МАОУ СОШ № 9 дошкольное структурное подразделение

Тренинговое занятие 

с использованием элементов сказкотерапии

  для детей  6-7 лет 

«Смешные страхи» 

Составитель: педагог-психолог

Копылова Ю.А.

г. Боровичи

«Смешные страхи»

 

Цель: формирование у обучающихся понимания разнообразия проявления эмоции страха, проживания страха, умения передавать свои переживания; обучение техникам релаксации.

Форма проведения: тренинговое занятие с использованием элементов сказкотерапии.

Необходимые материалы: фотографии детей с разными эмоциями, пиктограмма «Страх», ширма для кукольного театра, перчаточные куклы, белая варежка и черная перчатка, домик и деревья из фетра, огонь из бумаги, (пластмассовые) игрушки зайцев, шапочка доктора, игрушечный шприц, доска для рисования, маркер или мел, листы бумаги А5 или А6, карандаши.

Процедура проведения

Приветствие «Хлопушка»

Психолог (П): «Давайте встанем в круг. На мою ладошку вы по очереди кладете свою ладошку и называете свое имя»

Психолог открывает ладонь и представляется, дети кладут на его ладошку
свои ладошки одна на другую (получается «горка» из ладошек). Затем мы поднимаем
эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». 

П: «Раз, два, три», на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» 

На слово «хлоп» общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном». 

Информирование 

П: «Ребята, а вы знаете, что такое страх?» 

Ответы детей

П: «Страх — очень неприятное ощущение реальной или воображаемой опасности. Страх может  иметь много оттенков от испуга до ужаса. А вы видели испуганных людей? Как они выглядят, как ведут себя?»

На доске или презентации показать фотографии детей с разными эмоциями.

П: «Когда человеку страшно, его глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт, губы немного вытянуты, уголки губ могут быть опущены. Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь.»  (Дети выполняют задание.)

«Страх нужен нам, когда он защищает нас от реальной опасности. Страх-помощник (показать руку в белой варежке), но может и мешать — страх-вредитель (как бы напугать рукой в  черной перчатке). Сейчас мы посмотрим небольшое театральное представление»

Театрализованная игра «Страх-помощник и страх-вредитель»

Ширма для кукольного театра. Домик из фетра. Зайчик хочет забраться на крышу.

П: «Ребята, этот зайчик очень хочет посмотреть на улицу сверху. Говорит, так лучше видно. И поэтому хочет забраться на крышу. Но смотрите, его хочет кто-то спасти! Это страх-помощник! (рука в белой варежке осторожно снимает зайчика с крыши, гладит его). Он хочет уберечь зайчика от опасности, помочь ему. Поэтому этот страх полезный. Он необходим.»

Далее из окна домика вырывается огонь — виден бумажный огонь. Зайка рядом с домиком.

П: «Дети, посмотрите, зайчик хочет зайти в дом. Но что это? Дом горит! И снова наш страх-помощник выводит зайку из домика! (Рука в белой варежке осторожно вынимает зайца из домика)

Несколько зайчиков стоят рядом, а один в сторонке.

П: «Посмотрите, этот зайка-новичок. Он первый день пришел в садик и боится подойти к другим зайчикам. 

Появляется рука в черной перчатке, шевелит пальцами — пугает. Страшным голосом: «Не подходи к ним, они тебя не примут в игру, будут над тобой смеяться!»

Зайчик убегает.

П: «Ребята, это страх-вредитель. Он помешал зайке познакомиться с другими зайчиками. И теперь зайка один, ему очень грустно.

Предложить одному из детей шапочку доктора и шприц. Психолог управляет зайкой.

П: «Сегодня настало время делать прививки. И нашего зайчика медсестра (медбрат) зовет на прививку. Но что это? Опять страх-вредитель? 

Появляется рука в черной перчатке, шевелит пальцами — пугает. Страшным голосом: «Не иди туда! Тебе сделают болючий укол!!! Это ооочень больно!»

Зайчик убегает.

«Но смотрите, что же с ним тогда случится? Через неокторое время этот трусливый зайчик заболел. Вот как может быть вредить страх!»

Обсуждение

П: «Мы узнали, что есть страхи-помощники, а есть страхи-вредители. В каких ситуациях страхи нам помогают? (ответы детей) А в каких мешают? (ответы детей

 

Этюд «В лесу»

П: Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. 

Друзья пошли прогуляться в лес. (Идем по кругу, держимся за руки) Один мальчик отстал (остановимся и отпустим руки), оглянулся (посмотреть по сторонам) — нет никого (развести руки в стороны и сделать грустное лицо). Он стал прислушиваться, не слышно ли голосов (дети руку к уху. А в это время помощник шуршит чем-нибудь или хрустит веткой.) Вроде бы слышит какой-то шорох (показываем, что боимся — округляем глаза, плечи подтягиваем вверх, трясемся, стучим зубами). А вдруг это волк или медведь? Но тут ветки раздвинулись (оглядываемся по сторонам), мальчик увидел своих друзей (улыбаемся) — они тоже его искали «Ура!» (обнимаемся). Теперь можно возвращаться домой (беремся за руки, идем по кругу)

 

П: «А теперь давайте сядем в круг и послушаем сказку. Но не простую сказку, а сказку-страшилку!»

 

Чтение сказки-страшилки «Белый рояль»

П: «Страшилки нужно слушать правильно: очень внимательно и при этом специально бояться — очень сильно трястись, иногда даже вскрикивать, но так чтоб дальше можно было слушать.»

Психолог читает сказку-страшилку по всем правилам: читать медленно и приглушенным голосом; постепенно снижать громкость голоса, заставляя детей податься вперед, чтобы лучше слышать; делать паузы, которые создают напряжение; использовать прием неожиданности, когда резкое движение или повышение голоса в кульминационный момент заставляет всех вздрогнуть.  

«Жила-была одна семья: мать, отец, бабушка, дедушка, сын и дочь. Однажды отец купил белый рояль. Его поставили в большую комнату. Наступила ночь. Все легли спать. И вдруг в 12 часов они услышали звуки, которые издавал белый рояль. Отец встал и пошел смотреть, что там такое. Прошел час, а отца все нет. Тогда пошла мать и тоже не вернулась, а звуки все были слышны. Потом пошла бабушка и тоже не вернулась, затем пошел дедушка. И тоже не вернулся. А звуки все раздавались. Потом пошла дочь и тоже не вернулась. Тогда пошел сын. Он вошел в большую комнату…. (повысить голос, выпучить глаза и сделать паузу), а там все ловили кошку, которая бегала по клавишам (закончить обычным голосом и улыбнуться в конце)».

 

Обсуждение сказки

П: Вам было страшно? А почему? Как думаете, что чувствовали герои сказки? А что вы почувствовали в конце сказки? Почему?»

 

Упражнение «Ищем страх»

П: «А теперь я вам предлагаю поискать свой страх.(Дети начинают заглядывать под столы, стулья, в шкафы, коробки, углы. Пока дети ищут страх, получается веселая разминка, со снятием психоэмоционального напряжения)

П: « Ну как, нашли страх или нет? Где же он находится?(Ответ на это вопрос подталкивает детей на мысль что страх сидит в нас))

А можно убежать от страха? А если он бегает очень быстро? А давайте с ним встретимся, и посмотрим на него. Как мы сможем его увидеть? Давайте подумаем, чего же можно боятся. (Психолог рисует схематические картинки страхов на доске, которые придумывают дети). Чего может бояться ребенок?

 

Рисуем страх

П: «А теперь ребята каждый найдет свой страх и нарисует у себя на листочке.»

 

Упражнение «Перепрыгнем через свой страх»

П: Возьмите свой рисунок и пройдите на ковер. Сейчас мы через наш страх будем прыгать, как через костер. (На полу выкладываются детские рисунки и дети через них прыгают)

 

Беседа о том как справиться со страхом. 

П: «Когда страшно, очень важно понять, чего именно мы боимся, т.е. назвать страх. Тогда будет понятнее, что мы можем сделать в пугающей ситуации. Очень важно выпустить страх через тело — сильно дрожать, даже покричать, попросить помощи у взрослого или убежать. А еще очень важно правильно дышать! Тогда легче справиться с эмоцией. 

Чтобы успокоиться, нужно сделать глубокий вдох и длинный выдох. Давайте попробуем. Вдох — выдох. 1,2,3,4. Вдох — выдох. 1,2,3,4. Вдох — выдох. 1,2,3,4

А теперь представим, что нам нужно быстро действовать. Вдох и быстрый выдох»

«Вы — молодцы!»

 

Подведение итогов 

П: «Мы узнали, что есть страхи-помощники, а есть страхи-вредители. В каких ситуациях страхи нам помогают? (ответы детей) А в каких мешают? (ответы детей) А что нужно сделать, чтобы справиться со страхом? (ответы детей)»

 

Рефлексия.

П: «Теперь по очереди передавайте белую варежку и расскажите, что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось»

Литература

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 112 с.
  2. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Эмоции». ООО «Маленький гений-Пресс»
  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп и перераб. СПб: Издательство «Речь», 201. 160 с.
  4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., А.С. Тузаева, Козлова И.А. «Цветик-семицветик» . Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218 с.