ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» г. БЕРДЯНСК

Исследовательская работа

на тему «Психологическая адаптация  первоклассников к обучению в школе»

Выполнила

Педагог-психолог

Бессмертная Яна Александровна

       

Бердянск – 2025

Содержание

 

  1. Обоснование выбора темы работы, 
  2. Объект и предмет исследования, 
  3. Цель и задачи исследования, 
  4. Гипотеза, 
  5. Методы исследования, 
  6. Новизна исследовательской работы (при наличии), 
  7. Теоретическая и практическая (при наличии) значимость работы

 

Работа для школьников 11 класса

Тема: «Психологическая адаптация  первоклассников к обучению в школе»

 

1.Обоснование выбора темы работы

 

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

 

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Потребность же в движении остается большой.
            Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.

Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут.

У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. Может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей. 

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для  второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

 

      Актуальность исследовательской работы заключается в том, что первоклассники – это большая составляющая будущего нашей школы, предстоящие открытия, успеваемость, победы на олимпиадах и конкурсах и для всего этого необходимы замотивированные, адаптированные и заинтересованные дети.  

 

  • Объект и предмет исследования.

 

Предмет исследования: факторы адаптации первоклассников к школьному обучению.

Объект исследования:  Процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.

 

  • Цель и задачи исследования.

 

      На основе практической значимости и актуальности данной темы была сформулирована цель проекта:

      Цель –  выявление уровня адаптации обучающихся 1 класса и снижение уровня дезадаптации первоклассников.

        Задачи:

  • Рассмотреть и проанализировать тематическую литературу, раскрывающую теоретические основы адаптации  первоклассника к школьному обучению;
  • Определить методы и приемы диагностики  типа мотивации первоклассников;
  • Провести диагностическое исследование для определения типа мотивации первоклассников;
  • Выявить группу с низким уровнем адаптации среди обучающихся 1 класса;
  • Экспериментальным путем проверить эффективность влияния используемых приемов  на процесс адаптации первоклассников к школе;
  • Сделать выводы по результатам  выполненного исследования.

 

  •  Гипотеза: адаптация первоклассника к школьному обучению будет проходить наиболее успешно, если применять специальные упражнения, игры,  способствующие адаптации ребенка к ситуации систематического обучения в школе.

Проблема: дезадаптация  обучающихся к школьному обучению.

 

  • Методы исследования.

 

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы были использованы следующие методы исследования:

анализ, обобщение и интерпретация специальной литературы, беседа, анкетирование, опрос, статистическая обработка данных полученных сведений.

    Первый, информационный этап  работы включал в себя поиск информации: знакомство с научно-популярной, методической, справочной литературой, интернет-источниками. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы.

    На втором этапе было проведено тестирование уровня адаптации первоклассников к обучению в школе, а так же, выполнен последующий анализ.

В заключение работы сделаны выводы. 

 

  • Новизна исследовательской работы.

 Новизна  исследования:  На сегодняшний день  существуют работы, посвященные проблеме адаптации первоклассников. Однако мы решили изучить эту тему на примере обучающихся 1 класса нашей школы. В этом и заключается новизна нашего исследования.

  • Теоретическая и практическая значимость работы

 

Теоретическая значимость состоит в систематизации теоретических сведений о социально-педагогической  адаптации  первоклассников  к  школьной жизни; в описании условий для   социально-педагогической адаптации у первоклассников  к  школьной жизни.

 

Область практического применения  результатов.

 Наработанный материал можно использовать на  уроках в качестве небольших разгрузочных интервалов  для детей, а так же применять на коррекционно-развивающих занятиях у педагога-психолога. Данная работа может пополнить картотеку дидактического материала педагогов-психологов школы.