Роль художественного воспитания в развитии патриотизма в ДШИ.
Симонова Анна Александровна,
Преподаватель МАУДО «ДШИ»
.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета,
достойно завоёванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи….
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»
Д.С.Лихачёв
В общеобразовательных школах объем работы по патриотическому воспитанию разработан достаточно полно. Сформированы программы уроков «Разговоры о важном», разработаны методические работы, внеурочные мероприятия учителей на затронутую проблему, В системе дополнительного образования в детских школах искусств (далее – Школа) патриотическое воспитание не выделяется в отдельное направление работы. Но оно, конечно, обязательно присутствует в основной стратегии Школы, в концертно-просветительской и художественно – творческой деятельности, тематике по многим учебным дисциплинам. Педагоги понимают данную задачу этого направления просто: научить ребенка любить свою Родину. Проблема патриотического воспитания – тема, которая в настоящее время очень актуальна. Поэтому, так важно обратить внимание на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Каждый преподаватель работает по реализации этой задачи теми способами, которые ему доступны и приносят результат. Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека. Изобразительное искусство, в системе искусств, занимает особое место и частью его возможности, является воспитание и образование средствами художественной деятельности детей, которые в своих работах отражают любовь и красоту своей малой и большой Родины.
Рассмотрим реализацию направления патриотического воспитания на конкретном примере нашей Школы. Школа является одним из ведущих учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств г. Сыктывкара. В Школе ведется обучение по двум направлениям: хореографическое и художественное. Учащиеся художественного отделения занимаются по программам «Дизайн», «Живопись», «Основы изобразительной грамоты». Каждая из программ включает учебные предметы, которые затрагивают темы, касающиеся патриотического воспитания. Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так как почти все дисциплины имеют такие задачи. По предметам: «Рисунок» и «Живопись» составляются тематические натюрморты, где вещи и предметы рассказывают о человеке, героях, эпохе.
В изучении дисциплины «История изобразительного искусств» более глубоко теоретически дается информация о традициях народа, культуре, истории страны, подвигах народа, изображенных на полотнах художников.
Курс предмета «Композиция» является одним из важнейших разделов учебного процесса в Школе. Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного и творческого мышления, включает в каждый учебный год темы учебных заданий, связанных с изучением родного края, исторических событий, памятных дат. В каждом разделе по годам обучения темы располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших композиций до изображения сложной, многофигурной композиции. Например, такие темы как: «Любимое место на карте», «Русские богатыри», «Слава тебе, солдат!», «Народные праздники в моем городе», «Здесь живут мои мечты».
Через весь цикл обучения у ребенка выстраивается нить, которая связывает его с прошлым, настоящим и будущим. Формирование патриотических ценностей, чувств создаются на основе исторических ценностей. Изобразительное искусство имеет очень сильное влияние на чувства учащегося, формирует его личностные качества. Многовековой опыт и исследования показали, что искусство может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции.
Тенденция патриотического воспитания и развития художественного образования требует особого подхода построения уроков на основе рационального сочетания форм и методов, создания условий, направленных на постижение патриотических и общечеловеческих ценностей, основ отечественной и мировой культуры, раскрывающих целостную картину мира, и личностно‐значимое его осмысление учащимися школы. Перед педагогом встаёт трудная задача: построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а, с другой, – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений. Патриотическое воспитание создает чувство верности своему Отечеству. Поэтому так важно на уроках патриотическое воспитание осуществлять средствами изобразительного искусства, развивать художественно-творческие способности детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного организованного обучения. Патриотическое воспитание включает в себя три направления развития личности: образовательная, воспитательная и развивающая. В изобразительном искусстве образовательной целью занятий является развитие у ребенка художественных способностей, умения видеть, переживать, сопереживать, передать свой внутренний мир, изобразить действительность через художественный образ. Воспитательные задачи состоят в том, чтобы воспитывать духовно-нравственные качества, любовь и бережное отношение к природе, гордость за свой народ. Развивающие задачи чтобы научить учащихся понимать красоту, развивать чувство прекрасного, уважение к родной земле к своим национальным особенностям. Как следствие, рисунки и работы по предметам, проекты, рефераты участвуют в выставках, виртуальных выставках, конкурсах разного уровня от городского до Всероссийского. Все это способствует самосовершенствованию и мотивации доводить начатое дело до конца, нацеливает на успех в будущем, развивает лидерские качества, которые должны быть у современной молодежи.
В настоящее время все мастерские Школы имеют доступ к интернету и оборудованы соответствующей техникой, что позволяет сделать процесс обучения на разных занятиях более ярким и наглядным. Так, например: при составлении презентации появляется возможность в выборе репродукции картины художника или посетить виртуальный музей, что позволяет анализировать композицию, замысел произведений и знакомиться с творчеством русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Через видео ряд возможно увидеть традиций, обычаи, костюм, культуру разных народов (в том числе и русского народа), посмотреть фрагмент любого исторического события, фильма, мультфильма. Музыкальный ряд создает эмоциональный настрой учащихся, поможет узнать и изучить песенный репертуар многих композиторов, а так же прослушать рассказы, истории через аудио книги.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны непосредственно к ежегодному празднованию 9 мая Победы в Великой отечественной войне, в рамках предмета «Композиция станковая», в Школе проводятся выставки детских рисунков на тему 9 мая: «Поклон тебе, Великая Победа!». Ежегодно работы учащихся направляются на художественные конкурсы рисунков разного уровня. Фасад Школы, окна кабинетов учащимися и преподавателями украшаются шаблонами атрибутами, символами дня Победы. На крыльце Школы к лестничным перилам монтируется композиция из алых гвоздик и стаи журавлей, выполненных на фанере в цветном варианте. С 2013 года наша Школа организует площадку на праздник 9 мая в рамках городского торжества и создания праздничной атмосферы у Сыктывкарцев и гостей города, что способствует воспитанию патриотизма, гордости за подвиг советского народа. Чтобы не дать забыть новым поколениям кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить. Проект в виде больших почти двухметровых букв ПОБЕДА с ежегодным творческим рисунком весенних цветов, голубями символом мира, георгиевской лентой предлагается выполнить в цвете красками всем желающим. Так, все могут внести свой вклад в «ПОБЕДУ» как это делала вся страна в Великую отечественную войну.
Используя многолетний опыт патриотических проектов «Победа», «Победа в сердце каждого из нас», «Россия», педагогический коллектив Школы побуждает и приобщает своих учеников к участию в данных городских проектах, в рамках празднования 9 мая и дня России. Преподаватели личным примером, увлеченностью стараются формировать активную социально – патриотическую позицию юного горожанина у своих учащихся. Система дополнительного образования детей, в частности Школа, вносит посильный вклад, через вовлечение детей всех возрастов в тему воспитания подрастающего поколения. Тема патриотизма была и остается приоритетным направлением, сколько бы лет не прошло, не стареют понятия: Родина, семья, мир, добро, честь.
Таким образом, искусство как специфическая форма общественного сознания, которая отражает жизнь в конкретно-чувственных формах и образах, обладает способностью выражать и передавать другим людям тончайшие движения человеческой души и вызывать у них глубокие эмоциональные волнения, чувства патриотизма в том числе.