Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1» муниципального образования город-курорт Анапа

ПРОЕКТ

тематических занятий на тему: «Песни Великой Победы», посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Подготовила: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин 

МБУ ДО «Детская школа искусств №1» 

муниципального образования город-курорт Анапа

Дата проведения: апрель-май 2025г.

Пояснительная записка.

Цикл внеклассных тематических занятий на тему: «Песни Великой Победы» разработан для обучающихся по дополнительным образовательным программам в области музыкального искусства. Занятия проводились в рамках празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Целью проведения мероприятий является воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну, сохранение памяти о бессмертном подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, а также знакомство учащихся с прекрасными образцами песенного творчества военных лет и формирование и них представления о роли песни в годы войны.

Главной задачей при проведении данных мероприятий является  сохранение исторической памяти, воспитание уважения к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.

Важно рассказать об истории песен военных лет и найти отклик в сердцах подрастающего поколения на звучание этих суровых и трогательных, героических и нежных мелодий. Ведь эти песни стали частью нашего культурного кода, эмоциональным мостом между эпохами, способом передать чувства, которые невозможно выразить словами.

В этом году цикл включает три тематических мероприятия, в которых освещена история создания песен: «Священная война» В. Лебедева-Кумача и А. Александрова, «День Победы» В. Харитонова и Д. Тухманова, «Дорога на Берлин» Е. Долматовского и М. Фрадкина, «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера, «В землянке» А. Суркова и К. Листова.

Занятия сопрождаются показом иллюстративного материала: слайды и видеозаписи песен на фоне исторической кинохроники.

Занятие 1.

80 лет назад закончилась Великая Отечественная война, ставшая одной из самых героических страниц нашей истории. Мужество людей, их стремление защитить свою Родину не знало границ. Вместе с людьми в солдатский строй встала песня. С первых дней войны песни помогали народу выстоять и победить.

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, трогая сердца наших современников. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их… прекрасных и незабываемых. Рожденные в окопах и землянках, прошедшие фронтовыми дорогами и опаленные огнем сражений, эти песни могут составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны. Эти песни навсегда останутся в нашей памяти, они стали прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.

  У каждой песни есть своя судьба, своя история. Каждая из них раскрывает нам отдельную страницу тех незабываемых событий.

Одна из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны стала песня «Священная война».  Она была написана буквально сразу после объявления о начале войны. Поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи и уже 24 июня 1941 года – через три дня после начала войны – они были опубликованы в газетах “Известия” и “Красная звезда”.

(Слайд 1 В.М. Лебедев-Кумач)

Стихотворение прочитал Александр Васильевич Александров – композитор, дирижер, Народный артист СССР, создатель знаменитого Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии и автор музыки к гимнам СССР и России. 

(Слайд 2 А.В. Александров)

Текст произвел на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. 

Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука А.В. Александрова, и зал постепенно затихает… Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах были видны слезы, и это волнение передалось исполнителям. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь (пять раз подряд!) хор пел «Священную войну».

 Так начался славный и долгий путь песни. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. 

(Слайд 3 Военный оркестр)

Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. 

В наши дни песня «Священная война» стала одним из символов Великой Отечественной войны и одним из самых внушительных поэтических и музыкальных произведений той героической эпохи.

«Священная война» исп.  Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова

https://vkvideo.ru/video3302547_456239107?ref_domain=yastatic.net

А через 30 лет после завершения войны родилась песня «День Победы», ставшая гимном Великой Победы и нашей памяти о бессмертном подвиге народа.

(Слайд 4 Тухманов и Харитонов)

Сложно поверить, но судьба песни поначалу совсем не складывалась. 

В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением создать песню, посвящённую Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Великой Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

Буквально за несколько дней до окончания конкурса Харитонов передал свои стихи соавтору. Тухманов очень быстро написал музыку, и песня успела прозвучать на последнем прослушивании. Её исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко.

Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Прослушивание песни вызывало болезненно острую реакцию старших коллег Тухманова, против песни прозвучали резкие высказывания, о чём вскоре стало известно на Гостелерадио.

Причина была в музыке и её авторе. Поэт Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (А. Новиков, В. Мурадели и др.). А Давид Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам – «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец» и другим, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него ещё не было. В музыке песни были услышаны элементы не то танго, не то фокстрота, некоторые назвали песню “цыганщиной”. Не устраивали и современные методы оркестровки (например, использование бас-гитары). В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир ни на радио, ни на телевидении. Леонид Сметанников исполнил песню на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем, но долго так и оставалось единственным исполнением в эфире. 

(Слайд 5 Лев Лещенко) 

И лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и она была исполнена ещё раз – на “бис”. После этого песню «День Победы» стала петь вся страна. 

Песня, которую долго не пускали в эфир, сегодня стала классикой, Время все рассудило, и сегодня ни одно торжество у нас не проходит без «Дня Победы».

«День Победы» исп. Лев Лещенко

https://rutube.ru/video/ccbe0d64a063052d5fabed26e7257962/?r=wd

Занятие 2.

2025 год – Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Эта война стала суровым испытанием для нашего народа. Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала… и песня. Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа.

Песни военных лет продолжают поддерживать историческую память и не дают забыть о Великом подвиге нашего народа. Пока помним и поём песни тех суровых, военных лет – мы остаёмся великим народом, великой страной. 

Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, они согревали душу, призывали к подвигу, говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви, были другом в трудные минуты… Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам. У каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба.

(Слайд 1 Музыканты на фронте) 

Сегодня наш рассказ о песне, которая «обновлялась» в соответствии с последними сводками Совинформбюро. Эта песня известна под разными названиями «Дорога на Берлин» или «Брянская улица».

      История песни весьма любопытна. Наши войска освободили Орёл и Брянск. А в ноябре 1943 года в освобожденном от гитлеровцев белорусском городе Гомеле сотрудник одной из фронтовых газет, поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Улицы-дороги»:

С боем взяли мы Орёл, город весь прошли,
Улицы последней название прочли:
Брянская улица на запад ведёт?
Значит – в Брянск дорога, значит – в Брянск дорога. Вперёд!

(Слайд 2 Е. Долматовский на фронте)

Дальше, по его словам, «ничего не было сочинено, только в намеченную схему вставлялась строка: во вторую строфу – о вступлении в Брянск, в третью – о Гомеле», а кончалось всё «строфой про Минскую улицу, про то, что нам предстоит дорога на Минск».

Стихотворение Долматовского было опубликовано в газете «Красная Армия» под названием «Улицы-дороги». 

Поэт заметил интересную особенность: последняя улица, по которой проходили наши наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстоит брать. В Орле это была Брянская улица, в Брянске – Гомельская, в Гомеле – Минская. «Когда после Курской битвы наши войска стали стремительно продвигаться на запад, названия улиц, по которым они проходили, покидая освобождённые города, вдруг становились символическими», – вспоминал поэт.

Долматовский отправил стихи композитору Марку Фрадкину в Москву. Ответа от композитора сразу не последовало.

(Слайд 3 М. Фрадкин)

И вдруг через год, уже в конце войны, поэт услышал по радио голос Леонида Утёсова, исполнявшего песню вроде бы его, но не совсем. У песни каким-то удивительным образом появилось продолжение. Она звала уже не на Минск, а на Берлин! Как оказалось, Фрадкин, написав к стихам музыку, предложил песню Утесову, в исполнении которого, с добавлением новых городов и названий их улиц, по мере их освобождения, она и звучала по радио до самой Победы, до взятия нашими войсками Берлина.

(Слайд 4 Л. Утёсов)

Народный артист СССР Леонид Утёсов вспоминал: «Одна беда – песня скоро начала стареть. Ведь кончалась она призывом: «Вперёд, на Минск!» А в июле 1944 года столица Советской Белоруссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше на запад, и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву и так далее, заканчивая словами «На Берлин!» Песня снова стала злободневной».

(Слайд 5 На Берлин!)

С этими поправками, которые внесла сама жизнь, песня действительно привела к Победе и с тех пор стала называться «Дорога на Берлин». Правда, некоторые исполнители называют её и «Брянская улица», что нисколько не умаляет роль этой фронтовой песни.

Леонид Утёсов «Брянская улица»

https://vk.com/video255744597_456254237

Песня звучала по радио до самой Победы и прозвучала во время Парада Победы, который состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. И сегодня песня «Дорога на Берлин» продолжает свою жизнь на современной эстраде, звучит на официальных мероприятиях и в кругу близких друзей.

Екатерина Гусева и Владислав Косарев «Дорога на Берлин»

https://ya.ru/video/preview/7045267680431184337

Занятие 3.

Приближается великий для нашей страны день – День Победы.  Это не просто юбилейная дата, это напоминание о том, какой ценой был завоёван мир. Цена Победы – это миллионы судеб, слёз, потерь и надежд. Это память, которая передаётся из поколения в поколение, чтобы мы никогда не забывали, что стоит за словом «Победа».

Победа была достигнута не только благодаря военной мощи, но и благодаря невероятной силе духа, самоотверженности нашего народа и готовности отдать всё ради светлого будущего.

Сегодня, в канун Великого Праздника, мы вновь вспоминаем как воевала и помогала верить в Победу наша музыка – те песни, что провожали бойцов на фронт и согревали после боя, что звучали в кинофильмах военного лихолетья, песни фронтовых дорог и победного мая.

(Слайд 1 Песня на привале)

Песни – лирическая летопись времени. В них отражаются страницы истории нашей страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. 

Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является «Катюша» – песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, «Катюша» была создана в предвоенное время и впервые прозвучала в 1938 году.

Новое звучание «Катюше» придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше-медицинской сестре. Именем «Катюша» солдаты прозвали новые реактивные минометы, «песни» которых приводили в ужас фашистов. 

(Слайд 2 Коллаж: авторы песни, миномёты) 

А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных Михаилом Исаковским, автором популярных в то время песен: «И кто его знает», «Прощание», «Зелеными просторами» и других. Поэт сочинил первые две строфы, а потом работа застопорилась…Михаил Васильевич, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с «Катюшей» до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером.

Композитора необычайно увлекли певучие строки Исаковского. «Катюша» без остатка заняла моё воображение, – рассказывал Блантер. Он провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии. Но текста песни ещё не было, поскольку стихотворение не было завершено. В дальнейшем поэт совместно с композитором стали искать другое песенное решение. Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури. В эти годы тема Родины, тема защиты её от посягательств врага была самой важной, самой первостепенной.

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. Немало реальных героинь с песенным именем сражались за нашу Родину. Одна из них – старший сержант Екатерина Пастушенко, отважная пулемётчица, уничтожившая немало фашистских автоматчиков. 13 января 1943 года завязался жестокий бой в районе канала за селом Александровским Ставропольского края, потом бой переместился на возвышенность. И вдруг умолк пулемёт, который защищал рубежи солдат 151-й стрелковой дивизии. Екатерина Пастушенко перевязывала раненых. Не задумываясь она бросилась к пулемёту, залегла и в нужную минуту, когда немцы подошли совсем близко, открыла огонь. Она уничтожила 30 немцев, сорвала атаку врага. За этот подвиг Екатерина награждена боевым орденом Красного Знамени. 

(Слайд 3  Е. Пастушенко)

 В 1945 году «Катюша» гремела уже по всей Европе, став одним из самых запоминающихся символов нашей Победы.

https://rutube.ru/video/d4a9a84196cf57d507be6d9f400c027f/?r=wd

Одна из самых проникновенных лирических песен военных лет «В землянке» появилась совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и военного журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене в своем письме к ней. Сурков вспоминает: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно… Это были шестнадцать строк из письма жене, Софье Антоновне.   Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…».   После боя, продрогший и уставший Алексей Сурков, отогревался в землянке и писал в блокнот строки знаменитой песни. 

(Слайд 4 Сурков, Листов)

«Так бы и остались эти стихи частью письма, – продолжает он свои воспоминания, – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову…». Через неделю Листов исполнял эту песню в редакции газеты, оставив репортерам нотные записи. 

А уже сотрудники газеты представили песню «Комсомольской правде», где она была принята безоговорочно и напечатана 25 марта 1942 года. Оттуда она и пошла в народ, на фронт, в тыл, полюбилась многим не только в СССР, но и за рубежом, в войсках союзников. Интересен тот факт, что за слова «до тебя мне дойти не легко, а до смерти – четыре шага», песню долго пытались «не пропустить», просили заменить эти строки, т.к. считали их «упадническими», но тут за песню вступились все, кто ее любил, и слова остались неизменными. Поистине песня стала народной. Это была не просто песня, а лирическая исповедь, настоящее признание в любви. Во время войны людям очень не хватало нежных чувств и тихого ласкового слова.

(Слайд 5  Бойцы в землянке)

Сегодня нам трудно представить, какие мысли рождаются у смертельно уставших после боя людей, собравшихся в землянке у солдатской железной печурки. У автора, который действительно находился в четырех шагах от смерти, слова родились именно такие, и они вошли в народную память как символ человечности в условиях кровавой войны.

https://vkvideo.ru/video-146883985_456239421?ref_domain=yastatic.net

Сегодня, спустя 80 лет, память о войне живёт в каждой семье. Память поколений – это не просто слова. Это наша ответственность перед теми, кто отдал свои жизни ради нас. Это наш долг – сохранить память о войне, о подвиге нашего народа. И пусть память о Великой Победе станет для нас источником силы и вдохновения!