Мастер – класс для воспитателей

«Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда в ДОУ с детьми с ОВЗ»

Цель мастер – класса –  повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению информационно-коммуникационных технологий на занятиях с детьми ОВЗ. 

Задачи:

– познакомить педагогов с программно-дидактическими комплексами игр «Мерсибо», которые оказывают положительное воздействие на развитие детей с ОВЗ; 

-развивать творческую активность, смекалку, изобретательность педагогов;

– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), презентация «Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда в ДОУ с детьми с ОВЗ», флешка «Мерсибо Интерактив», флешка «Мерсибо Психоблиц», два сенсорных стола.

Ход мастер – класса:

Слайд 1.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю тему моего мастер-класса «Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда в ДОУ с детьми с ОВЗ». 

Слайд 2.

Как вы знаете, в Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми детьми права на образование.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

Слайд 3. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).

Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. 

А также мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

– проведение гимнастики для глаз;

– работа за компьютером не более 7-15 мин.

Ежедневно педагоги  МБДОУ «Пигаревский ДС»  используют информационно-коммуникационны технологии в воспитательно-образовательном процессе, что в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на обучение. 

Слайд 4.Ещё Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Слайд 5.Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (распечатанными картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

А у детей с ОВЗ наблюдаются повышенная утомляемость, низкий уровень развития восприятия, снижена познавательная активность, что требует поиска дополнительных путей повышения эффективности коррекционно развивающей работы с ними. Поэтому я, как и любой педагог, всегда нахожусь в поиске новых форм и методов коррекционного обучения и воспитания, при которых ребенок был бы увлечен, имел положительную мотивацию к коррекционным занятиям. 

Слайд 6.Сегодня в своем мастер-классе, я хочу с вами поделиться тем, как я использую интерактивные игры «Мерсибо» с детьми с ОВЗ. Игры «Мерсибо» являются для меня палочкой-выручалочкой особенно при работе с детьми со сложными речевыми дефектами, а также при работе с детьми с РАС, ЗПР. Игры «Мерсибо» многофункциональны, занимательны и современны. Детям они очень нравятся, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.

Для работы с данными играми потребуется компьютер, либо интерактивная доска, но лучше всего подходит для детей с ОВЗ интерактивный сенсорный стол.

Слайд 7.Работа с неговорящими детьми – запуск речи

Самое первое, что я бы хотела Вам показать – это игры, которые я использую в своей работе для запуска речи. 

Очень хорошая игра для вызывания слов называется «Дорожные работы». Перед ребенком заваленная камнями дорога, ребёнку нужно помочь проехать машине. Мы часто-часто проговариваем слово: «Тяни!». Вместе с ребенком педагог перетягивает камни в яму и машина сможет проехать! 

Так же для запуска речи у детей с ОВЗ можно использовать игры «Мерсибо» такие как: «Мама, я тут!», «Мышкин завтрак» и др.

 

Слайд 8.      Развитие произвольной моторики пальцев рук

Работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия

Давайте рассмотрим игры «Осенние прятки», «Омар в иллюминаторе». 

          

Слайд 9. Четвертый лишний 

Дидактическая игра «Кто лишний?» способствует развитию познавательных процессов. Дети учатся группировать и классифицировать предметы. Тренирует наглядно-образное, словесно-логическое мышление, активизирует словарь.

Слайд 10.  Визуально-ритмические ряды

По своему опыту работы могу с детьми ОВЗ могу сказать, как правило, вызывают затруднения игры на визуально-ритмические ряды. Ритм, темп и динамика-это необходимые компоненты учебной деятельности. В основе чувства ритма лежат сенсорные связи. Они влияют на развитие речевой активности, процессов восприятия и познания окружающего мира, эмоциональных реакций и речи.

На помощь педагогу уже созданы прекрасные игры: «Елочка, гори!», «Болотная свадьба».

Слайд 11.  Сегодня мы вместе с Вами убедились, что использование интерактивных игр «Мерсибо» позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка с ОВЗ достаточно простым и эффективным.

 

Список литературы:

  1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5;
  2. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
  3. Томилина С. М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
  4. Кузьмина е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
  5. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
  6. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.