребенком по- ложения соб- ственного тела в пространстве;
развитие вестибу- лярной устойчи- вости, развитие связи восприятия образа с органи- зацией движений. |
Приветствие.
Игра «Всадник» Упражнение на фитболе «Удержи равновесие» «Попади в цель» Сжимание ручного эспандера. Релаксация «Шум воды». Подведение итогов. |
21.10.-26.10.24 | КИТ “Лошадка” Большой мяч.
Тактильная дорожка Балансировочная доска Кресло-качалка |
8 | Посмотри вокруг. | Получение ре- бенком новой сенсорной ин- формации, связанной с пред- ставлениями об окружающем мире;
развитие пред- метноманипуля- тивной деятель- ности, зритель- ного и тактиль- ного восприятия. |
Приветствие.
Игры с фонариком «Волшебный мешочек» «Найди половинку» Режим «Океан» Игра «Помоги Незнайке». Релаксация. Подведение итогов. |
05.11-11.11.24 | Фонарик
Набор игрушек из мягкой резины Предметы, состоящие из двух частей |
9 | Игры с мячом. | Регулирование тактильной чув- ствительности, улучшение пони- мания свойств и качеств предметов. | Приветствие.
Передача мяча друг другу, перекатывание, броски, подбрасывание. Мяч большого и маленького диаметра. Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Упражнение «Тоннель». Релаксация «Море». Подведение итогов. |
12.11.-23.11.24 | Балансировочная доска Кресло-качалка.
Мячи. |
10 | Волшебный мешочек.
Ощущаю, слышу, вижу. |
Развитие коорди- национных навы- ков путем стиму- ляции вестибу- лярных, тактиль- ных, слуховых и двигательных си- стем организма. | Приветствие.
Передача мяча друг другу, перекатывание, броски, подбрасывание. Мяч большого и маленького диаметра. Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Игра с мячами. Релаксация «Звуки природы». Подведение итогов. |
25.11.-07.12.24 | Предметы, небольшие игрушки животных, тактильная дорожка.
Режим игры «Океан» |
11 | Игры с мячами. | Развитие мелкой моторики, координации движений. | Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера.
Игра «Серсо». Релаксация. Подведение итогов. |
09.12.-21.12.24 | Мячи с шипами.
Эспандер. |
12 | Действия с природным материалом. | Развитие тактильных ощущений. | Приветствие.
Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Аппликация «Одуванчики». Релаксация. Подведение итогов. |
23.12.-27.12.24 | Природный материал, бумага. Массажные мячи разного размера. |
13 | Движения по подражанию. | Развитие общей моторики детей, обучение выполнять движения по подражанию. | Приветствие.
Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Упражнение «Тоннель» Аппликация «Одуванчики». Релаксация. Подведение итогов. |
13.01.-25.01.25 | Массажные мячи. |
14 | Стучим-прячем. | Развитие общей моторики детей, обучение выполнять движения по подражанию. | Приветствие.
Выполнение подражательных действий со сменой вида движений. Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Упражнения с применением балансира ручного и напольного. Релаксация. Подведение итогов. |
27.01.-01.02.25 | Балансиры.
Эспандер. |
17 | Чередование предметов. | Развитие цветовосприятия и тактильных ощущений. | Приветствие.
Чередование предметов через один элемент: по цвету (красный — синий — красный — синий). Упражнения с тактильными ладошками. Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Завязывание узла. Релаксация. Подведение итогов. |
03.03.-07.03.25 | Тактильны ладошки.
Предметы разные по цвету. |
23 | Разрезные картинки. | Развитие мелкой и общей моторики. | Приветствие.
Складывание разрезных картинок из 2-3 частей. Самомассаж рук твердыми и мягкими мячами с шипами, сжимание ручного эспандера. Оригами «Кошка». Релаксация. Подведение итогов. |
12.05.-17.05.25 | Разрезные картинки.
Твердые и мягкие мячи. |
24 | Работа с водой. | Развитие тактильных ощущений. | Приветствие.
Переливание воды из стакана в стакан. Гимнастика «Следы на воде». Упражнение «Море волнуется». Релаксация «шум моря». Подведение итогов. |
19.05.-24.05.25 | Стаканы с водой. |
25 | Диагностика | Итоговая диагностика | 26.05.-30.05.25 | ||
Итого за год | 68 занятий |
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает:
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы для встряхивания;
предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
предметы для наматывания на катушку, клубок: нитки разной фактуры, шпагат, шнурки, бельевая веревка;
вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
пластичная масса, тесто, пластилин;
материал для пересыпания: песок, манка, крупы, мелкие предметы;
мозаика, одинаковые стаканчики, пазлы;
бумага плотная, салфетная;
– презентации по темам: «Звуки окружающего мира», «Цвет и форма», «Мир эмоций», «Мое настроение» и др.
– подборка физминуток, здоровье сберегающих технологий (видио, аудио).
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
технические средства обучения: учебный стол, магнитная доска, персональный компьютор, принтер, магнитофон.
балансиры;
гимнастический мяч;
Просторное помещение
Тактильные дорожки Игрушки: фигурки животных
Музыкальные инструменты (бубен, маракасы, колокольчик, ксилофон, тре- щетка)
«Звучащие коробочки»
CD проигрыватель с записями музыкальных произведений Тоннель / лабиринт
Балансборд
Бизиборд
Сенсорный коврик
Чулок Совы.
Оборудование сенсорной комнаты: детский зеркальный уголок с пузырьковой
колонной, большой пуфик- кресло с гранулами.
Учебно – методическая и справочная литература.
№ | Наименование | Автор | Издательство, год издания | Кол – во |
п/п | экземпляров | |||
1 | Формирование мелкой | С.Е. | «ТЦ Сфера», | 1 |
|
моторики рук. Игры и упражнения. | Большаква | 2018
|
|
2
|
Методика учебно- воспитательной работы в центре коррекционно- развивающего обучения и реабилитации | М.Вентлана
|
БГПУ, 2009.
|
1
|
3
|
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями |
Царев А.М.
|
Логомаг, 2015
|
1
|
Критерии оценивания:
0 – баллов | Убегает из-за стола. Интерес к заданию не проявляет. Внимание не удерживает. Проявляет нежелательное поведение. |
1 – балл | Внимание частично удерживает на задании. Отказные реакции не проявляет или проявляет в минимальной степени. Может некоторое время сидеть за столом. Но самостоятельное выполнение задания не доступно. Помощь не эффективна. |
2 – балла | При выполнении задания требуется значительная помощь (физическая, многократное повторение, выполнение по подражанию и т.п.) |
3 -балла | При выполнении задания требуется незначительная помощь педагога (наводящие вопросы, уточнения, частичная физическая помощь). Ребенок способен усвоить задание после обучающей помощи. |
4 -балла | Самостоятельное выполнение задания. |