Технологическая  карта урока

  1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика Дроздова О.М.
Место работы  МКОУ Мусинская СШ
  1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): 6
Место урока (по тематическому планированию РП) Дроби
Тема урока Действия сложения и вычитания смешанных чисел ( 3 час )
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): базовый
Тип урока (укажите тип урока): комбинированный урок
Планируемые результаты (по ФРП):
Личностные:

– готовность к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

Метапредметные:

1)   Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

– делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

– выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

Работа с информацией:

– выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

2)  Универсальные коммуникативные действия 

Общение:

– воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

– в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

– представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

– принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

– участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

3)  Универсальные регулятивные действия 

Самоорганизация:

– самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

– владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

– оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Предметные:

– выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями;

– выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, правила сложения и вычитания смешанных чисел, переместительное и сочетательное свойства сложения.
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, Федеральной рабочей программы   по математике для 5-9 классов, учебник математика, 6 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Просвещение. 

Выбраны следующие методы обучения: проблемный, репродуктивный, частично-поисковый. Основные  понятия которые должны усвоить обучающиеся: сложение и вычитание смешанных чисел. Оборудование и материалы: доска, ноутбук, раздаточный материал,  листы самооценки. 

Планируемые результаты: обучающиеся научаться применять   правило сложения и вычитания смешанных чисел. Электронные образовательные ресурсы – образовательная  платформа «Учи.ру» (https://urls.uchi.ru/l/95af92).

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

  1. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Ребята, посмотрите на запись чисел на доске. 

1/2, 3/4,  1 2/5 , 10/11, 21/22. Какое число лишнее? ( 1 2/5).    Как называются такие числа?  ( Смешанные числа). 

 Почему? (Состоят из целой и дробной частей). 

Какие действия вы учились выполнять со смешанными числами? ( Действия сложения и вычитания со смешанными числами).  

Как вы думаете какая будет тема сегодняшнего урока? ( « Действия сложения и вычитания смешанных чисел»).
Т. е. сегодня мы с вами продолжим  выполнять действия сложения и вычитания со смешанными числами. 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Фронтальная работа  

Выполните сложение  чисел: 1 2/5 + 3 1/2.  

Какие свойства сложения были использованы? ( Сочетательное и переместительное).

Напишите в воздухе переместительное свойство сложения. 

Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
– повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел;
– учиться применять эти правила при вычислении значений выражений, решении  задач.

Откройте тетради,  запишите число, классная работа, тему урока (слайд 1)

БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Работа в парах.

Ребята, у вас на столах  лежит  набор действий. Необходимо выстроить правильный алгоритм (правило) сложения (вычитания) смешанных чисел.

(Чтобы сложить (вычесть) смешанные числа с разными знаменателями, надо…

Привести дробные части к наименьшему общему знаменателю

Сложить (вычесть) отдельно их целые и дробные части.

Если при сложении (вычитании) смешанных чисел, в дробной части получается  неправильная дробь….

Из неё выделяют целую часть и добавляют к уже имеющейся целой части.) (по окончании выполнения задания  проверка по образцу слайде 2)

Фронтальная работа

 Выполнить сложение чисел 2,5 + 4 2/11 ( один ученик решает на доске, остальные в тетради)

Построение плана выхода из проблемной ситуации. Построение алгоритма действий

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения 
Фронтальная работа

Установите соответствие между ответами и соответствующими действиями (по очереди ученики выходят к доске и устанавливают соответствие)

А )1 – 3/4 1)39 3/8
Б )   15 + 24 3/8 2) 1
В)    ½ + 0,5 3) 1/4
4) 2
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Закрепление изученного материала 

Решение задания  из учебника № 384 (а) ( один ученик решает на доске,  остальные в тетради)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий 
Сказка «Муха – Цокотуха». (Слайд 3). 

Муха, Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла, целых 5 рублей.

Пошла Муха на базар 

И купила самовар, который стоил    312  рубля.  Сколько денег осталось у мухи? ( один ученик решает на доске, остальные в тетради)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
ГИА( ОГЭ)

Тип 6 № 340581

Найдите значение выражения ¼ + 0,7

( задание OГЭ–2023, математика: задания, ответы, решения (sdamgia.ru) (решают в тетради, далее учащиеся проверяют по образцу, отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на  6 рулонов? 

( решают в тетради, далее самопроверка)

БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 4.1. Рефлексия
Какая цель нашего урока была? Достигли ли мы её?

Оцените свою работу на уроке с помощью приема рефлексии «Выбор»

Учащиеся подсчитывают свои баллы и ставят себе отметку за урок

Этап 4.2.Домашнее задание
задания по вариантам на сайте учи.ру https://urls.uchi.ru/l/95af92