Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

Социально-значимый проект

Тема: «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ ВЫХОДНОГО ДНЯ»

Выполнили: 

Студентки

 группы ВП-ДиДоп-4-1

Проскурина Е.П.

Хафизова А.А.

Руководитель: 

Доцент

 Герлах И.В.

Армавир, 2025

Пояснительная записка

Актуальность

Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной                многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.

Быть родителем сегодня непросто. В современных условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, т.к. изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. Все чаще встречаются семьи, где родители не успевают, а иногда и не хотят проводить свободное время в кругу детей. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Поэтому государству, и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи. Практика доказывает, что многие семьи не справляются с поставленными перед ней задачами. В семьях наблюдаются непонимание, отсутствие заботы о ребёнке, жестокость отношений, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. И самое главное, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации, не понимают, потому что у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания семейного Клуба на базе нашего учреждения очень велика. Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и специалисты в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Цель:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем семейного воспитания;
  • оказание помощи в формировании в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, для сохранения целостности семьи, возрождения  семейного воспитания.

Задачи:

  • оказывать психолого-педагогическу помощь родителям (законным представителям); выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
  • повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей) в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развивать новые формы общественно-семейного взаимодействия и обучать продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащать  семейный  досуг  культурными и спортивными мероприятиями.

Практическая значимость проекта

Проект можно применить в учреждениях, работающих с семьями несовершеннолетних детей. Его реализация  поможет оптимизировать процесс семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей через выявление взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами детей. В результате у родителей сформируются продуктивные модели построения взаимоотношений в семье как средства профилактики семейного неблагополучия в целом.

Условия реализации Клуба

Место проведения – МАДОУ Д/С № 31 (Армавир), спортивный зал.

Сроки реализации – 1 год. Заседание Клуба проводится 2 раза в месяц. Запланировано 12 тематических встреч, 12 – по организации совместного культурного и спортивного досуга.

Время Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников.

Материалы и инструменты – магнитофон, песок, проектор, экран, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, оборудование релаксационной комнаты, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, пластилин, бросовый материал для творческой мастерской, ножницы, клей ПВА, другое.

Участники проекта: коллектив родителей и детей; волонтеры; музыканты, поэты города Армавир, добровольно участвующие в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы семейного клуба.

С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка – мама, папа – ребенок).

В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются заведующая, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги стационарного отделения, инструктор по труду, медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный работник.

Информационное обеспечение проекта:

  • выпуск буклетов о проекте;
  • акции, проводимые волонтерами для привлечения целевой аудитории;
  • регулярные сюжеты, материалы о функционировании проекта (на телевидении, в местной прессе) для формирования мотивации и участия в проекте;
  • индивидуальное приглашение семей специалистами на заседания Клуба, праздники и на мастер-классы;
  • размещение информации на сайте учреждения.

Этапы работы:

  1. Определение семей – участников проекта;
  2. Разработка совместно с несовершеннолетними и семьями плана мероприятий для работы Клуба;
  3. Распределение «ролей» среди специалистов ДОУ;
  4. Организация и проведение мероприятий;
  5. Анализ, проделанной работы совместно со всеми членами семьи.

Формы работы:

  • праздники;
  • творческая мастерская;
  • игры и упражнения;
  • мини-беседы, лекции;
  • релаксационные и динамические паузы;
  • музыкально-танцевальные этюды;
  • моделирование проблемных ситуаций;
  • презентация информационных буклетов;
  • подвижные игры, дидактические игры;
  • художественно-творческая деятельность;
  • элементы арттерапии, сказкотерапии;
  • тренинг;
  • круглые столы;
  • экскурсии;
  • дискуссии.

Важно при взаимодействии с семьей грамотно применять принципы:

  • дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • целенаправленность – привлечение всех участников к

непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

  • плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
  • индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
  • доброжелательность, открытость и партнерство.
  • компетентность, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Структура заседаний Клуба:

Упражнение приветствие

  1. Теоретическая часть – проводится в интерактивной форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
  2. Практическая часть – предполагает реализацию приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
  3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
  4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.

Результаты работы по проекту

Клуб выходного дня начал работу в учреждении с 2024 года. Встречи на заседаниях Клуба расширяют информационное поле родителей,  дают основу для переосмысления взглядов на процесс воспитания, происходит улучшение навыков, необходимых для построения гармоничных отношений в семье, раскрываются потенциальные возможности семьи, улучшаются внутрисемейные отношения. Родители и дети обогащают семейный досуг культурными и спортивными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается. 

Анализ работы Семейного клуба выходного дня за 2024-2025г

Проведено 9 заседаний родительского клуба на темы:

  1. «Почему Ваш ребенок говорит неправду?»
  2. «Причины детского воровства»
  3. «Мотивы детской истерики»
  4. «Детская агрессивность»
  5. «Последствия жестокого обращения с ребенком»
  6.  «Одиночество ребенка в семье. Взрослые и дети, динамика взаимоотношений»
  7. «Родители и дети 21 века. Как перестать с ребенком делать то, что делали с Вами»
  8. Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей.
  9. Я спокоен… или способы борьбы со стрессом. Как помочь себе и ребенку справится с психоэмоциональным напряжением.
  • 9 досуговых мероприятий для детей, такие как: реализовано 7 творческих мастерских; реализовано 2 выставки творческих работ.

В Семейный клуб выходного дня задействовано было 42 родителя, 57 несовершеннолетних, в возрасте от 4 до 16 лет, из них 11 семей СОП.

По завершению каждого заседания родительского клуба запускалась анкета обратной связи, по результатам, которой отмечается удовлетворенность родителей от проведенных встреч, соответствие ожидания содержанию заседаний. Родители комфортно чувствовали себя на заседании клуба, многие из них смогли индивидуально задать интересующие вопросы как психологам, так и специалистам центра. Родители на занятиях ведут себя активно, часто тему следующей встречи задают именно они. Их пожелания, учитывались в работе специалистов.

Результаты опроса, наблюдений за несовершеннолетними показывают удовлетворенность от мероприятий. Им очень нравится проводить выходной в кругу родных.

В анкетах (по итогам года), каждый получил возможность написать пожелания на дальнейшую работу клуба, большинство из родителей желают продолжить посещать заседания клуба.

Примерный тематический план по повышению психолого-педагогической компетенции родителей

№ п/

п

Содержание занятий Предполагаемый результат Привлекаемые специалисты
1 Тема: «Наши дети»

Ролевая игра с целью знакомства, сплочения группы. Права и обязанности участников родительского клуба. Работа в группах

«Перевоплощение в волшебных родителей» (рекомендации взрослым в вопросах воспитания).

Монолог о счастье. Стихотворение А.

Загодиной «На что мы тратим жизнь…».

Выявление запросов родителей по организации

работы Клуба и успешного опыта семейного

воспитания. Улучшение микроклимата в группе.

социальный педагог,

педагог-психолог отделения профилактики семейного неблагополучия (ОПСН)

2 Тема: «Особенности подросткового возраста».

Мини-лекция, тренинг

Памятка «9 заповедей воспитания ребенка», Памятка «Прежде чем воспитывать…»

Повышение уровня психолого-педаго гической

компетентности родителей

педагоги –психологи

ОПСН

3 Тема: «Ошибки в воспитании детей дошкольного возраста».

Мини  –  лекция «Золотые правила воспитания». Мозговой штурм «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми данного возраста», Упражнение «Семейные заповеди», Шпаргалка для родителей «Если вам не нравятся черты

характера вашего ребенка

Повышение уровня психолого-педаго гической

компетентности родителей

педагоги –психологи социальный

педагог ОПСН

4 Тема: «Презентация семейного опыта: Секреты семейного воспитания, семейные традиции».

Анкета «Характер семейного уклада»

Распространение опыта семейного воспитания. педагоги –психологи

ОПСН

5 Тема: «Семейные ссоры, причины семейных конфликтов». Простительные и непростительные поступки. Пути выхода из конфликтной ситуации. «Искусство разрешения  конфликта»,    Памятка  «Как

справиться с проблемой, если она уже есть»

Улучшение

детско-родительс ких отношений

педагоги –психологи социальный

педагог ОПСН

 

6 Тема: «Педагогические требования в воспитании ребёнка. Поощрение и наказание». Общая презентация

несовершеннолетних: «Мы – одна семья». Тест для родителей: «Умеете ли вы общаться с ребенком?». Тест для детей: «Что значит для вас семья?». буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!»

Повышение правовой культуры педагоги –психологи

ОПСН

юрисконсульт

7 Тема: «Дела семейные. Разделение домашнего труда. Семейный бюджет и планирование  домашних  дел».  Диспут

«Работа мужская и женская». Рыцарский турнир. Конкурс хозяек. Памятка «Родителям на заметку»

Распространение опыта семейного воспитания. педагоги –психологи социальный

педагог ОПСН

8 Тема: «Мудрость ангелов»

Упражнение «Приветствие». Мини – лекция

«Пять языков любви». Упражнение «Языки любви», упражнение «Мудрость ангелов»

Повышение уровня психолого-педаго гической

компетентности родителей

педагоги –психологи

ОПСН

9 Тема: «Друг другу навстречу». Мини лекция. Анкета «Принципы воспитания »,Упражнение

«Народная мудрость». Упражнение «Футболка с надписью».

Упражнение «Слепой и поводырь».

Памятка «10 заповедей для родителей» Памятка “Правила эффективного общения с ребенком”

Гармонизация детско-родительс ких отношений

совершенствовани е системы взаимоотношений внутри семьи.

педагоги –психологи

ОПСН

10 Тема: «Роль отца и матери в воспитании детей. Основные права и обязанности родителей, и ребенка». Мини-лекция «Права детей и обязанности родителей». Диспут между родителями. Ролевая игра: «Суд над

пренебрежением потребностями ребенка». Мозговой штурм «Как родитель может обеспечить  безопасность  ребенка».  Буклет

«Как предупредить насилие над детьми»

Повышение правовой культуры юрисконсульт педагоги

–психологи ОПСН

11 Тема: «Любовь как высшее человеческое чувство. Любовь в ранней юности. Ответственность в любви». Подготовка лирических музыкальных номеров, стихотворений, постановок несовершеннолетними. Обсуждение ситуаций

по теме.

Расширение творческого

потенциала семьи

поэтесса и

композитор города, педагоги

–психологи

отделения ОПСН

12 Тема: Презентация о своей семье (на выбор)

«Один день из жизни нашей семьи»,

Подведение

итогов.

Команда

специалистов,

 

«Семейные традиции», «Семейная реликвия»,

«Семейные выходные».

Чествование семей.

Планирование работы клуба на

следующий период

участвующие в

реализации проекта

Тематический план по организации досуга детей и родителей

№ п/

п

Содержание занятий для детей Совместное мероприятие (родитель-дети) сроки
1 Спортивный праздник

«Зимние забавы»

  1. Рождественские встречи
  2. Посещение театра кукол «Фантазия»
Январь
2
  1. Творческая мастерская

«Подарок для папы»

  1. Учим новый танец
  1. Поздравляем пап
  2. Творческая мастерская
Февраль
3
  1. Творческая мастерская Мастер-класс «Подарок для мамы»
  2. Учим танец
  1. Праздник мам
  2. Посещение театра кукол «Фантазия»
  3. Праздник. Веселая Масленица
Март
4 Песочная терапия «Весь мир

для тебя»

Мастер-класс к конкурсу

«Конкурс пасхальное  яйцо»

Апрель
5
  1. Творческая мастерская Открытка для ветерана
  2. Занятие в студии

«Лапоток»

  1. Конкурс семейного творчества;
  2. Посещение театра кукол «Фантазия»
Май
6
  1. Готовим концерт для пап
  2. Презентация

видео-поздравление

  1. 1 июня «На праздник вместе всей семьей»
  2. Марафон здоровья «Мы выбираем ЗОЖ»
  3. Концерт ко Всероссийскому празднику «День отца»
Июнь
7
  1. Занятие «Презентация о семье».
  2. Игротека
  1. Семейный праздник «Мама, папа, я- дружная семья»
  2. Чаепитие
Июль
8 Подготовка к мероприятию

«Радуга семейных талантов»

«Веселые старты» ко  дню

физкультурника

Август
9 Мастер-класс «Подарок дедушке, бабушке»
  1. Радуга семейных талантов
  2. Чаепитие
  3. Кросс нации.
Сентябрь
10
  1. Мастер-класс из природного материала
  2. Изостудия «Цветные ладошки»
  1. Посещение планетария
  2. Участие в выставке «Осенний калейдоскоп»
  3. Чаепитие.
Октябрь
11 Творческая мастерская

Изготовление подарка для мамы «Розочки в корзине»

  1. Концерт, посвященный Дню матери
  2. Чайная церемония
Ноябрь

 

12 Творческая мастерская

«Новогодняя игрушка».

  1. Новогодний утренник
  2. Посещение театра кукол «Фантазия»
Декабрь

Ожидаемые  результаты:

  1. Повышение авторитета родителей в семье и обществе и поддержание социальной устойчивости каждой семьи;
  2. Коррекция эмоциональных нарушений и снятия психического напряжения, позитивные изменения в сознании и поведении, как родителей, так и детей;
  3. Увеличение значения роли ребенка в семье;
  4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, и это будет способствовать сохранению целостности семьи и полноценному развитию детей  в  семье,  гармонизации  семейных  отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров;
  5. Родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными и спортивными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается;
  6. Уменьшатся  факторы  риска,  приводящие к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;
  7. Расширение творческого потенциала семьи, что будет способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между родителями и детьми.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

  • Подведение итогов по результатам освоения материала данного проекта может быть в форме анкетирования, конференции, круглого стола;
  • Во время проведения презентаций, просмотр работ с обсуждением;
  • Данные педагогических наблюдений;
  • Улучшение микроклимата в семье, где проживает несовершеннолетний и с которой ведется работа; снятие семей и детей с учета;
  • В конце года выставка творческих работ, в которой участвовали дети со своими родителями;
  • Показатель удовлетворенности родителей и детей совместной работой (анкетирование, книга отзывов и предложений);
  • Количество семей, которые приняли участие в реализации проекта;
  • Уровень сплоченности семьи (тестирование, диагностика)

Риски проекта

Трудности и риски:

  • Недостаточное информационное обеспечение.
  • Отсутствие обратной связи при взаимодействии специалистов с семьями, переживающими кризис.
  • Отсутствие мотивированной целевой группы для участия в проекте.
  • Нескоординированность работы в команде специалистов.

Условия для устойчивости проекта:

  • Правильная организация информационного пространства для привлечения целевой аудитории.
  • Чёткость и спланированность проведения всех видов и форм досуговой деятельности.
  • Распределение обязанностей между членами команды.
  • Обеспеченность заявленными материалами, необходимыми для занятий и проведения праздников, мастер – классов, мероприятий, а также для оформления выставок.
  • Реализация проекта квалифицированными специалистам.